Тайны и загадки угасшей Индской цивилизации

Более 4000 лет назад предки нынешних дравидов построили города близ нынешней в долине Инда (современный Пакистан). Они создали особую письменность и оставили глубокий след в индийской культуре.

Открытие руин Индской цивилизации

В 1856 два британских инженера, братья Джон и Роберт Брантоны, подрядились строить железную дорогу между Лахором и Мултаном в нынешнем Пакистане. Они сразу же столкнулись с проблемой. Аллювиальная почва долины Инда, по которой предполагалось тянуть линию, хорошо подходит для земледелия, но крайне бедна камнем, необходимым для железнодорожной насыпи. Брантоны решили вопрос способом, вероятно, удовлетворившим заказчика, но приведшим к археологической катастрофе. Около деревни Хараппа они нашли целую россыпь древних обожженных кирпичей. По мнению Брантонов, это был отличный балластный материал, и 160 км шпал они уложили на кирпичную крошку.

После учиненного братьями разгрома генеральный директор археологической службы Индии Каннингем провел в Хараппе небольшие раскопки. Он сделал вывод, что для науки осталось мало, но опубликовал детали найденной там раньше печати с изображением быка и шестью странными знаками. Только спустя полвека этим загадочным ключом к древнеиндийской истории решили воспользоваться его коллеги.

Продолжение раскопок

В 1921 новый генеральный директор археологической службы Индии Маршалл продолжил начатые в Хараппе раскопки. Его группа обнаружила остатки крупного города. Это стало началом эпохальной серии открытий, подаривших миру доселе неведомую культуру — угасшую Индскую цивилизацию, процветавшую за 2000 с лишним лет до Рождества Христова.

Через год у той же железной дороги обнаружили второй город, на месте Мохенджо-Даро, «Холма мертвых», на 640 км южнее. Здешние находки помогли понять тайну Хараппы. Дальнейшие исследования связали с ней руины мелких поселков, разбросанные по огромной территории — от нынешнего Карачи до устья реки Нармады и окрестностей Дели.

Первые поселения появились в долине Инда в IV тысячелетии до н.э. Между 2700 и 2500 до н.э. возникли однородно спланированные города, и сформировалась общая культура всего региона.

В этот переходный период были выстроены массивные городские стены Хараппы. После нее и Мохенджо-Даро археологи открыли десятки городов в нынешней пустыне Тар, в Гуджарате, на северном берегу Аравийского моря до 60 0 в.д., что позволило археологам лучше понять своеобразный уклад Индской цивилизации.

Хараппская цитадель

Самым заметным сооружением Хараппы была цитадель, возведенная на искусственном холме. Сохранился ее контур, охватывающий участок размером примерно 396 х 198 м. В индских цитаделях находились культовые и общественные здания, но не было дворцов. В цитадели Мохенджо-Даро обнаружена структура, условно названная «Большой ванной» — прямоугольный бассейн длиной 12, шириной 7 и глубиной 2,4 м, возможно, служивший для связанных с погружением церемоний, — интересный прецедент с учетом позднейших ритуальных омовений индуистов.

У подножия хараппской цитадели находились мастерские и вымощенные кирпичом площадки, некоторые из них, вероятно, были токами для обмолота зерна. Севернее расположена конструкция, ранее считавшаяся амбаром, но сейчас определяемая как крупное общественное здание. Похожее сооружение есть и в Мохенджо-Даро. В небольшом городе хараппанцев Лотхале в Гуджарате (Камбейский залив) цитадель включала в себя обширный склад, где найдены глиняные печати со следами тюков с тканью, к которым они были прикреплены.

Хараппскую цитадель окружали просторные жилые кварталы. Недавние исследования демонстрируют впечатляющие масштабы индских городов, руины которых ныне скрыты под толстым слоем аллювия. Хараппа занимала площадь более 150 га, а Мохенджо-Даро — 250 га.

