Как появились сказки?

Сказки — это больше чем выдуманные повествования о волшебных существах и странах. В каждой культуре они возникают из общечеловеческого опыта. Происхождение их теряется в веках.

Архетипичные темы сказок

Безоговорочно моралистичные, населяющие языческую мультивселенную, их архетипичные темы спонтанно возникали во все времена.

Так, Джек всегда взбирался по бобовому стеблю (подобно шаману по Древу Жизни), чтобы победить Людоеда в Облачном Замке; принцы всегда побеждают колдуний, чтобы разбудить и завоевать Спящих Красавиц; принцессы встречают говорящих лягушек, которые ищут любви. В Европе с конца XVII века, благодаря Перро, братьям Гримм, Гансу Христиану Андерсену или Эндрю Дангу, в сказках очень важен предостерегающий элемент. Ганзель и Гретель заблудились в Диких Лесах, Красная Шапочка встречает Большого Злого Волка, а Красавица — Страшилище и учится не судить его по внешнему виду.

Новый формат сказок сегодня

Сегодня сказки не только выжили в других формах (фэнтези и научной фантастики), но и продолжают выражать популярные реакции на разные события. Возьмем, например, три известные современные сказки, появившиеся с 1910 года по 1980 год: «Питер Пэн» Барри, «Повелитель Колец» Толкиена и фильмы «Звездные войны», поставленные Джорджем Лукасом. Перед надвигающейся первой мировой войной Тинкербелл ведет Потерянных Детей в страну Никогда-Никогда, где Питер Пэн никогда не взрослеет (бежит от реальности); перед второй мировой войной Фродо начинает борьбу с Сороном и Големом за Власть Кольца (решение постоять против тирании); в 1982 году (незадолго до окончания «холодной войны») Люк Скай-Уолкер (букв. Небесный Странник) в «Возвращении Джедая» узнает в Дарфе Вадере своего отца (зло может быть где-то внутри).

От древнеирландского мифа о подвигах Кухулина до самых последних фильмов со Шварценеггером о терминаторе или нереальных владений на Марсе главные сказочные темы универсальны.

Изменяющий обличье сибирский шаман Моргон-Кара; уэльский миф о бегстве перевоплотившегося Гвион Баха от гнева богини Серридвен; Зевс обманывает Леду, обернувшись лебедем; бог-трюкач калахарских бушменов, заставляющий людей сражаться, делая одних черными, других белыми... — все это варианты одного рассказа, в котором основная психологическая мысль переходит из мифа в популярные народные формы.

Волшебные элементы сказок

Развлекая и очаровывая, сказки предупреждают, ободряют и просвещают. Излюбленный мотив о простом человеке (мужчине или женщине), который принимает вызов путешествовать в дальние земли. По дороге он осознает скрытые в нем силы и с помощью честолюбивого сверхъестественного помощника (или двух) побеждает сверхъестественного врага. Людоед, злая колдунья, дракон или иное чудовище будут побеждены или превращены в нечто более благородное. Проклятье снято, сокровище завоевано, герой возвращается в свой мир к подобным себе. Природа цветет. Сами феи, если они присутствуют, хитрые и ненадежные; их советы не заслуживают доверия, если только они не вынуждены подчиниться благодаря уловке, клятве или шутке, завоевавшей их уважение.

Такие сказки населяют землю грез, в которой платяной шкаф ведет в Зазеркалье, лягушка может разговаривать, люди становятся оленями, котиками или волками, а нормальность окружена владением, подчиняющимся иным законам. Опасности и возможные выгоды, связанные с нарушением границ царства фей, нужны для того, чтобы укрепить дух и заострить ум. Сказочные помощники, угрозы, предзнаменования, запреты и чудеса окружают героя. Некоторые обитатели этой мультивселенной бескорыстны, но в итоге ничего нельзя получить даром. В конечном счете все они боги, демоны и элементалы.

Конечно, во многих сказках принц или принцесса — младенец-тиран, не желающий расти. Такова, например, история Питера Пэна. Кому нужна принцесса, которая будит весь дом из-за того, что намочила собственную постель? Или принц, который не борется с драконом либо не целует принцессу, потому что боится?

Сказки часто выбрасывались из книг или урезались из-за своего содержания, ужасов, которые могут испугать детей, утери первоначального смысла. Так, Матушка Гусыня в детских стишках, была некогда королевой Педакой (правительницей Лангедока) или Королевой-С-Гусиными-Ногами, вдохновляющей трубадуров Прованса XII века. Эта королева с множеством личин восходит к царице Сибилле, предку всех волшебников, к царице Савской, которая очаровывала царя Соломона и, в конечном счете, к древней Лиллит, первой жене Адама. Если у Матушки Гусыни столь внушительная родословная, то как же обстоят дела с другими?

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.