Карты Таро - история происхождения

В Европе первое упоминание в истории карт Таро относится к XIV веку. Тогдашние гадалки пользовались картами, начертанными на дощечках из слоновой кости. Одни считают, что эти дощечки пришли к нам из Индии или из Китая; другие находят их прототипы у мавров или у арабов. Иные верят, что их занесли в Европу цыгане; еще говорят, что их привезли с собой из Палестины крестоносцы. И, наконец, есть люди, полагающие, что карты достались нам от древних египтян.

История происхождения Таро

Мысль о каббалистических корнях гадательных карт также заслуживает упоминания; 22 карты Старших действительно сопоставимы с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. Однако их взаимосвязь, хотя и несомненная, далеко не так проста, как кажется на первый взгляд.

Французский оккультист XVIII века Этейлла, долго занимавшийся изучением истории гадательных и игральных карт, провел большую работу по восстановлению и изъяснению смысла семидесяти восьми символов, известных нам ныне под названием Таро и традиционно возводимых к изображениям на стене подземной галереи одного из египетских храмов.

Считается, что Таро (один из вариантов происхождения названия - египетское "Та-Рош", "Путь царей") изначально представляло в истории карт Таро иероглифическую “Книгу Тота”. Книга эта состояла из 78 золотых пластинок, на которые были нанесены некие таинственные знаки. Этейлла говорит, что это единственная книга, уцелевшая от ярости халифа Омара, истребившего Александрийскую библиотеку. Она перешла к грекам и римлянам, а от них распространилась дальше.

Введение карт Таро во Франции приписывают художнику Жакмьену Грингонье; история карт Таро говорит, что Грингонье получил от королевского казначея 50 су за три колоды разноцветных карт, составленных для забавы слабоумного Карла Шестого (король 1380-1422).

К концу XIV века карты приобрели популярность во всей Европе. Фигуры Таро рисовали художники итальянского Возрождения. Много карт изготавливалось и продавалось в Германии. Их примеру последовали французы, создав оригинальное и своеобразное Марсельское Таро, до сих пор пользующееся популярностью. Позже купцы и содержатели игорных домов, считавшие карты чисто развлекательным товаром, вносили произвольные изменения в их символику и рисунок. Отсюда, между прочим, мы и сегодня обнаруживаем то пятиконечную звезду вместо масти пик, то изображение яблока вместо бубен в некоторых американских и других колодах.

Со временем карты упростились; их число сократилось с 78 до пятидесяти двух, а потом и до тридцати двух; правда, в южнонемецких землях (Бавария, Австрия) и сейчас играют полной колодой из семидесяти восьми карт в игру под названием "Тарок" с дополнительными фигурами и сложными правилами, несколько напоминающую покер. Новый подъем карты, как игральные, так и гадательные, пережили в XVIII веке во Франции. Появился “канонический” вариант Марсельского Таро, воспроизводимый во всех современных изданиях этой колоды; эта система достаточно удобна для практической работы, однако принципы, положенные в ее основу, начали устаревать уже к концу названного века, когда Таро пережило новую реформу. Большую роль этом сыграли французские оккультисты Антуан Кур-де-Жеблен и Этейлла (псевдоним – анаграмма фамилии Альетте). Кур-де-Жеблен, вращавшийся в масонских кругах, дал им символические толкования в духе Калиостро; Этейлла же разработал целую теорию, которая приобрела большую популярность не только во Франции, но и в других странах, в том числе в России. Впрочем, вопрос о происхождении карт представляется не самым главным. Важность карт Таро заключена в них самих.

Одними из первых это поняли члены английского Ордена Золотой Зари, серьезно занимавшиеся оккультизмом и вырабатывавшими принципы мировоззрения наступающей эры Водолея. В 1910 году член Ордена Артур-Эдвард Уэйт в сотрудничестве с художницей Памелой К. Смит издали колоду Таро, на которой впервые в истории рисунками были снабжены и Младшие Арканы, то есть все карты от Туза до Десятки, что значительно облегчило их интуитивное понимание. Теперь вот уже скоро сто лет, как эта колода остается самой популярной во всем мире. Вместе с ее производными – другими колодами, основанными на том же принципе, то есть с рисунками на всех Арканах, – она составляет сегодня так называемое “общее Таро”, которым пользуется 90 процентов гадалок во всем мире.

В 1942 году британский маг и философ Алистер Кроули, также бывший член Ордена (закрывшегося в 1937 году), вместе с художницей леди Фридой Гаррис создали новую колоду, получившую имя Кроули. Она представляет собой целую энциклопедию оккультных знаний всех времен и народов, в основе же ее структуры лежит Каббала как учение, из всех западных наиболее приспособленное для передачи принципов наступающей новой эры.

Поэтому, хотя колода Кроули и является мощным инструментом познания себя и мира, пользоваться ею для простого гадания затруднительно: без предварительной подготовки эта замечательная колода не откроет и десятой доли своих тайн. Изучению этой колоды во всех странах посвящаются специальные курсы и многотомные труды.

