История появления сказок

23 января 2020 в 13:12

Сказки — это больше чем выдуманные повествования о магических существах и странах. В каждой культуре они возникают из общечеловеческого опыта. Происхождение их теряется в веках.

Архетипичные темы сказок

Безоговорочно моралистичные, населяющие языческую мультивселенную, их архетипичные темы спонтанно возникали во все времена.

Так, Джек всегда взбирался по бобовому стеблю (подобно шаману по Древу Жизни), чтобы убить Людоеда в Облачном Замке; принцы всегда побеждают злых колдуний, чтобы разбудить и завоевать Спящих Красавиц; принцессы встречают говорящих лягушек, которые ищут любви, а не денег. В Европе с конца XVII века, благодаря Перро, братьям Гримм, Гансу Христиану Андерсену или Эндрю Дангу, в сказках очень важен предостерегающий элемент. Ганзель и Гретель заблудились в Диких Лесах, Красная Шапочка встречает Большого Злого Волка, а Красавица — Страшилище и учится не судить его по внешнему виду.

Новый формат сказок сегодня

Сегодня сказки не только выжили в других формах (фэнтези и научной фантастики), но и продолжают выражать популярные реакции на ужасные события. Возьмем, например, три известные современные сказки, появившиеся с 1910 года по 1980 Год: «Питер Пэн» Барри, «Повелитель Колец» Толкиена и фильмы «Звездные войны», поставленные Джорджем Лукасом. Перед надвигающейся первой мировой войной Тинкербелл ведет Потерянных Детей в страну Никогда-Никогда, где Питер Пэн никогда не взрослеет (бежит от реальности); перед второй мировой войной Фродо начинает борьбу с Сороном и Големом за Власть Кольца (решение постоять против тирании); в 1982 году (незадолго до окончания «холодной войны») Люк Скай- Уолкер (букв. Небесный Странник) в «Возвращении Джедая» узнает в Дарфе Вадере своего отца (зло может быть где-то внутри).

От древнеирландского мифа о подвигах Кухулина до самых последних фильмов со Шварценеггером о роботе-убийце или нереальных владений на Марсе главные сказочные темы универсальны.

Изменяющий обличье сибирский шаман Моргон-Кара; уэльский миф о бегстве перевоплотившегося Гвион Баха от гнева богини Серридвен; Зевс обманывает Леду, обернувшись лебедем; бог-трюкач калахарских бушменов, заставляющий людей сражаться, делая одних черными, других белыми... — все это варианты одного рассказа, в котором основная психологическая мысль переходит из мифа в популярные народные формы.

Магические элементы сказок

Развлекая и очаровывая, сказки предупреждают, ободряют и просвещают. Излюбленный мотив о простом человеке (мужчине или женщине), который принимает вызов путешествовать в магические земли. По дороге он осознает скрытые в нем силы и с помощью честолюбивого сверхъестественного помощника (или двух) побеждает сверхъестественного врага. Людоед, злая колдунья, злобный маг, дракон или иное чудовище будут побеждены, заставлены повиноваться или превращены в нечто более благородное. Проклятье снято, сокровище завоевано, герой возвращается в свой мир к подобным себе. Природа цветет. Сами феи, если они присутствуют, не злобные, но хитрые и ненадежные; их советы не заслуживают доверия, если только они не вынуждены подчиниться благодаря уловке, чарам, проклятию, клятве или шутке, завоевавшей их уважение.

Такие сказки населяют землю грез, в которой платяной шкаф ведет в Зазеркалье, лягушка может разговаривать, люди — становиться оленями, котиками или волками, а нормальность окружена магическим владением, подчиняющимся иным законам. Подчеркивается относительность ценностей. Наказания, опасности и возможные выгоды, связанные с нарушением границ царства фей, нужны для того, чтобы укрепить сердце и заострить ум. Магические помощники, угрозы, предзнаменования, запреты и чудеса окружают героя. Некоторые обитатели этой магической мультивселенной бескорыстны, но в итоге ничего нельзя получить даром. В конечном счете все они боги, демоны и элементалы языческого верования и лишь слегка замаскированы.

Конечно, во многих сказках принц или принцесса — младенец-тиран, не желающий расти. Такова, например, история Питера Пэна. Кому нужна принцесса, которая будит весь дом из-за того, что намочила собственную постель? Или принц, который не борется с драконом либо не целует принцессу, потому что боится?

Сказки часто выбрасывались из книг или урезались из-за своего откровенно языческого содержания, ужасов, которые могут испугать детей, утери первоначального смысла. Так, Матушка Гусыня в детских стишках, была некогда королевой Педакой (правительницей Лангедока) или Королевой-С-Гусиными-Ногами, вдохновляющей трубадуров Прованса XII века. Эта королева с множеством личин восходит к царице Сибилле, предку всех магов, к царице Савской, которая очаровывала царя Соломона и, в конечном счете, к древней Лиллит, первой жене Адама. Если у Матушки Гусыни столь внушительная родословная, то как же обстоят дела с другими?


Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы