Философия времени: понятие и виды времени

«Что есть время? — спрашивал около 1600 лет назад Преподобный Августин. — Когда я не задаю себе этот вопрос, я знаю ответ». Веком раньше Плотиний заявил: «Время — это мера движения».

Загадка времени связана с нашим сознанием его. Подсознательно мы не ощущаем время. Существует ли «время» даже без сознания, которое отмечает его прохождение через события, циклы, ритмы, рост и распад, которые придают ему материальность?

Понятие «время» в различных культурах

Различные культуры воспринимают время по-разному. Строителей таких мегалитов как Стоунхендж интересовали не часы и минуты, а небесные ритмы, отмечающие сезонные изменения в плодородии. Они ощущали время с точки зрения процесса. Майя с полуострова Юкатан были одержимы временем. Их жрецы верили в циклические ритмы, повторяющиеся каждые 260 лет. Поэтому новые исторические события неизбежно являлись эхом предыдущих, подчинявшихся тому же ритму.

Точно так же считали стоики из Древней Греции: возвращение планет на особые позиции гарантировало воздействие космических событий на историю человечества. Снова: как вверху, так и внизу. Западное понятие времени в форме часов (изобретение монахов, предопределившее индустриальный капитализм и часовой график работ) в средние века отсутствовало. Люди работали по солнцу, луне, чувству голода и требованиям времен года. Наручные часы, отсчитывающие секунды, чтобы сказать нам, сколько у нас времени для того, чтобы сделать что-либо, — продукт современных трудовых отношений. В искусственной обстановке городу естественное время в основном игнорируется.

Западная концепция времени

Это абстрагирование от естественного (солнечного, лунного) к часовому времени породило линейную западную концепцию времени; река, неумолимо текущая из прошлого в будущее через вечно ощущаемое настоящее, — космический процесс, ограниченный простой материальной нуждой. Сегодня это кажется фатально неверным, наносящим удар по теории относительности, как доказательство Данна и других исследователей тайн предпознания. Ведь если время линейно, как могут будущие события быть «зафиксированы» так точно, чтобы (в некоторых случаях) оказаться предсказанными? Как может существовать то, что еще не случилось?

Как объяснить явления, описанные историком Арнольдом Тойнби. В 1912 году он сидел в Греции над Фарсалусом и обнаружил себя в том, что позже назвал «карманом времени». Медитируя над битвой при Фарсале (197 год до н.э ), Тойнби увидел себя не находящимся подсолнечным светом 1912 года, а в тяжелом тумане, через который он наблюдал за битвой македонской армии с римлянами. Галлюцинация была столь реальной, что Тойнби в ужасе отвел от нее глаза. Он находился там — или скорее тогда.

Карманы времени или ощущения дежавю

Случаи наблюдений за призрачными битвами не являются необычными. Они принадлежат тому же самому процессу «вне времени», как предчувствие, невообразимое только в понятиях механического, исторического представления о времени. Ощущения дежавю (уже виденного), когда приезжаешь в новое место, а затем чувствуешь, что ты здесь уже был, и прескювю (почти виденного), когда события на краю сознательного восприятия дразнят разум близким, но несуществующим явлением, похоже, относятся к тому же процессу.

Аналогичное «смещение времени» пережали Анни Моберли и Элеонора Джордейн — две английские учительницы средних лет на каникулах во Франции в 1901 году. Посещая Версаль, они дошли до замка Пти Трианон. Увлеченные беседой, они только потом поняли, что пейзаж и люди вокруг них не похожи на 1901 год. Женщины каким-то образом обнаружили себя идущими по садам Трианона 10 августа 1792 года, во время Французской революции. Позже они вернулись в Версаль, и ни с кем другим подобное не повторялось.

Астроном Фред Хойл назвал понятие времени, означающее вечно текущий поток, «гротескной и абсурдной иллюзией». По его утверждению, все, что существовало, будет существовать «все время», а сознание, дающее нам ощущение истории, прошлого и будущего, на самом деле иллюзия. Это научное подтверждение буддистской мысли является пугающим.

Время с квантовой точки зрения

Частицы мю-мезоны могут прибывать в место назначения до начала своего движения, наше восприятие времени — функция сознания и его ожиданий. Если наше восприятие испорчено, то неудивительно возникновение парадоксов. Подобные парадоксы любят авторы научной фантастики: если ты возвратишься назад во времени, чтобы убить своего дедушку, сможешь ли ты существовать? Они возникают не из природы, а из нашего несовершенного понимания. Мы вводим механизм хронологии, который впадает в парадокс, как только мы стараемся применить его к событиям, которые отказываются соответствовать нашей парадигме.

Чтобы защитить ее, возникает соблазн отказаться от событий, назвав их «паранормальными» или иллюзорными. Так, современники Галилея тоже отказались взглянуть в телескоп и увидеть спутники Юпитера. Поэтому предчувствие и другие возможности человека ортодоксальной верой отрицаются. Ведь они подвергают сомнению понятие линейности времени.

Все же, несмотря на революционные пост-эйнштейновские теории относительно «пространства-времени» и теоретически воображаемые черные дыры, в которых гравитация столь интенсивна, что время останавливается, мы понимаем время не больше, чем люди в эпоху Августина или Плотиния. Оно остается тайной нашего сознания. Когда мы чувствуем себя энергичными, активными, время бежит быстро. Когда мы подавлены, оно тянется, обрастая мрачными свинцовыми тучами.

«И я забыл навсегда то, что должен забыть на время? Или дело в том, что я должен потерять так много времени? Потерять время? Что за необходимость в такой спешке? Разве не вся вечность в моем распоряжении?»

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.