История Старого царства Египта

Всемирно известным символом шестивекового правления III—VIII царских домов являются каменные пирамиды на западном берегу Нила — воплощение могущества государей. Но как удалось древним правителям сосредоточить в своих руках столько власти и богатства?

С переходом от Раннего царства к Старому технологии древнеегипетского хозяйства не сильно улучшились. В земледелии и скотоводстве наблюдался только количественный рост. В ремёслах применение меди расширилось, но каменными орудиями труда пользовались по прежнему очень широко. Масштаб перемен не сопоставим с взлётом каменного строительства.

Трудно объяснить и внешнеполитические успехи государей Старого царства. На Синайском полуострове всё активнее разрабатывались месторождения меди, бирюзы и малахита; из Финикии доставлялся кедр для строительства кораблей до 50 м длиной. Царь V династии Сахура (XXVI в. до н. э.) изобразил в своём поминальном храме прибытие короблей с сиро-палестинскими иноземцами, это, вероятно, была дань людьми.

Гробница Осириса в Египте

С конца Среднего царства расположенную на абидосском кладбище гробницу государя I династии Хора Хвата стали принимать за могилу бога мёртвых Осириса, и могильный холм над ней на тысячу лет сделался местом паломничества, и западе громили эфиопов, захватывая у них сотни тысяч голов скота. У вторых нильских порогов возник египетский город, жители которого плавили местную медь.

Главная особенность этой гробницы — множество сопутствующих захоронений. Вблизи царя покоится более 330 его подданных! Юный возраст большинства из них (17—25 лет) не даёт предположить, что их хоронили возле царя по мере того, как они умирали от старости. Судя по надписям на надгробных камнях, в основном это личные слуги и наложницы Хора Хвата. Вероятно, им предстояло прислуживать ему и в загробном мире.

Существует мнение, что, хотя и в меньших размерах, захоронения слуг вместе с почившими государями совершались до конца I династии. Другая же догадка сводится к тому, что Хор Хват приказам в пределах своей гробницы устраивать и поминовения придворных.

Однако поддающееся точному подсчёту число чужеземных пленников невелико — в целом 8802 за шесть веков Старого царства. А единственная сохранившаяся в письменности цифра дани людьми — 70 человек. Очевидно, что при возведении пирамид труд иноземцев не имел решающего значения.

Великий голод в Египте

Главная перемена при переходе от Раннего царства к Старому — утверждение почти безграничного права государей на труд самих египтян. Источники Старого царства, к сожалению, не объясняют, как это случилось. Завесу тайны приподнимает повествование, высеченное спустя 25 веков на крайнем юге Египта, на острове Сехель.

Текст сообщает, что при царе III династии Джосере (Тосортросе; 2785—2766 гг. до н. э.) Нил не разливался семь лет подряд, и страну поразил голод. Спасительные наводнения возобновились, лишь когда верховный сановник и великий мудрец Имхотеп узнал имена богов верхнеегипетского половодья и им были принесены обильные дары.

Давно замечено сходство данного повествования со знаменитым преданием библейской книги Бытие о семи голодных годах в Египте. Но библейский рассказ правдоподобно уточняет, что спасли египтян не царские дары, а запасы государева зерна. Взамен голодающий народ был вынужден признать полную власть монарха над землёй и каждым человеком. Послабления были сделаны только для храмов и жрецов.

Такое развитие событий в царствование Джосера не выглядит невероятным. Согласно новейшим исследованиям, III династия воцарилась в разгар засушливого периода в Северо-Восточной Африке. Владения её располагались преимущественно в Низовье, почти не страдавшем от половодий. Потому даже в сильную засуху царь мог ссужать зерном жителей Верхнего Египта. Именно от царствования Джосера сохранились и первые упоминания о начальниках — номархах, назначаемых государем в области (номы). С остатками независимости местного самоуправления было покончено.

Государственное устройство Старого Египетского царства

В руках египетских царей сосредоточилась почти безграничная власть над самой обширной и многолюдной страной того времени. Безмерность могущества отразилась и в подобострастном обожествлении государей, и в удивительном размахе строительства царских гробниц.

Стремительно разрастался и богател подчинённый монархам аппарат управления. При III—IV династиях государство ещё походило на огромное домохозяйство царской семьи. Высшие должности обычно исполнялись государевыми родственниками. Но необъятность царской власти требовала гораздо большего числа квалифицированных управленцев.

С конца правления IV династии размеры пирамид уменьшились. Но неуклонно росли расходы на содержание. Разительно менялось и устройство вельможеских усыпальниц, ныне называемых арабским словом «мастаба», т. е. «завалинка, «каменная скамья». Ещё в начале правления IV царского дома их сооружали из кирпича-сырца, иногда с каменной каморкой внутри. Но уже при Хуфу сановникам была предоставлена возможность строить из камня. Постепенно гробницы-«завалинки» превратились в настоящие каменные дворцы с множеством комнат, испещрённых резными изображениями и надписями. От Гизы и Абу-Роаша через Абу-Сир и Саккару в сторону Дахшура на десятки километров раскинулись величественные кладбища чиновной знати.

