Древний Египет - периода среднего царства

В начале Среднего царства потребность в грамотных чиновниках была столь велика, что даже возник литературный жанр поучений будущим писцам. Создатель первого такого сочинения Хети, сын Дуауфа, позже считался великим литератором. Он указывал подросткам, что в Египте неучи обречены заниматься физическим трудом, и специально преувеличивал тяготы последнего: «...видел я медника за работой у отверстия печи, причём пальцы его, как у крокодила, а он более смраден, чем рыбья икра». У резчика по камню к вечеру «руки как неживые (буквально погибли), и он устал. Он сидит до тех пор, пока не зайдёт солнце, причём его колени и спина согнуты», Огородник «приносит палки, плечи его покрыты нарывами, язва большая на шее его, выделяющая гной». Зато профессию писца Хети расхваливал за то, что она всегда обеспечивает достаток и видное положение в общество: «Что касается писца, то место его всякое — в столице, и не будет он бедным в нём».

Царская власть в Среднем Египетском государстве

Символом деятельного присутствия царской власти в каждом номе стали работы по расширению и украшению местных святилищ. Реконструкции подверглись почти все значительные храмы, и впервые в них стали возводиться каменные постройки, которые мог даровать области только царь.

Изыскивая средства для содержания разросшейся бюрократии, XII династия освоила под пашни котловину файюмского озера на стыке Верховья и Низовья. Самый могущественный государь Среднего царства Аменемхет III (около 1853—1806 гг. до н. э.) воздвиг у входа в «Землю озера» неимоверно обширное каменное здание с тысячами комнат и переходов. Вероятно, это был царский поминальный храм с особыми помещениями для областных богов. Сооружение не уцелело, но ещё греки дивились ему не меньше, чем великим пирамидам.

Чтобы удовлетворить нужды многочисленной бюрократии в золоте, чёрном дереве, самоцветах и т. д., XII династия стремилась овладеть Эфиопией. Сенусерт III (около 1872—1853 гг. до н. э.) возглавил несколько военных походов, после чего земли до второго порога отошли к Египту. Границу обезопасили цепью кирпичных крепостей, и в Новом царстве египетская Эфиопия чтила Сенусерта III как местного бога.

Военные походы в Палестину успехом не увенчались. Потребность в олове, серебре и других металлах приходилось удовлетворять путём обмена, ради чего царские посланцы доходили до Малой Азии и Вавилона. Население пользовалось посудой с Крита, а египетские вещи найдены в развалинах Кносского дворца. В Низовье же к концу правления XII династии скопилось немало выходцев из соседней Передней Азии.

У царствовавшего почти полвека Аменемхета III сильных преемников не оказалось. Позднейшие царские списки называют десятки имён, из которых лишь часть найдена на современных памятниках. На полтора столетия престол стал игрушкой в руках противоборствующих сил. В какой-то момент правления «XIII династии» в Восточной Дельте объявились новые «цари» (XIV династия). Начавшийся распад Египта ознаменовал завершение эпохи Среднего царства.

Общественный строй в Среднем царстве Египта

Общественный строй Египта ранней древности представляется очень своеобразным, и причина того — необычайно сильно развитая государственность. Нигде в Древнем мире, за исключением, быть может, Китая конца I тысячелетия до н. э., государство не участвовало столь же целенаправленно в формировании хозяйственных и социальных отношений.

Уже в Старом царстве безусловно преобладал государственный сектор экономики. Его основными подразделениями были хозяйства царя, храмов и чиновничьи «дома». Общинный и частный секторы очень рано были без остатка поглощены государственным. К началу Среднего царства в Египте не осталось соседских общин свободных и полноправных граждан, независимых от государственных хозяйств. Хотя хозяйства храмов, чиновников и мелких производителей пользовались некоторой экономической автономией, её мера определялась волей и реальной силой государства. Все они размещались на государственной земле, причём храмы и чиновники черпали рабочую силу преимущественно из государственных фондов.

