Древнее сказание о Синухете

«Рассказ Синухета», любимое литературное произведение египтян II тысячеления до н. э., — это древнейшие в мире «воспоминания эмигранта». Причём эмигранта абсолютно успешного, достигшего на чужбине всех мыслимых благ, но затем решившего вернуться на родину.

Странствия Синухета

Захватывающие приключения Синухета, от лица которого ведётся повествование, случились вначале Среднего царства. Когда от рук затворщиков пал царь Аменемхет I, придворный Синухет служил при его сыне, будущем царе Сенусерте I. Опасаясь смуты и расправ, Синухет в смятении бежал из страны. Причём сопутствовавшее ему с этого времени везение свидетельствовало о том, что бегство было «предопределено» и неким божеством. Незамеченным проскользнул Синухет мимо египетской пограничной стражи, а затем в безводной пустыне, уже почувствовав «вкус смерти», был спасён азиатами-скотоводами. Поразительно, но чужеземцы не убили и не поработили египтянина. Напротив, один из сиропалестинских правителей женил его на своей дочери и доверил в управление обширную область, плодородием напоминавшую райский сад.

Лишь однажды, завидуя эмигранту, на его жизнь и богатство покусился «богатырь» из местных. Но Синухет одолел его в поединке. Напрасными оказались и его грустные размышления о том, что ему не стать вполне «своим» на чужбине. Синухет не без тщеславия вспоминает, как во время поединка даже замужние женщины не могли сдержаться от возгласов в его честь и «всякое сердце болело» за него. Кроме того, победив «богатыря», Синухет приобрёл немалое личное имущество: унёс к себе богатства врага, «захватил его скот, присвоил то, что было вето шатре и разграбил его становище... стал богат всем этим, стали обширны... припасы, стал многочисленным... скот».

Но и обретя высокое положение и завидное богатство, эмигрант сознавал, сколь ничтожны блага чужбины. Ведь всё это отнимет у него неумолимо приближающаяся смерть. А смерть за пределами Египта сулит человеку только мучения.

Сколь бы ни был богат Синухет, его телу не суждено покоиться в расписанном саркофаге: по местным обычаям, его завернут в баранью шкуру и засыпят землёй — в Египте так хоронят бедняков! Без поминальных обрядов египетского образца и обустроенной гробницы невозможно стать «благополучным» усопшим, способным наслаждаться едой, питьём, обществом близких. Поэтому, едва получив от Сенусерта I разрешение вернуться в Египет, Синухет покинул не только свои чужеземные владения, но и взращенных там сыновей.

Прибыв на родину; герой убедился, что царь Сенусерт I превосходит могуществом и великодушием божество, когда-то увлёкшее Синухета в чужие края. Государь в окружении семьи лично принял беглеца, выделил ему удобное жилище, поставил на дворцовое довольствие. А главное, своим великодушием царь вырвал героя «из руки смерти»: для него были воздвигнута каменная гробница, назначены снабжённые доходами поминальные жрецы, изготовлена покрытая золотом статуя, «И я был в милости у царя, пока не пришёл день смерти», — завершает свою историю Синухет.

Почему так знаменит рассказ о Синухете?

В то время как главным персонажем в остальной египетской словесности был чиновник, бюрократ, необычайные события жизни Синухета напоминали о другой стороне человеческой натуры — героической, готовой к встрече с неожиданностями и смертельными опасностями. Пресытившись строгим и монотонным распорядком контролируемой государством жизни в нильской долине, египтяне взахлёб читали о невероятных приключениях и удачах Синухета в далёких странах.

Вместе с тем окончание этой истории возвращало читателям приятную уверенность в том, что египетский образ жизни при всех его тяготах и скуке — лучший на Земле. Ведь с Синухетом произошло и второе превращение. Он удивительно легко и охотно вновь включился в египетскую систему подчинения, где герой бесследно исчез. «Видимо, с рождения воспитываемая привычка к подчинению и стремление быть частью целого под названием «египетское государство» настолько входят в плоть и кровь египтянина, что искоренить их не может даже подлинная свобода», — отмечает в этой связи А. О. Большаков.

Одобрительно отзывалась о «Рассказе Синухета» и царская власть. Ведь сочинение убеждает в бессмысленности поиска лучшей доли на чужбине, за пределами египетского государства. Вернейшим способом избавления от невзгод в «Рассказе» представлена царская милость, которую следовало обрести беззаветным служением монарху.

27 января 2020 в 15:28




Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.