Иконы язычников не сильно отличались от икон христиан

языческая икона и христианская

Иконы являются неотъемлемой частью религиозной практики православных христиан. Однако историки все чаще приходят к выводу, что христиане не первые, кто почитал изображения своих святых. Так делали те, против кого боролась церковь в первые века своей истории - язычники.

Откуда пришла традиция написания икон

Хорошо известно, что народы древнего мира поклонялись статуям и фигурам своих богов, но новые данные свидетельствуют о том, что они также использовали портреты своих богов, которые мало чем отличались от православных христианских икон.

Более того, в переходный период между поздней античностью и ранним средневековьем язычники скрывали свою веру, размещая дома изображения своих богов, которые можно было легко принять за христианские иконы.

Наиболее заметным сторонником теории о том, что христианские иконы каким-то образом развились из более ранних языческих практик, является Томас Мэтьюз, профессор истории искусств в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. Его работа в основном посвящена Византийской империи.

Точка зрения Мэтьюза заключается в том, что «корпус раннехристианских икон представляет собой своего рода эхо или зеркало корпуса языческих панно римского Египта, разделяя многие из тех же условностей».

Стиль этих панно был натуралистическим и часто изображал богов с большими выразительными глазами, мало отличающихся от более поздних христианских образцов.

Панно были обнаружены по всему Египту, особенно в древнем городе Файюм. Однако историк Джудит Херрин предположила, что практика портретной живописи, возможно, была гораздо более широко распространена в Римской империи, но картины лучше сохранились в Египте, потому что засушливый климат продлил им срок жизни.

В древнем мире у греков, римлян и других народов был обычай иметь дома изображения богов. Этих богов обычно почитали статуями или статуэтками, но в более поздние периоды античности семьи, возможно, начали чтить своих богов иконами, нарисованными на деревянных панелях.

По словам Херрина, «внутри частных домов также почитались семейные лары (домашние боги); женщины, в частности, занимались этим в домашних святилищах и приносили подношения богам. Эта сильная традиция искать защиты внутри дома создала контекст, в котором христианские иконы постепенно заменили древние».

Древнее вдохновение?

Мэтьюз утверждает, что изображения христианских фигур на иконах во многом заимствованы из более ранних языческих изображений их богов, в основном из греческого, египетского и римского пантеонов.

По мнению Мэтьюза, иконографические изображения Христа могли быть основаны на паанских портретах греческого бога Зевса и греко-египетского божества Сараписа. Иконы с изображением чисто выбритого Христа, возможно, произошли от изображений греческого бога Аполлона.

Мэтьюз также утверждает, что иконы Девы Марии и младенца Иисуса были вдохновлены языческой египетской иконографией Исиды с Гарпократом. Точно так же божества с нимбом древних политеистических религий, особенно изображения Себека, возможно, повлияли на более поздние христианские иконографические схемы, в которых святые и ангелы обычно изображаются с головами, окруженными нимбами.

Скрытие на виду

Хотя некоторые римские императоры жестоко репрессировали христиан, эта религия распространилась по всей империи и постепенно была принята. В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, декриминализировавший христианство.

Позже, в 380 году нашей эры, император Феодосий издал Фессалоникийский эдикт, сделавший христианство официальной религией Римской империи. Всего два года спустя он объявил язычество вне закона и объявил некоторые языческие обычаи караемыми смертью.

После указов Феодосия язычникам становилось все более опасно исповедовать свою политеистическую религию. Тем не менее, некоторые язычники продолжали тайно поклоняться своим богам.

Одним из способов, с помощью которого язычники скрывали свою веру, но при этом сохраняли частные святыни в своих домах, было изготовление икон якобы в христианском стиле, чтобы обмануть власти.

Если бы была обнаружена языческая икона, они могли бы просто заявить, что это икона Христа или одного из святых.

Херрин отмечает, что «даже в 580-х годах были обнаружены язычники, заказывающие иконы, чтобы создать впечатление, что они почитают Христа, хотя на самом деле они были поклонниками Аполлона».

В конечном итоге этот обман не сработал. Это спровоцировало серию судебных процессов, в результате которых были осуждены поклонники Аполлона, которые впоследствии были казнены. А язычество постепенно исчезло.

11.12.2023



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.