Образ жизни пифагорейцев

В отличие от изречений Будды и исламской традиции Хадисов, преданий о словах и действиях Пророка, у пифагорейцев были свои акоусматы максимы или изречения, которые передавались в рамках устной традиции. Одни из них, коих немало, очень загадочны и больше похожи на коаны дзэн, тогда как другие дают представление о прививавшемся образе жизни, об искренности и благоговении, а также о внимании к религиозным практикам.

Какой жизнью жили пифагорейцы

Женщины занимали достойное место в обществе. Многие из них становились знаменитыми, как дочь Пифагора Дамо, которой, согласно одной традиции, он завещал все свои произведения, которые она отказывалась продавать. По-видимому, такого образа жизни пифагорейцы должны были придерживаться для того, чтобы проникнуться созерцательным чувством сакрального бытия. Людям предписывалось больше молчать, животных уважали как собратьев, поощрялся большей частью вегетарианский рацион питания. Сам Пифагор не был объектом почитания, а его путь, хотя он и был религиозным, сам по себе не был религией. Его последователи почитали традиционных богов так же, как и он сам.

Важность воспоминаний для пифагорейцев

Ямвлих говорит нам, что пифагорейцы «думали, что нужно удерживать и сохранять в памяти все, чему учат, и все, что было сказано, и что нужно до тех пор готовить себя в соответствии с обучением и лекциями, пока позволяют способности восприятия и запоминания, потому что благодаря именно этим способностям человек познает и сохраняет познанное. По крайней мере, они высоко ценили память, активно упражняли ее и уделяли ей много внимания. В учебе они не оставляли то, что им преподавалось, пока не усваивали твердо элементарные знания, и каждый день они перебирали в памяти сказанное следующим образом.

Пифагореец не вставал с постели до тех пор, пока не вспоминал все случившееся накануне. Он проделывал это следующим образом: пытался восстановить мысленно первое, что он сказал или услышал, или какое приказание, встав после сна, отдал слугам, и что было вслед за этим, а что - еще позже, и свои следующие поступки он оценивал таким же образом. И опять вспоминал, кого первого он встретил, выйдя из дома, кого второго и что было сказано сначала, что потом, и что еще позже. И о других событиях вспоминал точно так же. Он пытался восстановить в памяти все случившееся за целый день, стремясь припоминать все события в том порядке, в каком они происходили. Если свободного времени после сна у него было больше, чем обычно, он пытался припомнить таким же образом, что произошло позавчера.

Более всего пифагорейцы старались развивать память, поскольку ничто так не содействует приобретению знаний, опыта и рассудительности, как память. Благодаря этим занятиям всю Италию наводнили философы, и вся эта страна, прежде безвестная, впоследствии благодаря Пифагору стала называться Великой Грецией, и многие в ней становились философами, поэтами и законодателями. Написанные ими учебники по риторике, торжественные речи и законы были принесены в Элладу. И если упоминают натурфилософов, то прежде всего, как правило, называют Эмпедокла и Парменида».

Пифагорейцы, как маги

Пифагорейцы стали в Кротоне авторитетными деятелями в то время, когда этот город расширял свое влияние. Воздействие, оказанное им на союзные соседние города, прослеживается на кротонской чеканке, которую они использовали. Пифагорейское влияние утвердилось во всех этих городах, и некоторые ученые с уверенностью утверждают, что между 510 и 460 годами до н.э. пифагореизм занимал важное место в общественной деятельности жителей Великой Греции. Продолжалось это недолго, о чем рассказывает Порфирий, опираясь на многие источники:

Пифагор со всеми друзьями немалое время жил в Италии, пользуясь таким почтением, что целые государства вверяли себя его ученикам. Но в конце концов против них скопилась зависть и сложился заговор, а случилось это вот каким образом.

Был в Кротоне человек по имени Килон, первый между гражданами и богатством, и знатностью, и славою своих предков, но сам обладавший нравом тяжелым, а силою друзей своих и обилием богатств пользовавшийся не для добрых дел; и вот он-то, полагая себя достойным всего самого лучшего, почел за нужнейшее причаститься и Пифагоровой философии. Он пришел к Пифагору, похваляясь и притязая стать его другом. Но Пифагор сразу прочитал весь нрав этого человека по лицу его и остальным телесным признакам, которые он примечал у каждого встречного, и, поняв, что это за человек, велел ему идти прочь и не в свои дела не мешаться. Пилон почел себя этим обиженным и оскорбился, а нрава он был дурного и в гневе безудержен.

И вот, созвав своих друзей, он стал обличать перед ними Пифагора и готовить с ними заговор против философа и его учеников. И когда после этого друзья Пифагора сошлись на собрании в доме атлета Милона, то дом этот был подожжен со всех сторон и все собравшиеся сгорели; только двое спаслись от пожара, Архипп и Лисид (рассказывает Неанф), и Лисид бежал в Элладу и стал там другом и учителем Эпаминонда.

Полибий (264-146 гг. до н.э.) сообщает, что в прокатившейся по Кротону волне «были лишены жизни видные граждане каждого города», что подтверждает идею о том, что пифагорейцы занимали ведущие позиции во всем регионе. Это известие также указывает на вероятную недоброжелательность к пифагорейцам, которая простиралась дальше одного отвергнутого честолюбца.

Очевидно, у них был еще один недруг, по имени Нинон, популярный в народе, и, возможно, внушавший всем неприязнь к пифагорейцам, высмеивая их уклад жизни и выставляя их деятельность в неблагоприятном виде.

Сообщения о том, где находился сам Пифагор во время этих событий, разнятся. Затем его биография становится малодостоверной. По общему мнению, он переехал в Метапонт, где, возможно, вскоре и почил. При этом он мог вернуться в Кротон спустя некоторое время, хотя вряд ли прожил там достаточно долго, чтобы стать, по утверждениям некоторых, учителем Эмпедокла - еще одного из наших колдунов-предшественников Сократа.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.