Кто такая саламандра в мифологии

Саламандра не только живущий в огне дракон, но и (если не ошибается Академический словарь) "насекомоядная лягушка с гладкой кожей черно-густого цвета, с симметричными желтыми пятнами". Из этих двух ее ипостасей более известна легендарная, поэтому никого не удивит, что она включена в это руководство.

Особенные свойства саламандры

В X книге своей "Истории" Плиний заявляет, что саламандра столь холодна, что от соприкосновения с нею гаснет огонь. В XXI книге он снова говорит об этом, скептически замечая, что, будь у нее такое свойство, приписываемое ей колдунами, ею пользовались бы для тушения пожаров. В XI книге он говорит о крылатом, четвероногом звере "пираусте", живущем в пламени кирских домен, но стоит ему очутиться на воздухе и хоть немного пролететь, то он падает мертвым. Миф об этом забытом существе влился в более поздний миф о саламандре.

Богословы приводили Феникса, как доказательство воскрешения во плоти, а саламандру — как пример того, что живые тела могут существовать в огне. В XXI книге "Божьего Вертограда" святого Августина есть глава с названием "Могут ли тела существовать в огне". Начинается она так: "К чему бы я стал приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук в вечном огне? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее живут в огне".

Саламандры и несгораемые ткани

К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты, как к поэтическому преувеличению. Например, Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где воспеваются "подвиги любви и красоты": Я, словно Феникс, яростным объят Огнем, и в нем сгорая, возрождаюсь, И в силе мужеской его я убеждаюсь, Что он — отец, родивший многих чад. И саламандры пресловутый хлад Его не гасит, честью в том ручаюсь. Жар сердца моего, в котором маюсь, Ей нипочем, хоть мне он — сущий ад. В середине XII века в странах Европы распространялось подложное послание, якобы адресованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющем собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и о некоей Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в Царстве, и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте. В одном абзаце сказано: "В наших краях водится червь, называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, нужно бросить их в огонь".

О несгораемых тканях, которые чистятся огнем, есть упоминание у Плиния в кн. XIX и у Марко Поло в главе XXXIX. Поло поясняет: "Саламандра — не животное, а субстанция". Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что саламандра существует.

Бенвенуто Челлини на одной из страниц своей "Жизни" рассказывает, как пятилетним мальчиком он видел, как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что это — саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в детской памяти.

Саламандра в алхимии

В алхимической символике саламандры — духи стихии огня. При таком толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, сохраненное Цицероном в первой книге "О природе боюв", то становится ясно, почему люди были склонны верить в саламандру. Древнегреческий врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию "четырех корней всего сущего", разъединение и соединение которых, причиняемые Враждою и Любовью, слагают историю Вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" — огонь, земля, воздух и вода. Они — несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Ныне мы эдаем (или полагаем, что знаем), что это учение ложно, но люди охотно ему верили, да и теперь считают, что оно было полезно. "У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще "продолжают жить в поэзии и в народной фантазии, — долгая и славная история", — писал Теодор Гомперц. Так вот, согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать и животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы саламандры существовали.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.