Большая часть продукции изымалась у непосредственных производителей государством. Оно постоянно и целенаправленно перераспределяло огромную долю национального богатства в соответствии со своими политическими и экономическими целями. Объём продукции, свободно обменивавшейся на рынках, был крайне невелик.

По мнению выдающегося востоковеда И. М. Дьяконова, несмотря на то, что эта система «претерпевала различные частные изменения во времена Нового, Позднего царства, эллинистического и римского периодов... принцип управления всеми производящими хозяйствами из государственного центра неизменно сохранялся... Поэтому египетская история, хотя и обнаруживает известные изменения общественных форм, в целом не являет подлинного общественного прогресса... и египетский путь развития можно с уверенностью назвать тупиковым».

Вполне восстановить раннюю историю формирования социально-экономического строя древнеегипетского общества пока не удаётся. Но благодаря исследованиям О.Д. Берлева принципы общественной организации Среднего и отчасти Старого царства уже в основном понятны.

Земледелие в Среднем царстве

Ирригационное земледелие меднокаменного века основывалось на коллективном труде, а при неурожаях земледельцам требовалась помощь центральной власти. Потому полная частная собственность на землю была чужда древнеегипетской культуре.

К тому же при высокой плотности населения и ограниченности земельных ресурсов бесконтрольное и паразитическое пользование ими отдельных лиц приводило бы к острейшим социальным конфликтам.

Древние египтяне полагали, что плодородная нильская долина создана верховным богом Солнцем прежде всего ради кормления богов. С этой же целью созданы и сами люди, во главе которых бог Солнце поставил своего божественного сына — египетского царя. Вся естественно орошаемая земля считалась коллективной собственностью сообщества богов, человечество — персоналом принадлежавшего богам хозяйства, царь — «управляющим» хозяйства богов. Полной частной собственностью человека мог стать лишь урожай с того или иного земельного участка. И то только как оплата за службу богам и государству.

Условия владения земельными участками определял царь. Он же мог произвольно менять эти условия и владельцев земли. Поскольку же непредсказуемость условий хозяйствования была бы губительной для экономики, общественное мнение побуждало царя считаться с обычаями и ранее сделанными земельными пожалованиями.

Самым могущественным из богов учреждались персональные святилища, которым выделялись участки земли. Фактически они оказывались во владении жреческого коллектива. Но всегда сохранялось право царя контролировать доходы храмовых хозяйств и распоряжаться этими землями — вплоть до перераспределения или изъятия. Храмы облагались налогами, а их работники (в основном набиравшиеся из государственных фондов) отрабатывали также и временные повинности государю и областям.

В Старом царстве множеством пашен владели поминальные святилища государей (ведь и цари считались богами, тем более после смерти). Эти земли можно рассматривать как личное владение того или иного монарха. В остальном чёткое разделение имуществ на государственные и царские отсутствовало. Самого слова «государство» в египетском языке не было; последнее персонифицировалось царём. Совокупность имуществ в непосредственном управлении центральной власти называлась «дом царя». Высшие государственные должности, включая верховного сановника (визиря), считались относящимися к «дому царя». Пашни «дома царя», обычно равновеликого размера, возделывались прикреплёнными к ним земледельцами. Последние были обязаны сдавать весь урожай определённым ведомствам или должностным лицам. Те в свою очередь предоставляли земледельцам пропитание, посевное зерно - инвентарь и скот.

Высокопоставленные чиновники, кроме того, владели обширными земельными массивами. Последние складывались из должностного владения: земли со скотом и работниками из «Дома царя», полученными при условии и на время несения службы; земли, арендованной у «Дома царя»; земли «дома собственного». Но и последняя была в конечном счёте царской землёй.

Профессии Среднего Египта

С царской собственностью на землю неразрывно связана другая важнейшая особенность египетской цивилизации — государственная система перераспределения произведённого продукта и рабочей силы. Её первичным механизмом были смотры- переписи. На них большая часть мужского населения страны распределялась по учётно-возрастным категориям и профессиям. Смотрам подлежали даже больные и увечные. Но основная задача смотров состояла в устройстве подросшей молодёжи - всех, кто не имел возможности выбрать карьеру чиновника. Самых здоровых и крепких отбирали в войско, остальных определяли в «рабов царя,, а также в ремесло и низшее жречество.

Главной обязанностью «рабов царя» была работа на кого-нибудь. Государь, как правило, передавал их в пользование учреждениям и должностным лицам: чиновникам, высокопоставленным жрецам, квалифицированным ремесленникам, воинам элитных отрядов. Но обслуживали своих хозяев «рабы царя» лишь в рамках назначенных им на смотрах профессий, которые у словно можно разделить на «полевые»: земледельцы, пастухи и промысловики, занимавшиеся собирательством, рыбной ловлей и птицеловством; и «домашние»: бельевики, казначеи, провожатые, прачечники, приусадебные садовники, виночерпии и т. д. Певцы, танцоры и цирюльники обычно отпускались на оброк. Они бродили по стране, зарабатывая на пропитание и покупку вещей, часть которых отдавали «хозяину». В домашнее хозяйство направлялись и женщины. У высокопоставленных хозяев домашние слуги иногда ухитрялись сколотить собственное хозяйство — имели свою землю, рабов, скот.

Административные документы отделяют ремесленников от «рабов царя», но последние могли заниматься некоторыми ремёслами, имевшими домашнее значение.

Хозяева не только пользовались трудом «рабов царя», но и продавали их. Однако «рабы царя» всё же считались работниками государя и состояли на учёте в его «Палате рабочих рук». Хозяева не были властны над их личной собственностью, равно как и над их детьми. По достижении соответствующего возраста последние выводились на смотры, где их могли перевести в другие хозяйства, забрать в войско или ремесленники. Теоретически дети «рабов царя» могли даже выбиться в чиновники или жрецы. Мораль требовала от хозяев заботы о вверенных им работниках, из-за чего последние в отдельном хозяйстве назывались «мерит» — «возлюбленные». Лишившись должности, хозяин утрачивал право на обеспечивавший её труд «рабов царя», которые передавались его преемнику.

Жизнь рабов Среднем царстве Египта

Кроме «рабов царя» у хозяев имелись и собственные рабы — баку. Чаще всего ими становились неоплатные должники. Но их доля в трудовом населении была мала. Порабощение земляков вне царских «наборов» осуждалось обществом. Неодобрительно относилось к частному рабовладению и государство, стремившееся принудить всех подданных к служению царю.

Имелось и множество чужеземных рабов, в подавляющем большинстве азиатов. Поскольку крупных успешных войн на северо-востоке Египет в эпоху Среднего царства не вёл, можно предположить, что азиатов захватывали у самой границы, в Восточной пустыне. Подобно «рабам царя», они учитывались в «Палате рабочих рук» и раздавались государем. Азиатские слуги жили у людей небогатых, даже у «рабов царя». Они не имели профессий и использовались на случайных работах.

Едва ли не самым благоприятным было положение царских ремесленников государственных мастерских, удовлетворявших потребности двора, войска и местной знати. Документы из Дейр-эль-Медины, посёлка ремесленников фиванского кладбища времён Нового « царства, показывают, что им определялись посильные задания, рабочая неделя с десятым выходным днём и отдыхом по многочисленным праздникам. За работу, видимо, полагался паёк на семью и домик на царской земле. В свободные от работы на царя часы ремесленники могли изготовлять изделия для продажи, но при условии, что это делалось их собственными орудиями. Неудивительно, что отцы учили сыновей мастерству, чтобы и тех зачислили в царские ремесленники. Если же вакансий не оказывалось, дети ремесленников могли попасть и в «рабы царя», и в войско.

