Магия и ритуалы ордена Золотой зари

В 1887 году доктор Уайнн Весткотт, лондонский следователь и франкмасон, приобрел рукопись, которая после расшифровки оказалась описанием пяти масонских ритуалов. Пригласив своего друга Сэмюэля Мэттерса, чтобы пополнить материал, Весткотт обнаружил в рукописи адрес некоей фройляйн Анны Шпренгель — знаменитого знатока розенкрейцеров. Фройляйн Шпренгель впоследствии велела ему основать английскую ветвь ее немецкого оккультного общества под названием «Золотая Заря». Так утверждал Весткогт. Теперь кажется вполне вероятным, что никогда не было ни фройляйн Шпренгель, ни закодированной рукописи. Весткотт сам все придумал, чтобы конкурировать с мадам Блаватской, которая в 1875 году основала теософию.

Цели и методы ордена «Золотая заря»

Однако Орден Золотой Зари представляет собой первую серьезную современную попытку синтезировать древние учения тайн в систему управляемого исследования души. Взбудоражив поколение после фурора, произведенного Дарвином и расколовшего науку и веру, и даже после того, как Фрейд и Эйнштейн сформулировали свои взгляды, Золотая Заря предложила методы (главным образом развитые Мэттерсом) систематического, сознательного изучения духовных областей, до сих пор отклоняемого всеми, кроме знакомых с изначальной или восточной традицией оккультизма.

Орден предложил сторонникам трансцендентное учение, основанное не на вере, а на работе над собой. Цель — управляемая эволюция к богоподобному состоянию, кратко описанному в традиционном учении Христа и другими возрожденными божествами, подобно египетскому Озирису. Чтобы достичь этого состояния, была разработана система ритуалов и психоаналитических методов, родственных доктрине универсального закона и подкрепленных синтезом глобальных учений тайн. Полученное таким образом знание вывело бы посвященных за границы христианства и науки.

Степени учеников ордена «Золотая заря»

Приверженцы ордена достигали прогресса через ряд степеней или состояний сознания, разработанных Весткоттом, чтобы соответствовать Сефироту на каббалистическом Древе Жизни. Последнее использовалось (хотя не совсем так, как в иудаистских источниках) в качестве географической карты путешествия духов. Эти степени подразделялись на две части. Третья часть, теоретическая, касалась «тайных мастеров», населяющих божественный мир за границами хаоса, входить в контакт с которыми, как считалось, можно было только в состоянии астрального сознания.

Первая часть от неофита до философа была связана с путешествием по нижнему Сефироту, кратко объясняющему животное, инстинктивное, эмоциональное и интеллектуальное состояния. Затем кандидат получал допуск к степеням, названным Мэттерсом Красная Роза и Крест Золота, — более высокие сферы Тифарет, Гебурах и Чесед, характеризовавшиеся продвижением от самоанализа к мистическому преобразованию личности.

Развивались ритуальная медитация йоги и способность вызывать зрительные образы. Сложная структура и предварительные ритуалы соблюдались не просто ради внешнего эффекта. Мэттерс очень хорошо знал об опасности неконтролируемого перехода в скрытно хаотические состояния разума, где могли преобладать отрицательные качества ищущего. Методами, включающими заклинание и персонификацию архетипов, местной культуры и коллективного подсознания (например, Мерлин — мудрец в Англии), ищущие призывали проводников (ангелов-хранителей) собственного подсознания, полного страхов внутреннего мира, помогающих им достичь дальних берегов озарения.

Большая часть подготовки в Золотой Заре была полностью практической (что бы люди ни думали о метапсихологии). Она пролила яркий свет на современные попытки реинтегрировать человеческую психику, особенно на Западе. Ритуалы, подобно «изгнанию меньшей пентаграммы» (хотя и выглядят чуждыми, а так же ненаучными), — эффективные средства исключения отрицательного в психике. Правда, они персонифицированы. Аналогично соответствие символам гарантировало, что ищущий мог всегда (призвав волю, подавляющую панику) определить свою позицию и заново направить свою душу точно также, как водитель использует карту местности, находясь в незнакомом месте.

Знаменитые представители ордена

Работа Мэттерса и Золотой Зари появилась из того же потока, который питал Эйнштейна, Фрейда, Планка и Юнга. То, что она остается неясной, указывает на продолжающееся ложное разделение между «наукой» и «оккультизмом». И все же, подобно другим магическим обществам, орден занимался проблемой человеческого «я» и сформулировал ее, чтобы найти решение. Такие доминирующие индивидуальности, как Мэттерс и Кроули, слишком легкомысленно предполагали, что вошли в контакт с божеством и стали представителями власти.

В 1896 году у Ордена были храмы не только в Лондоне (с 1888 года), но и в Вестон-супер-Маре, Бредфорде, Эдинбурге и Париже, и Мэттерс (считая, что имеет преимущества, поскольку является автором ритуала Золотой Зари) старался управлять ими всеми. Когда же его власть была подвергнута сомнению, он стал настаивать, что получил ее от божественных «тайных мастеров». Нося шотландскую юбку и именуя себя Макгрегором Мэттерсом, он признал: «Я даже не знаю их земных имен... Я видел их в физическом теле, но очень редко. И в тех случаях встреча была организована ими в астральном виде».

Кроули (тоже любитель юбок из клетчатой материи, купивший имение Лох-Несс и именующий себя помещик Болескина) вскоре поспорил с Мэттерсом, пытаясь завладеть «Золотой Зарей», но затем отступился, чтобы основать собственные печально известные школы. Пока Мэттерс был в Париже, лондонский орден «Золотой Зари» развалился, переименовав себя в «Утреннюю Звезду», которая в свою очередь породила дальнейшие группы и подходы (особенно стоит отметить развитые Дионом Форчуном и доктором Израилем Регарди).

Подобные споры дают повод сделать следующее предположение: орден представлял собой лишь улей раздутых личных «я». И все же он предлагал модель разума — достаточно строгого и способного привлечь внимание таких людей, как королевского астронома из Шотландии Уильяма Пека и сэра Уильяма Крукса, первооткрывателя таллия, а также инициатора синтеза древних мистических/шаманских традиций и современных научных методов.

Как написал в книге «Искусство и значение магии» (1964) Регарди: «Магия — научный метод... Если она помогает нам лучше узнать, кто мы действительно есть» то это наука».

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.