В источниках времён V династии почти не встречаются намёки на внутренние осложнения. Но при всей многочисленности столичной бюрократии уже было не под силу вникнуть в каждую мелочь государственного управления столь протяжённой страной. Да и царям растущее могущество столичной знати уже не казалось безопасным.

Союз Египта с Номархами

Правителям VI царского дома пришлось опереться на номархов. Именно они могли быстро и со знанием дела разрешать проблемы на местах, а главное, казались менее опасными, чем находившаяся вблизи государя столичная знать. И если при IV и V династиях верховная власть свободно распоряжалась должностями областных правителей, теперь, стремясь заручиться поддержкой номархов, цари позволяли им передавать должности по наследству, и в областях стали складываться местные владетельные роды.

На протяжении примерно столетия казалось, что союз с номархами оправдывает царские ожидания. Царствование Пепи II (XXIV—XXIII вв. до н. э.) оказалось едва ли не самым долгим на свете — 94 года! Примечательна и возросшая воинственность государей VI династии. При Пепи I вельможа Уни пять раз водил походы против некой приморской страны, имевшей крепости и виноградники, а также разорил земли к северу от неё.

Джосер прямо называл себя существом одной природы с верховным богом египтян — Солнцем-Pa. При той же династии имена государей начали заключать в особый «солнечный» овал, теперь называемый картушем. Джосер же первым воздвиг каменную пирамиду. Архитектором и начальником этого строительства был Имхотеп.

Основателя IV царского дома Снофру (XXVIII в. до н. э.) называли «великим (большим) богом», тем самым приравнивая его к Солнцу — владыке неба. Он стал и абсолютным рекордсменом «пирамидостроения», возведя четыре пирамиды. Совокупный объём их каменной кладки поражает — 3 млн 700 тыс. куб. м! Его сын Хуфу (Хеопс) воздвиг на изъявление покорности от вождей эфиопских племён. Правитель верхнеегипетского нома Хуфхор дважды возглавлял походы в далёкий южный край Нам. Очень тесными стали связи с финикийским Библом, где египетского царя почитали как Солнце Пустыни.

Но в долгосрочной исторической перспективе послабления номархам оказались гибельными для мемфисской монархии. Распоряжаясь находившимися в области царскими пашнями и стадами, возглавив местные храмы, номархи обрели непомерное влияние на хозяйственную и религиозную жизнь населения, и постепенно там утвердился принцип преданности лично 1 гомарху.

Почти не нуждаясь в поддержке со стороны царя, номархи всё больше тяготились вмешательством центрального правительства вдела областей. А борьба придворных группировок за престол после смерти Пепи II обессилила центральную власть. Манефон утверждает, что государи VII династии сменялись чуть ли не ежедневно: 70 царей за 70 дней! Не сохранилось ни одного памятника, который можно было бы приписать этому царскому дому. Царствование VIII династии тоже оказалось столь краткими, что в кладбищенских жизнеописаниях египтяне просто перестали называть своих государей по именам.

Ухудшалась хозяйственная обстановка. Земледельцам приходилось теперь содержать не только столичных управленцев, но и свиты номархов. Между тем с XXIII в. до н. э. начала ощущаться охватившая Ближний Восток глобальная засуха, уменьшившая площади и плодородие пахотных земель. Под конец VI царского дома уже мало кто мог позволить себе просторную гробницу с настенными изображениями.

Первый переходный период Старого Египта

История первого переходного периода всё ещё состоит для нас больше из вопросов, нежели из ответов. Главная тому причина — крайняя скудость письменных текстов.

Основной источник по истории предшествующего Старого царства — жизнеописания чиновников, вырезанные на стелах и камне гробниц. Но с гибелью мемфисской монархии эта традиция прервалась. Иероглифические надписи на камне создавались специально подготовленными мастерами, обучавшимися в Мемфисе. В годы же безвластия, когда ведомства царского хозяйства были разорены, а многие грамотеи перебиты, навык массовой подготовки таких мастеров оказался утрачен.

При неизвестных обстоятельствах в начале XXII в. до н. э. царём Египта стал некий Хети (Ахтой). Столицей основанной им IX династии был город на севере Верхнего Египта, позже названный греками Гераклеополем. Сведений о 100-летнем правлении Хети и трёх его преемников почти не сохранилось.

Пятый государь из гераклеопольского рода, видимо, звался Уахкара Хети и наверняка был личностью незаурядной. Он вернул в царское хозяйство почти не страдавшие от засух пашни Низовья, принудил к повиновению осевшие там за время смут скотоводческие племена. Центр управления страной возвратился в Мемфис, из-за чего Уахкара Хети позже считался основателем X династии. А для своего сына Хети, будущего царя Мерикара, государь составил письменное наставление об обязанностях правителя — древнейший в мире трактат.

Но даже и в это царствование власть Гераклеополитов распространялась, вероятно, только на их собственные владения. В Гермополе и к югу от него властвовали номархи, признававшие верховенство царя лишь на словах.

В годы голода и расправ гарантировать человеку сытость и безопасность могли лишь защита и поддержка со стороны кого-нибудь сильного, великого — номарха или иных могущественных лиц. Но за это они требовали от человека личной преданности, услуг, труда. На кладбищах первого переходного периода видны иерархически соподчинённые погребения, где могилы «малых» теснятся вокруг усыпальницы великого.

Правление династии Инийотеф в Старом Египте

В третьей четверти XXII в. до н. э. усилились правители IV области Верховья со столицей в Фивах, присвоившие затем и некоторые царские титулы. Имя первого государя этой XI династии неизвестно, три следующих носили личное имя Инийотеф.

Первоначально фиванцы не притязали на власть над всем Египтом. Но когда засухи в Верховье стали катастрофическими, Уаханх Инийотеф приказал захватывать зерно в соседних номах. Под конец своего полувекового царствования он уже был властелином десяти южных областей. В конце XXI в. до н. э. его внук Ментухотеп I, тоже царствовавший более полувека, низверг Гераклеополитов и объединил под своей властью весь Египет. Однако даже при царе-объединителе и двух его преемниках, тоже Ментухотепах, сложившееся в смутное время государственное устройство в основном сохранялось. Официально столицей вновь объявили Мемфис, на деле же главным городом страны были победившие Фивы.

Выходцы из этого города занимали высшие государственные должности, а для строительства храмов и усыпальниц в Фивы направляли мемфисских ремесленников. Возле этой южной столицы» в современной долине Дейр-эль-Бахри, раскинулся и величественный поминальный храм с усыпальницей Ментухотепа! Включённые в царское хозяйство фиванцев владения свергнутых Гераклеополитом поставляли дары в святилища победившего юга.

Развитие меценатства в Древнем Египте

В тяжёлые времена первого переходного периода вошло в моду похваляться помощью бедноте. Разбогатевший управляющий одного из храмовых хозяйств по имени Хорнахт писал в своём жизнеописании: «Я давал хлеб приходившему голодным и пиво — приходившему с жаждой. Я давал сандалии приходившему босым и воду — приходившему в жару». Хорнахт даже «давал ослов просившему ослов» и «металл — просившему металл; давал пряжу и давал лён и никогда не забирал их (обратно)». Но эти раздачи вовсе не оказывались безвозмездными.

Три десятка семейств, получавшие от управляющего зерно, были обязаны ему своим трудом и преданностью. Гробницу Хорнахта построила его «собственная ватага из 30 молодцов» — весомая рабочая сила! Источником могущества Хорнахта являлось и многочисленное потомство от удачно выданных замуж дочерей: 14 юношей и 10 девушек.

Последний государь Старого Египетского царства

Имя последнего государя XI династии известно лишь из надписей за пределами нильской долины. Вероятно, в первой четверти XX в. до н. э. в Египте разразилась новая смута, центром которой стали царские владения вокруг Мемфиса. Не исключено, что объявились претенденты на египетский трон и в Эфиопии. Но фиванская знать, среди которой были сподвижники объединителя страны Ментухотепа! возвела на престол верховного сановника Аменемхета.

Для действенного управления протяжённой страной основатель XII династии перенёс свою резиденцию на север, в область столиц Сне фру, основателя самой могущественной династии Старого царства (примерно в 56 км к югу от современного Каира). В обоснование этого переезда и грядущих преобразований подданным было предъявлено фиктивное «древнее» пророчество. Некогда призванный к царю Скофру мудрец Неферти якобы предсказал Египту и особенно Низовью, когда разразятся природные катастрофы, нахлынут азиатские скотоводы. «Пророчество» прозрачно намекало на памятные всем распри и продолжавшиеся засухи. Но мудрец Неферти будто бы обещал прекращение бедствий, когда к столицам Снофру «придёт царь-южанин чьё имя Амени» (уменьшительное от царского имени Аменемхет). Новый город назвали Ичу-тауи.

Чтобы оградить Низовье от вторжений азиатских скотоводов, были построены Стены правителя — цепь укреплений в Восточной Дельте. Путь ливийцам преградила крепость на юге оазиса Вади-Натрун.

В начале XII династия номархов стала принуждать к работам не только персонал царских владений, но и всех мужчин страны. На проводившихся смотрах мужское население областей распределялось по учётно-возрастным категориям, прикреплялось к профессиям и хозяйствам: царским, храмовым и вельможеским. Обычным делом стали переводы работников из одной области в другую. Возродилась и система обязательных для всех подданных «царских работ». Таким образом, жители областей попадали в зависимость от властей.

Царские имена Аменемхета намекали, что сего приходом возродилось благоденствие Старого царства, следуя обычаям которого государь даже воздвиг себе пирамиду. Но благотворные последствия преобразований проявились не сразу. Царь пал жертвой придворного заговора, а жестокие засухи и голодные годы продолжались до середины правления его сына Сенусерта I (около 1956—1911 гг. до н. э.) Лишь когда высокие половодья стали регулярно повторяться, Египет вступил в период нового расцвета.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.