Чиновники в среднем Египте

Согласно неписаному обычаю, чиновник мог передать свой пост по наследству сыну или брату. И хотя официально новое назначение производилось царём, в подобных случаях оно считалось делом предрешённым. В результате должности на протяжении многих поколений оставались в руках одних и тех же знатных родов. Один номарх даже утверждал, что высокое положение было предназначено ему, ещё когда он был «внутри своего отца», т. е. не просто с рождения, а когда находился в отцовском семени.

Некоторые должности казались чиновникам и жрецам настолько «собственными», что они даже продавали их вместе с прилагающимися обязанностями, полномочиями, соответствующим обеспечением. И царь утверждал покупателей на служебных постах, а порой, дабы не обидеть знать, сам покупал приглянувшиеся его родственникам должности.

Военная повинность в Среднем царстве Египта

Первой ступенькой карьеры простолюдинов обычно была служба в войске. При удачном стечении обстоятельств сыновья «рабов царя» дорастали до офицерской должности. Если же они к тому же знали грамоту, в дальнейшем им мог выпасть шанс продвижения по административной или жреческой стезе. Подчас достигали чинов и те из детей «рабов царя», кто рос в доме вельможного хозяина.

В Старом царстве во время больших военных кампаний ещё созывалось ополчение, куда разного рода начальники входили вместе со своими подчинёнными. Но войско Среднего царства набиралось уже путём очередных призывов молодёжи и состояло на государе шеи ном содержании. Оно делилось на городские (первоначально номовые) полки и дружину царя. Рядовые воины звались «анху» — буквально «живые (т. е. полные жизненных сил)», «живчики».

Городские полки подразделялись на «молодёжь» и «ударное» войско ветеранов. «Молодёжь» состояла из временно призванных на военную службу «красавцев» и профессиональных воинов, «бойцов». Последние могли затем попасть в «ударное» войско.

Дружина царя, созданная в противовес городским полкам, подчинялась непосредственно государю и его ближайшим сановникам. Её главной силой была гвардия — отряды «спутников правителя».

Гвардейские новобранцы наделялись хозяйствами, о них говорится как о «снабжённых списками (работников), пожалованных пашнями, награждённых скотом». Так, гвардеец Хусебек ещё в молодости получил в награду 160 «рабов царя». К египетскому войску добавлялись отряды чужеземцев, в основном эфиопов.

Поскольку значительную часть пути обычно приходилось проделывать по реке, существовал большой чётко организованный военный флот, кадры для которого поставляла опять же гвардия. Если пехотой командовали, как правило, офицеры-служаки, то знать под конец Среднего царства стремилась попасть во флот.

Боги и жрецы Среднего Египта

Государственную доктрину древнеегипетской монархии было бы правильно назвать ритуалистической. В III — начале II тысячелетия до н. э. царь был главным и во многом единственным посредником между людьми и богами. В этом, по мнению египтян, и состояла его наиважнейшая обязанность.

Царю приписывалось единство с богом Хором и богинями корон Верхнего и Нижнего Египта. Он же являлся верховным жрецом, с ведома и от имени которого совершались все богослужения в важнейших святилищах. Запрет на жертвоприношения от прочих лиц, вероятно, был некогда введён из опасения, что они рассердят богов неумелым исполнением ритуалов или даже станут обращаться к ним с вредоносными для царя и Египта просьбами (похожие ограничения позже существовали в Японии и Китае). Исключительное право государя на богослужения превратило его в уникальную фигуру, от которой зависело само существование мироздания.

Превосходное сочетание экологических факторов нильской долины египтяне объясняли тем, что в начале времён Солнце установило там уникальный благой порядок взаимодействия всех богов. Но в дальнейшем избегать катастрофических нарушений данного порядка можно было только регулярными жертвоприношениями. Для того чтобы их можно было совершать, Солнце, собственно, и создало долину, населённую людьми. Поскольку богослужения исполнялись от имени царя, казалось, по словам А. О. Большакова, что его «роль в мироздании превосходит роль большинства богов, ибо именно и только он удерживает вселенную от катастрофы». Если Солнце считалось композитором «симфонии» долины, то царь выступал дирижёром «оркестра» богов.