Во второй половине ХХ века у колоды Кроули также появилось много производных. И, хотя пользоваться ими легче, потому что они значительно упрощены по сравнению с исходной, в основе всех них также лежат принципы Каббалы, без знания которой результаты гадания также себя не оправдывают.

Кроме них, в последнее время появилось также большое число колод, носящих название “Таро”, однако содержащих совсем другие карты: Дзен и Ошо-Таро, Таро Стихий Грегори Дж. Букаута, Аура-Сома-Таро М. Бута и др. Число карт в них бывает самое различное, а сами карты имеют смысл, не сходный ни с одним из традиционных. Гадать на них тоже можно, но для этого существуют специальные правила и руководства.

Старшие Арканы Таро

Всего традиционный набор карт Таро (арканов Таро) состоит из 78 карт: 22 карты так называемых Старших (от лат. "arcanum", тайна); небезынтересно также сходство с арабским "руки", мн.ч. "Аркан", означающим "столп, устой веры", и санскр. "арчана" – поклонение символу божества) и 56 карт Младших арканов, содержащих четыре масти: Жезлы, Кубки, Мечи и Денарии (они же Посохи, Чаши, Шпаги и Пентакли). Каждая масть состоит из 14 карт – десяти числовых, от Туза до Десятки, и четырех фигурных ("картинок"), иногда называемых также "придворными" – Валета (он же Паж, Вестник и т.п.), Рыцаря (Кавалер, Всадник), Королевы (Дама, Сивилла) и Короля (Фараон).

Откуда такой разнобой в названиях мастей и самих карт? В русском языке – прежде всего из-за переводов, делавшихся с разных языков и разными людьми, часто никогда прежде не державшими в руках не только гадательных карт, но и игральных. Но разночтения есть и в других языках: они сложились исторически, а иногда вносились намеренно.

Старшие арканы Таро символизируют жизненный путь человека. Они представляют также двадцать одно основное начало Вселенной. 22-я (нулевая) карта причисляется к Старшим Арканам Таро условно, она представляет собой как бы обобщенную сумму остальных. А поскольку число 21 - это, в частности, преобразованная длина волны водорода, самого распространенного элемента в нашей Вселенной, то становится ясно, как велика роль этого числа для всего живого. Каждый из нас построен из этих начал, носит их в себе в разной пропорции (точно так же, как в каждом индивидуальном гороскопе с разной силой выражены все планеты и знаки Зодиака). Однако эти начала существуют не только внутри нас: "То, что внизу, подобно тому, что наверху". Соотношение их меняется и во Вселенной, как меняется расположение планет. Но планеты далеко от нас; их символы, принятые в астрологии, имеют мало общего с теми материальными телами, которые вращаются вокруг Солнца на немыслимых расстояниях от Земли. Поэтому любой способ гадания, а в особенности – Таро, поскольку в нем представлены целых 78 отдельных символов, часто дает более точный и конкретный ответ на интересующие нас вопросы, чем астрология, вынужденная работать лишь с вероятностями явлений и событий. Наличие большого числа отдельных символов выгодно отличает Таро от многих других методов гадания, где те же значения, представленные здесь элементарно, приходится получать путем комбинации нескольких символов.

Впрочем, с астрологией карты обоих соприкасаются достаточно тесно: каждая карта соответствует определенной планете или части зодиакального круга. Поэтому перед гаданием желательно уточнить, под каким знаком человек родился. Более подробные сведения о его гороскопе также могут быть небесполезны. Правда, привязка к астрологическим и иным символам, например, к буквам каббалистического алфавита, в разных источниках также разнится. Поскольку для практики эти привязки не имеют значения. В остальном же каждый волен сам выбрать любую из привязок, имеющихся в литературе, или предложить свою: они все будут иметь смысл.

Карты имеют и нумерологическое значение, что не удивительно, если вспомнить, что число 78 также представляет собой немаловажную величину оно равно сумме первых двенадцати чисел (1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12), а магическое значение числа двенадцать известно. О нумерологическом значении младших и старших арканов мы также немного расскажем. Старшие арканы Таро легко делятся на три Семерицы. Выложенные в ряд, они представляют жизненный путь человека, поделенный на три стадии – или на три стороны его взаимодействия с окружающим миром (разум, чувства, реакции). Возможны и другие толкования; более подробные объяснения каждой карты и их взаимодействий даются в тексте Толкований. Карты Старших нередко выкладываются отдельно от Младших: с их помощью определяют личность человека и основные моменты его судьбы.