Южнее хараппской цитадели находится кладбище. Могилы местных жителей по масштабам сопоставимы с их городами. Средние размеры составляют 3,3 х 1,2 м, хотя бывают и 4,5 х 3 м. В последнее время в Хараппе выяснились некоторые детали погребальных обычаев. Тело клали на спину или на бок головой к северу, иногда заворачивая в саван. В могилах найдены медные кольца, ожерелья из камешков или ракушек, зеркала из полированной меди. Покойника снабжали пищей и питьем в горшках, которые часто ставили в яму первыми, присыпали землей и лишь потом сверху клали усопшего.

Планировка индских городов

Самым необычным во всех индских городах является их весьма совершенная общая планировка. За толстыми наружными стенами (вероятно, защищавшими от наводнений) крупные кварталы разделялись четкой сетью широких улиц. Дома шли стандартными рядами. Их размеры варьировались, но здание всегда окружало внутренний двор, обычно с лестницей, ведущей на верхний этаж. Повседневными делами занимались главным образом в патио, как и в современных индийских домах.

Жители были одержимы гигиеной. В домах находились ванные комнаты и кирпичные туалеты, связанные с дренажной системой, которая шла вдоль улиц и состояла из сточных канав, колодцев и смотровых люков. В домах обнаружены следы тщательно обработанных деревянных конструкций, а оштукатуренные стены и полы могли быть покрашены или покрыты подвешенными циновками или ковриками. Находки ювелирных изделий, забавных фигурок и расписной керамики показывают, что индцам хватало в жизни художественного воображения и ярких красок.

Скульптуры в индских цитаделях

Во всем регионе обнаружено лишь несколько крупных скульптур, зато найдено огромное количество глиняных статуэток. Некоторые изображают обнаженных бородатых мужчин, но большинство — женщин, обычно с подчеркнуто пышными бедрами и бюстом, тяжелыми ожерельями и фантастическими прическами или головными уборами, к которым порой крепится лампа. Вероятно, это образ великой богини-матери, почитавшейся в разных обличьях в Юго-Западной Азии (до прихода индоевропейцев). Среди прочих фигурок много игрушек, например в виде запряженных быками повозок. Возможно, впрочем, что это не просто мелочи жизни, а религиозные приношения.

Эта терракотовая фигурка из Мохенджо-Даро изображает арбу со сплошными колесами, служившую для перевозки товаров между соседними поселками. В районе Инда до сих пор ездят на такого типа повозках.

Климат в долине Инда

Климат в долине Инда был в ту эпоху влажнее, чем сейчас, и все же сухим и жарким. Сельскохозяйственные культуры изменились мало (только рис появился позже — ок. 2000 до н.э.): пшеница, ячмень, горох, кунжут (из него давили масло), хлопок. В II тысячелетии до н.э. параллельно Инду (юго-восточнее) текла полноводная Сарасвати, о которой напоминают лишь река Гхаггар и каналы. Ее воды орошали значительную территорию, бывшую житницей местной цивилизации.

Индцы наверняка ловили рыбу и охотились на крупного зверя — на диких быков, слонов, тигров и носорогов, которых тогда было побольше, чем сейчас. Крестьяне держали кур, крупный рогатый скот (а также буйволов), овец и коз. Были и пастухи, перегонявшие стада между сезонными пастбищами.

Общественный строй Индской цивилизации

Общественный строй остается областью гипотез. Вероятно, у власти стоял класс жрецов. Основной массой населения были земледельцы, рыбаки и скотоводы-кочевники. «Средним классом» считались ремесленники — плотники, кузнецы, гончары, ювелиры. Их инструменты были каменными, медными и бронзовыми — железа еще не знали. Сосуды изготовлялись в основном из глины и дерева. Пряли и ткали, вероятно, в каждом доме.

Элитой могли считаться богатые купцы, торговавшие со всей долиной Инда и, судя по текстам из Месопотамии, добиравшиеся до Шумера (современный Ирак). В то же время шумеры бывали в долине Инда. Слоновая кость, золото, медь, жемчуг, сердолик и агат, дерево и бамбук, а также павлины и обезьяны были важными статьями индского экспорта. Вероятно, все это менялось на тонкие ткани, благовония и прочие недолговечные вещи, от которых ничего не осталось.