Благоприятная экологическая обстановка, прирост экономического и культурного потенциала Египта служили несомненными доказательствами действенности исполняемых государями богослужений. Дело выглядело так, будто, принимая от царя дары, боги всякий раз неукоснительно выполняют его предусмотренные ритуалом пожелания. В результате царя стали считать не просто верховным жрецом, испрашивавшим милости у богов, но существом, наделённым сверхъестественным даром управлять богами посредством ритуальных действий. Один из чиновников времён VI царского дома писал о своём государе так: «...мощь царя Верхнего и Нижнего Египта Меренра — да живёт он вечно! — более великолепна, более величественна, более могущественна, чем (мощь) всех богов».

Поскольку надо всем властвовал бог Солнца, обнаруживавшийся у монархов похожий дар не мог не означать, что царь по своей природе также есть Солнце. Разница состояла только в том, что государь имел силу над богами лишь в пределах, установленных ритуалами. Он всё же не был вполне равен Солнцу и потому считался «младшим Солнцем».

Принципиальной разницы между административными, военными и жреческими должностями не существовало. В стране, считавшейся поместьем богов и возглавлявшейся сыном Солнца, все должности и повинности были так или иначе наполнены религиозным смыслом. Они считались не менее богоугодными, чем непосредственное участие в культе. А все ритуалы в государственных святилищах совершались от имени царя, и, по словам известного египтолога В. Эджертона, храмы богов по существу являлись «департаментами царской административной системы. Совмещение жреческих, административных и военных должностей было делом обычным. Но жреческие посты считались особенно удобными, потому что в году их надлежало исполнять лишь три раза по одному месяцу. Должности в храмах разных богов нарасхват разбирали вельможи и их жёны.

Законодательная система в Среднем Египетском царстве

Египтяне всеми способами уклонялись от «царских работ», а призванные на них часто убегали. Сохранился папирус, упоминающий уголовные законы «о намеренно уклоняющихся больше б месяцев», «о намеренно уклоняющемся от своей работы», «о бежавшем, не выполнив своё задание», «о бежавшем из острога». В первом из этих случаев наказанием стали пожизненные каторжные работы на царских полях. Но даже такая, поистине страшная угроза не останавливала беглецов. Потому государство узаконило захват заложников из числа родственников и домочадцев дезертиров.

Один храмовый привратник обращался с жалобой на то, что был «схвачен из-за... сына, работника местного храма... поскольку у него недостача выполнения повинностей». Возмутиться привратник посмел лишь потому, что его схватили по ошибке: на самом деле его сын все повинности выполнил. Кошмар «царских работ и право государства захватывать «заместителей»

Помимо принудительного труда в рамках профессий египтяне призывались на временные «царские работы». Обычно это были строительство, землеройные работы, полив полей. Отбывалась и гребцовая повинность для перевозки грузов по Нилу. Труд мобилизованных часто оказывался непосильным. Сроки работ определялись жёстко и растягивались на много месяцев. Содержали мобилизованных в острогах.

Обмен и торговля в среднем Египте

Почти всё производившееся трудовым населением изымалось и перераспределялось служащими «Дома царя», владельцами вельможеских хозяйств, администраторами храмов и т. д. Потому крупная частная торговля в Египте возникнуть не могла, равно как не мог сложиться и слой купечества.

Едва ли представители знати испытывали необходимость что-то покупать. Почти всё необходимое для них производили «рабы царя», а для строительства гробницы государь предоставлял им своих ремесленников. Некоторая потребность в торговых делах возникала у владельцев средних и мелких хозяйств, где профессии «рабов царя» были не столь многообразны. Известно небольшое хозяйство жреца, продававшее на сторону ткани собственного изготовления. Но такие примеры редки. Нехитрые же нужды работников в основном удовлетворялись выдачами продовольствия и вещей. А «на продажу» они могли предложить только излишки полученных выплат или нечто, произведённое в «неурочное время».