Младшие Арканы Таро

Что же касается Младших, то нетрудно заметить их сходство с современными игральными картами: "жезлы" стали трефами, "кубки" - червами, "мечи" - пиками, а "денарии" - бубнами. Есть, впрочем, и иные значения младших и старших арканов. Но в обычных картах, т. н. "французской” (и русской) колоде оказалось на одну картинку меньше: после валета в ней сразу идет дама, а "рыцаря" нет. Традиционная же "немецкая" (или "испанская") колода, наоборот, не знает дамы, зато в ней представлены младший и старший валет ("паж" и "рыцарь"). Как правило, Младшие арканы раскладывают когда хотят получить ответ на какой-то конкретный вопрос, касающийся будущего, настоящего или прошлого. Если кажется, что ответ неясен, можно предпринять и вторую, и третью попытку, ограничения здесь нет (хотя для получения достаточно точных ответов лучше мешать карты не реже, чем через каждые два-три запроса). Другое дело, что вопрос должен быть сформулирован возможно более конкретно. На неоднозначный вопрос и ответ будет уклончивым. Кроме того, сам вопрошающий должен быть уверен, что хочет получить ответ.

В современном комплекте карт Таро на самом деле не 78, а 80 карт. Две из них пустые. Это – “белые” карты, изымать которые без особой нужды не следует, и расклад лучше проводить с их участием. Когда выпадает Белая Карта, это часто означает, что вопрощающий (а чаще тот, о ком вопрошают) не хочет, чтобы другие узнали что-то из его жизни. Так или иначе, она означает непредсказуемость (или неудобопредсказуемость) будущего в той области жизни, которую она должна была символизировать согласно раскладу.

Вообще “белые”, то есть пустые карты, служат своеобразным напоминанием о медитативном значении карт. Есть такое упражнение для адептов Таро высших ступеней: разложить карты не на столе, а в уме. Расслабиться, закрыть глаза и попросить Космос дать вам карту в ответ на ваш вопрос. И карта, которую вы увидите, не будет совпадать в точности ни с одной из вам известных, однако все ее детали будут именно такими, какие нужны для получения ответа.

Другое дело, что прежде, чем проводить такое упражнение, нужно очень хорошо освоить все Арканы, и Старшие, и Младшие.

Клиент Таро

Вы, вероятно, заметили, что до сих пор я ни разу не употребил слово “клиент Таро”. Но не потому, что это слово “плохое”, а потому, что оно искажает действительность, подменяя собой то отношение, которое на самом деле возникает между гадателем и вопрошающим, отношением совершенно иным, описываемом в литературе как “клиент-клерк”. Отношение “клиент-клерк” равнозначно отношению “покупатель-продавец”. И дело тут даже не в поговорке “Покупатель всегда прав”, к нашему случаю отношения не имеющей, ибо ясно, что вопрошающий скорее ошибется в оценке своей ситуации, чем гадатель, – а в известном тезисе римского права: caveatemptor– “покупатель, будь бдителен!”, – потому что продавец всегда заинтересован обмануть покупателя, так было в любую эпоху и при любом режиме. Между тем в нашей с вами практике возможен лишь обратный случай, то есть обман гадалки вопрошающим, если тому, например, захотелось что-то от нее скрыть или вообще разыграть ее.

Тут надо еще раз вернуться к необходимости доверять своей интуиции: когда первый сигнал, ваш самый чистый внутренний голос, сообщил вам что-то: именно этому и надо доверять больше всего. И если потом пациент возражает, пусть даже категорически: “Нет, это не так!” – вам надо лишь взять выпавшую карту, предъявить ее ему и произнести: “У меня ДОКУМЕНТ!”, и так к нему и относиться. Вас это, наверное, удивит, но за десять лет работы сбоев у меня тут еще не было. Хотя удивляться тут нечему: пациентов, искренне не понимающих, что с ними происходит, или просто искажающих истину очень, очень много. Между гадателем и вопрошающим могут возникать разные отношения. Сама возможность выговориться уже имеет для вопрошающего значение. А если гадатель к тому же хороший специалист, то эффект будет еще больше.

Это может быть и отношение “жрец-профан”, когда гадатель сознательно совершает священнодействие, а вопрошающий рад праву участвовать в нем. В наших славянских странах это чаще хорошо, чем плохо. Или отношение “учитель-ученик”, основанное на готовности вопрошающего учиться новому. Англоговорящие коллеги называют клиента “кверентом” – не столько от английского quest или question (“запрос, вопрос”), сколько от латинского queror– “жаловаться”. Человек приходит с жалобой, и есть кто-то, кто может ее удовлетворить. Все эти обозначения лучше, чем термин “клиент Таро”, особенно в беседе с самими клиентами. Если их так называть, если обозначать наши действия словом “услуги”, то мы вызовем у них в подсознании образ продавца, – а дальнейшее, увы, ясно. Одна богатая дама, придя ко мне на консультацию, долго пыталась обращаться со мной, как с парикмахером или официантом, и злилась оттого, что это у нее не получалось. Наконец она спросила: “Так вы оказываете услуги населению или нет?” – на что я ответил: “Мадам, я не оказываю услуг. Я лишь иногда соглашаюсь дать консультацию”. Нашим коллегам, работающим в салонах, приходится труднее. Они вынуждены называть свои действия “услугами”, потому что именно об этом им и выдается патент (лицензия). Но о них – другой разговор и в другом месте.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.