Древнеегипетская монархия возникла задолго до появления летописания. Потому подробности образования единого древнеегипетского государства неизвестны.
Считается, что к концу IV тысячелетия до н. э. в Верхнем и Нижнем Египте сложились два обширных царства. Верхнеегипетское - появилось в результате объединения двух или трёх ранних государств, центрами которых могли быть города Нехен и Энхаб, поселение в районе могильника Нагада, город Тин. Столицей Нижнеегипетского царства принято считать поселения Пе и Деп, рано слившиеся в один город (грен. Буто, араб. Телль эль-Фараин).
Предположение, что древнеегипетское государство двуедино по своему происхождению, обычно обосновывается ссылками на раздельные упоминания Верхнего и Нижнего Египта, тысячелетиями присутствовавшие в царской символике, названиях государстве иных учреждений и должностей. Самое яркое проявление этого — наличие у египетского царя парных корон Белой и Красной.
Принято считать, что объединение двух царств произошло в результате покорения Низовья Верховьем. Древнейший титул государей объединённого Египта провозглашал их
Боги Древнего Египта
Белая и Красная короны — древнейшие и наиболее важные головные уборы египетских царей. Судя по изображениям, первая из них — хеджет (буквально «белая», «яркая») напоминала очертаниями бутылку или кеглю, а вторая — дешерет (буквально «красная») — ступку с длинной ручкой и торчавшим из неё «прутиком», вверху закручивавшимся спиралью. Символическое значение формы корон непонятно. Но известно, что государь в Белой короне находился под покровительством верхнеегипетской богини Нехбет, а государь в Красной — под покровительством нижнеегипетской богини Уаджит.
Первая из них изображалась в обличии коршуна, вторая — смертоносной кобры. Ежедневно исполнялся ритуал «умиротворения» божественной силы корон — утром при их «пробуждении» и вечером при «отходе ко сну». Соединившись как «обе владычицы», Нехбет и Уаджит символизировали и обеспечивали единство Египта. Изначально Белая корона была священным головным убором правителя Верхнего Царства, а Красная — правителя Нижнего Египта.
Хор (буквально «верхний») являлся солнечным и небесным божеством в Египте. Его ближайшим к человек) зримым воплощением был сокол. Хор считался и одним из богов, царствовавших на Земле после сотворения мира. Не исключено, что государи первых восьми династий возводили к нему свою родословную. Чудесный дар единства с Хором передавался у царей по наследству. Неизменной частью написания соответствующего титула был серех — идеограмма Хора-сокола на знаке Великих врат царского дворца. Внутрь последнего вписывалось «хорово имя» государя — обозначение, или девиз, проявлявшейся в нём временной ипостаси Хора. А обозначение дворца «пер о» («большой дом») к I тысячелетию до н. э. тоже станет царским титулом, сегодня произносимым как «фараон».
Первая царская династия в раннем царстве Египта
Имена самых первых царей единого Египта неизвестны. Поздняя историческая традиция начинала первую царскую династию с Мины или Менеса. Вероятно, это личное имя государя, добавлявшего к титулу Хор прозвище Аха (Боец), Но Хор Боец наверняка не был первым царём, просто при нём в Египте началось регулярное летописание.
Некоторые учёные отождествляют Мину с предшественником Хора Бойца — царём, по традиции именуемым Нармер. На его каменной плите изображена расправа над Низовьем, причём государь показан в Белой и Красной коронах. Но Нармеру, которого правильнее величать Хор Сом, предшествовали несколько царей объединённого Египта — Хор Скорпион, Хор Двойник и т. д. Правивших до Мины царей единого Египта обычно объединяют в так называемую «нулевую» династию. Вероятно, они происходили из верхнеегипетского города Тина. Их кладбище находится к восходу от Абидоса, в пустынной местности, называемой теперь Мать Горшков (Умм Эль-Гааб). Там же располагаются погребения государей I и II династий.
Однако центр управления обширными царскими владениями в Низовье и на севере Верховья переместился в Мемфис, на стык обеих половин царства (район современного Каира). К началу I династии там разрослось самое большое в Египте поселение, вблизи которого царь Мина воздвиг укреплённую резиденцию Белые стены. К югу от белёных стен дворца находилось святилище покровителя этой местности — бога Птаха. От названия храма Хику-Пта (Двор души Птаха) и происходит слово «Египет».
Царь обладал такими богатствами, что на его кладбище в Саккара высшие сановники могли строить себе гробницы даже более величественные, чем усыпальницы государей в далёком Абидосе. Затраты по устройству их роскошного поминального культа покрывались казной. Е1алоги с Верхнего Египта по более или менее постоянным правилам исчислялись раз в два года, когда царь с дружиной и чиновниками совершал ритуальный объезд страны, называвшийся «Спутники Хора».
В Раннем царстве каменные орудия совершенствовались и видоизменялись. В огромном количестве сохранились разнообразные изделия из слоновой кости - от частей обстановки до наконечников стрел. Но широко входила в обиход и медь. В гробнице начала I династии найден целый склад изделий из меди, включая сотни орудий труда: пилы, ножи, шпатели и т. д.