В гробницах Старого царства встречаются изображения обмена, совершавшегося на крошечных базарах под открытым небом. Обмениваются съестные припасы: зерно, овощи, хлеб, рыба — и ремесленные изделия: домашняя утварь, обувь, украшения, веера, палки,) рыболовные крючки. Продавцы стремятся криками обратить внимание на свой товар, расхваливают его качество, предлагают его попробовать или испытать и безудержно льстят покупателю, уверяя, что фаянсовое ожерелье ему к лицу, называя его «мужем благодетельным».

Поскольку до чеканки монеты было ещё далеко, главным средством платежа являлось зерно, хотя расплачивались и одеждой. В начале XII династии за услуги однажды заплатили «серебром, золотом, медью, притиранием, ячменём Низовья, пшеницей». Обычно вещи менялись на вещи, но их стоимость при этом измерялась в зерне или металлах, чаще всего в золоте либо меди. В Среднем царстве упоминается и стандартная единица измеренной в металлах стоимости — деньга.

Без внешней торговли обойтись конечно же было невозможно. Однако она являлась делом государственным и велась царскими чиновниками. Ввозимое в Египет в основном объявляли данью и подарками чужеземцев фараону.

Законы заключения брака в Среднем царстве Египта

Уже в начале III тысячелетия до н. э. «широкие» объединения родичей типа род или клан не являлись формой социальной организации египтян. Примечательно отсутствие у них фамилий, которые указывали бы на принадлежность к некой многочисленной родственной группе. Были только имена, при необходимости пояснявшиеся «отчеством» например, Яхмес, сын Ибена. А поскольку у названного в «отчестве» родителя (отца, реже матери) также могли найтись тёзки, порой создавались громоздкие конструкции вроде Собекнахт, сын Хенену, сына Собекнахта.

Сравнительно малое значение в жизни египтян «широких» родственных объединений, видимо, связано с огромной ролью государства. Уже в Старом царстве оно то и дело забирало у родителей сыновей и дочерей для работы в других частях страны, что вело к разрушению родственных связей, особенно с родичами «двоюродными», «троюродными» и т. д. Указания на важность связей с широким кругом родичей в жизнеописаниях появляются только в периоды ослабления бюрократической монархии.

В большинстве случаев тексты упоминают о «малой», или «нуклеарной», семье, состоявшей из родителей и детей. Особые термины для обозначения кровного родства сводились к трём оппозициям: «отец» и «мать» (существительного с обобщающим значением «родители» не было), «сын» и «дочь», «брат» и «сестра».

Главной целью брачного союза являлись дети-наследники, которые бы заботились об отце в старости и хранили его поминальный культ. Потому молодому человеку не стоило тянуть с женитьбой. При невысокой средней продолжительности жизни нужно было не только успеть обзавестись детьми, но главное — выкормить и воспитать их. Вместе с тем рекомендовалось вступать в брак, когда юноша в состоянии завести собственный дом и содержать семью.

Расхожее мнение о распространённости в Древнем Египте браков между родными братьями и сёстрами необоснованно. В Новом царстве супруги действительно порой называли друг друга братом и сестрой, но смысл здесь иной. Таким образом супруги подчёркивали своё желание сохранить любовь и семейную общность на протяжении всей жизни, подобно тому как нельзя расторгнуть родство брата и сестры.

Полигамия в Среднем Египте

На папирусе времён Нового царства сохранилось послание овдовевшего мужа к скончавшейся три года назад жене: «Я взял тебя в жёны ещё юношей. Я был с тобой вместе. Позднее я получил все титулы, но я тебя не оставил... я тебя не покинул, а, наоборот, говорил:

„Да будет всё это вместе с тобой!". Каждому, кто заговаривал о тебе со мной и советовал оставить тебя, я отвечал: „Я сделаю, как пожелает её сердце!..". И вот смотри: когда мне поручали наставлять военачальников войска фараона и его колесничих, я посылал их, чтобы они простирались на животе пред тобой и приносили всевозможные прекрасные дары. Я никогда не скрывал от тебя своих доходов.. Никогда не было, чтобы я пренебрегал тобой... Мои благовония сладости и одежды я никогда не отсылал в другой дом, а, наоборот, говорил - „Моя супруга здесь!". Ибо я не хотел тебя огорчать... Когда я сопровождал фараона на юг, я во всём поступал, помня о тебе... Когда я вернулся в Мемфис, я испросил у фараона отпуск и отправился туда, где ты обитаешь (т. е. к твоей гробнице), и я много плакал вместе с моими людьми перед изображением твоим. Три года прошло с тех пор... И смотри, хотя есть сёстры в нашем доме, я не ходил ни к одной из них».

Известный египтолог П. Монтэ прокомментировал данное послание так: «Этот образцовый муж, неутешный вдовец, даёт ясно понять, что другой на его месте действовал бы совсем иначе: став высоким сановником, отверг бы жену скромного происхождения».

У царя могло быть несколько жён одновременно. В Новом царстве это диктовалось и внешнеполитическими соображениями. Браки с чужеземными «принцессами» служили формальным подтверждением военно-политических союзов Египта или его верховенства над той или иной страной. В первой половине XIV в. до н. э. Аменхотеп III собрал целый «гарем» из царевен: две вавилонские, три миттанийские, одна из анатолийского государства Арцава, не считая дочерей мелких сиро-палестинских правителей. Кроме того, у царя имелись наложницы, в чём ему подражала и высшая знать. Но у подавляющего большинства египтян была одна жена.

Многие мужья мечтали, чтобы после смерти их с женой «двойники» пребывали вместе. Потому они приказывали изображать себя вместе с ней в гробницах и на стелах. Обычно супруги держатся за руки или обнимают друг друга за талию. Считалось, что счастье — это когда «рука мужчины в руке его жены».

Вместе с тем отношения мужа и жены оставались делом сугубо личным, запретным для постороннего интереса и вмешательства. В кладбищенских жизнеописаниях о них говорится крайне скупо. Сурово осуждались попытки внебрачного сближения с женщинами, состоявшими при другом домохозяине. В знаменитом «поучении», включённом в школьную программу, говорилось: «Если дружбой дорожишь ты в дому, куда вступаешь как почтенный гость иль брат, обходи с опаской женщин!». За любовную связь с чужой женой наказывали даже смертью.

Переходный период в Среднем Египетском царстве

Около 1795 г. эпоха Среднего царства подошла к концу, и Египет вступил в длительную полосу второго переходного периода, во время которого подвергся (XVII в. до н. э.) нашествию племён с Востока. В египетских источниках их собирательное название «властители чужеземных стран — гиксосы (егип. «хекау хасут»). По своему этническому составу гиксосы представляли собой пёстрый конгломерат племён из Южной Сирии и Северной Аравии. В результате раскопок М. Битака, начатых в 1970-х гг. на месте столицы гиксосов в Аварисе были обнаружены росписи, напоминавшие росписи Кносского дворца на Крите. Эти находки позволили сделать вывод о минойском (индоевропейском) элементе в составе правящей элиты гиксосского государства.

Слабые египетские правители Дельты (XIV династия) действенного сопротивления гиксосам оказать не сумели. Потому Нижний и Средний Египет полностью оказался под властью иноземцев, основавших в Дельте свою столицу. Продолжавшееся более века господство гиксосов над Египтом на юге страны не было стабильным и в сущности на него не распространялось. Оплотом борьбы с гиксосами стали Фивы. Первые сражения фиванских царей с гиксосами были не очень удачными. Но к концу правления XVII династии Фивы укрепились настолько, что стала возможной наступательная война с целью полного изгнания гиксосов и восстановления власти над всем Египтом. Освободительная война, начатая фараоном Секененра Таа, продолжалась ещё в течение двух следующих правлений — фараонов Камеса и Яхмеса I.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.