Четыре стихии по версии Аристотеля и Прокла

Мнения этих двух философов не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Аристотель поделил стихии по тому, как они реагируют на прикосновение, Прокл же в соответствии с их активными качествами.

Характерные свойства четырех стихий согласно Аристотелю и Проклу

Стихия АристотельПрокл
Огонь горячий-сухой острый-тонкий-подвижный
Воздухгорячий-влажныйгрубый-тонкий-подвижный
Водахолодный-влажныйгрубый-плотный-подвижный
Земля холодная-сухаягрубая-плотная-неподвижная

Стихии расположены в нисходящем порядке по степени интенсивности или тяжести. Огонь из всех четырех наиболее разрежен и энергетически наполнен, за ним следует Воздух, потом Вода и наконец Земля, как самая плотная и пассивная стихия.

Разделение стихий Аристотелем

Аристотель считал Огонь горячим и сухим, а противоположную ему Воду холодной и влажной. Между Огнем и Водой вы видите Воздух, одновременно горячий и влажный, и Землю, холодную и сухую.

Если вы вспомните о физической природе огня, то согласитесь, что он одновременно горячий и сухой. Когда воду смешивают с огнем, жар огня преобладает над холодом воды, и вода превращается в пар, разновидность влажного воздуха; но, если влажность воды преобладает над сухостью огня, в результате остается лишь холодный несгоревший пепел.

Разделение стихий Проклом

Огонь, согласно Проклу, острый, тонкий и подвижный. Он острый в том смысле, что пронизывает все вещи; тонкий в том смысле, что будто бы не имеет веса и его нельзя потрогать; и подвижный, потому что он никогда не прекращает танцевать вокруг. Земля, напротив, является грубой, плотной и неподвижной. Грубая она в том смысле, что непроницаема; плотная из-за своей тяжести; и неподвижная, поскольку остается там, где ее оставили, в отличие от других стихий, которые можно поместить в сосуд и перенести в другое место.

Между ними находится Воздух с двумя частями Огня и одной частью Земли; и Вода с двумя частями Земли и всего одной частью Огня. Вода схожа с Землей, потому что тоже лежит на поверхности, хотя ее можно поместить в сосуд. Воздух схож с Огнем, поскольку он тоже может расширяться и подниматься, хотя и не так агрессивно проникает во все субстанции, как Огонь.

Согласно Проклу, качество остроты присуще лишь одному Огню, а качество неподвижности одной лишь Земле.

В Воздухе находятся две части Огня, в Воде одна часть, а в Земле ни одной. И напротив, Вода вмещает две части Земли, Воздух одну, а Земля ни одной. В этом смысле Воздух и Вода являются промежуточными стихиями между Огнем с одной стороны и Землей и другой.

Как уже говорилось выше, у стихии Огня есть две противоположности. Он противоположен Воде, поскольку вода и огонь являются естественными не приятелями - ведь вода тушит огонь. Также он противоположен Земле согласно классификации, где стихии выстраиваются от самых легких до самых тяжелых. Огонь поднимается и расширяется, Землю же всегда тянет вниз, и она остается ограничена в самой себе.

Такое расположение стихий от легких до тяжелых используется для определения стихийных ассоциаций земных сфер, четырех концентрических кругов, которые считаются лежащими ниже сферы Луны, низшей из странствующих небесных тел. Луна считается стражем врат между сферой Земли и областью небес. Над Луной располагаются сферы планет и неподвижных звезд; ниже нее находятся сферы четырех низших стихий.

Высшей стихийной сферой под Луной считается сфера Огня, самой легкой из всех стихий, которая энергично стремится вверх. Ниже земной сферы Огня располагается сфера Воздуха, который тоже расширяется, но не поднимается так настойчиво, как Огонь. Ниже сферы Воздуха находится сфера Воды, где плывут дождевые облака, посылая дождь в реки и океаны. Ниже всех находится сфера Земли, согласно космологии древних, лежащая в центре творения. Сфера стихии Земли - это то что находится у нас под ногами, и сама по себе она состоит из всех четырех низших стихий что демонстрирует крест на самом маленьком круге.

Платон дал трехмерное геометрическое толкование четырех стихий, основанное на учении Пифагора в своем диалоге Тимей. В этой работе он соотнес Огонь с тетраэдром (4-гранником), Воздух с октаэдром (8-гранником), Воду с икосаэдром (20-гранником) и Землю с кубом (6-гранником). Платон также упоминал пятую стихию, Квинтэссенцию, которую соотнес с самым идеальным из всех твердых тел - додекаэдром (12-гранником). Эти пять правильных многогранников сегодня известны как Платоновы тела.

Магические символы стихий

Классические символы стихий, используемые в магии, скорее всего заимствованы из алхимии. Огонь здесь представлен равносторонним треугольником вершиной вверх, Вода аналогичным треугольником вершиной вниз, Воздух прямым треугольником с пересекающей центр горизонтальной чертой, а Земля обратным треугольником с пересекающей центр горизонтальной чертой. Треугольники Огня и Воздуха указывают вверх, поскольку эти стихии имеют свойство подниматься, в то время как треугольники Воды и Земли направлены вниз, поскольку эти стихии имеют свойство опускаться.

Дух обычно символизируется кругом с пересекающими его центр четырьмя радиальными линиями, что делает его похожим на колесо с восемью спицами. Четыре линии могут пониматься как четыре низших стихии, потенциально существующие в Квинтэссенции, представленной идеальным кругом, вмещающим и окружающим их все.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.