Индцы торговали также с юго-восточными соседями — собирателями-охотниками и рыбаками Гуджарата и хребта Аравалли. Отсюда получали слоновую кость, сердолик, агат, медь, олово и другие виды сырья. Товары между поселками возили на запряженных быками арбах с колесами в виде сплошных деревянных кругов. В длинные путешествия отправлялись вьючные караваны и суденышки, похожие на современные индские плавучие дома.

Важными торговыми партнерами хараппанцев были Иранское нагорье и южный Туркестан. Связи с ними особенно укрепились после основания индских форпостов на севере долины Инда для регулярных поставок лазурита - самого ценного в Юго-Западной Азии самоцвета, добывавшегося тогда только в нынешнем Бадахшане (Афганистан).

Процветание индской торговли не подкреплялось военной силой — все говорит о миролюбивом народе.

Изобразительное искусство и письменность

На торговых печатях индцев обычно от четырех до десяти значков - слишком мало для дешифровки. Здесь под ними изображен носорог.

Изображения животных на печатях — самые впечатляющие образцы индского изобразительного искусства. Наиболее частый сюжет — единорог, стоящий в профиль. В принципе, это может означать и антилопу с одним заметным рогом, но найдены и терракотовые фигурки мифического однорогого существа. На некоторых печатях присутствует химера с головой мужчины, рогами быка, туловищем слона, передними ногами барана и задними тигра.

Археологов особенно заинтересовал образ человека в позе лотоса с рогатым головным убором. Есть предположение, что это прототип индуистского Шивы — очень двойственного бога. Богини, изображенные на некоторых печатях, очень похожи на ипостаси его супруги Шакти, известные под именами Кали, Дурга, Парвати, Сарасвати и др.

В индских городах использовались стандартизированные меры и веса. Базовая весовая единица составляла около 14 г, а длину измеряли в «локтях», соответствующих предплечью (примерно 53 см). Найдена бронзовая линейка с такой разметкой.

Процветание индской торговли не подкреплялось военной силой — все говорит о миролюбивом народе. Города пользовались своеобразной письменностью. Найдено множество квадратных печатей, в основном из стеатита, с вырезанными значками и изображениями животных. Ими клеймили тюки с товаром, обозначая владельца или отправителя. Большинство ученых считают язык этой цивилизации дравидийским — родственным тамильскому и другим языкам южной Индии.

Упадок Индской цивилизации

Хараппское кладбище отражает изменения, связанные с упадком Индской цивилизации во II тысячелетии до н.э. Мертвых теперь часто кремировали. Это блюдо накрывало погребальную урну.

К 1600 до н.э. города в долине Инда испытывали упадок. Возможно, наводнения или миграции речного русла привели к частым неурожаям и экономическому кризису. Безусловно, сыграло роль и постепенное пересыхание Сарасвати. Некоторые находки говорят о высокой смертности от малярии и, возможно, холеры. Одни области, например Гуджарат на юго-западе, остались населенными, но многие другие обезлюдели. В конце концов в долину вторглись (через Центральную Азию) индоевропейцы (арии) из Юго-Восточной Европы, подавившие остатки индских городов. Речные наносы похоронили городские развалины. Однако следы индской культуры остались.

Индоевропейские языки завоевателей взяли верх над дравидийскими, но испытали их определенное влияние. Индуизм, сложившийся в XVI—V вв. до н.э., включил, помимо арийских, и верования доарийского населения долины Инда. Некоторые черты современной индийской жизни уходят корнями в Хараппскую цивилизацию.

Задолго до прибытия испанских конкистадоров некоторые индейцы жили в побелках городского типа, окрещенных позднее «пуэбло». «Скальный дворец» в Меса-Верде (Колорадо) - один из самых впечатляющих комплексов этого типа - приютился в огромной природной пещере. Жилища лепятся друг к другу в несколько ярусов. Между домами разбросаны округлые ритуальные постройки.

Руины Теотиуакана, Иерихона и других древних городов

Появление земледелия, надежного источника продовольствия, привело к оседлому образу жизни. К III тысячелетию до н.э. в общинах земледельцев Индской цивилизации появились разнообразные мастерские, культовые и административные здания. Так родились Индские города.

Л'Анс-о-Медоус (Ньюфаундленд) - один из многих следов викингов в Новом Свете. Поселок состоял из трех домов: каркас из местного плавника обложен торфом, внутри несколько комнат и центральный каменный очаг. Побелок включал также кухни-землянки, пять сараев-мастерских и кузню, где изготовляли железные орудия из местной болотной руды.

Скара-Брей: кооператив каменного века

Эта плотно застроенная деревенька выросла на Оркнейских островах (Шотландия). Мощеные переходы петляли между сложенными из камня без раствора хижинами - однокомнатными, с центральным очагом и каменной мебелью. Современные Скара-Брей поселки Средиземноморья, например Лос-Миларес в Испании и Дерна в Греции, а также поселения Приднепровья (Триполье), Балкан и др., строились гораздо основательнее.

Теотиуакан - город Солнца в Индской цивилизации

Этот город в долине Мехико основан в конце I тысячелетия до н.э. Считается, что на этом месте находилась пещера, из которой в начале мира вышли Солнце, Луна и первые люди. В период своего расцвета, в VI в., он занимал 750 га. Его культовое ядро - широкий бульвар длиной около 2 км, окаймленный пирамидами. Вокруг располагались районы, заселенные различными социальными группами, например ремесленниками.

В пригороде жили крестьяне, возделывавшие богатую почву долины. «Проспект мертвых» в Теотиуакане ведет от пирамиды Луны (крайняя слева) мимо храмов, дворцов и огромной пирамиды Солнца к пирамиде и храму Кецалькоатля в религиозном центре древнего города.

Дура-Европос: город, основанный сподвижниками Александра Македонского

Не все культуры шли к урбанизации своим путем. Так, города, основанные Александром Македонским и его последователями, скажем, Ай-Ханум в Афганистане, стали прививкой греческой культуры в глубинах Азии. Типичный пример эллинистического «экспорта» - Дура-Европос, заложенный около 1ОО до н.э. на Евфрате в Сирии. Сеть его улиц окружала агору - рыночную площадь. При парфянах (после 100 до н.э.) здесь был перекресток караванных путей. Захватив его в 164, римляне превратили многие дома в казармы и добавили свои типичные постройки, например бани.

Дура-Европос основан сподвижником Александра Македонского Селевком I Никатором на месте ассирийской крепости. Ко II в. прямоугольные кварталы города раскинулись на площади 180 га. Клинописная табличка XIII в. до н.э. - древнейший известный науке городской план. На нем ученые различили части шумерского мегаполиса Ниппура, основанного около 5000 до н.э. Слева - русло Евфрата. За двойной крепостной стеной - Киришауру, сад, примыкавший к укреплениям. Через центр города проходил канал, а справа от него - Экур, святилище Энлиля, бога земли, покровителя Ниппура и одного из трех основных богов шумерского пантеона. Такое «совпадение» обеспечивало городу статус главного святилища шумеров, а затем и их наследников.

Древний Иерихон: иорданская твердыня

Около 9000 до н.э. у родника на месте Иерихона возникла одна из первых в мире деревень. Выросли «юрты» из сырцового кирпича - первый известный науке тип зданий из этого материала. К 8500 до н.э. здесь было до 1500 жителей. Поселение окружала массивная каменная стена (уникальная в ту эпоху структура) для защиты от врагов, животных и наводнений. Не считая коротких периодов запустения, город существовал здесь еще 8000 лет.

Мохенджо-Даро: город на Инде

Это поселение на юге нынешнего Пакистана, основанное ранее 2600 до н.э., - один из первых образцов общегородского планирования.

Серия широких улиц пересекалась под прямым углом более узкими переулками. Дома просторные, с собственными колодцами и удобствами, включая санузлы. Фасады, выходившие на улицу, были без окон. Внутрь домов попадали через патио. Город обслуживался единой канализационной системой. На цитадельном холме в Мохенджо-Даро находится «Большая ванна» - бассейн, герметизированный битумом и использовавшийся для неизвестных нам церемоний.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.