Празднование Перуновой седьмицы с 7 по 14 апреля уходит своими корнями в древние, языческие времена, когда после весеннего равноденствия начались обряды и праздники, посвященные приходу весны. На протяжении всей недели наши предки приносили Перуну Громовержцу жертвы и дары, которые должны были помочь божеству победить темные силы зимы.
Кто такой Перун в славянской мифологии?
Бог Перун - один из главных светлых богов древнеславянского ведического пантеона. Бог-громовержец вместе со своим воинством, оберегает мир живых от мира мертвых, поддерживает порядок на границе между Явью и Навью. Славяне наделяли Перуна такими качествами, как верность, храбрость, достоинство, мужество, стойкость, самоотверженность, преданность высшей цели. Он выступал в роли блюстителя порядка и справедливости.
Перун - Бог грозный и в тоже время милостивый. Его благодать приходит на землю в виде дождей, после которых Мать Сыра Земля насыщается живительной силой и приносит богатый урожай. Согласно сказкам и легендам живет Перун во дворце алмазном в светлом Ирии.
Капища Перуна обычно располагались в холмах, на горках. Именно поэтому в Перунову неделю было принято разжигать на возвышенностях большие костры в честь Бога-громовержца. Чаще всего славяне изображали Перуна в виде немолодого мужчины, с седой головой, золотыми усами и бородой. В легендах о Боге рассказывают, как о величественном всаднике, который скачет по небу на коне.
Как проходила Перунова Седмица
В понедельник, 7 апреля хозяйки начинали мыть и убирать жилье, готовя его к встрече весны.
Во вторник делали «боченое молоко»: конопляное или льняное семя толкли в ступе и разводили водой. В результате получалась белесоватая масляная смесь. Считалось, что полученное молочко защищает от нечистой силы и болезней. Им поили детей и скотину.
В среду совершали ритуал обливания домашнего скота живой водой. Для этого оставшийся с зимы снег собирали по оврагам и оставляли таять в избе. Затем в воду добавляли несколько крупинок прошлогодней «четверговой соли». Получившейся водой обливали всю скотину в доме, вплоть до кур.
Если четверг был холодным, то проводили ритуал «кормления мороза»: варили густой овсяный кисель, наливали его в миску и выносили во двор, приглашая Мороза откушать. В четверг также было принято топить баню и мыться. Поэтому этот день принято называть чистым. При топке печей в них пережигали соль, которая затем использовалась в целебных целях. Ее также клали в ладанки перед божницами.
По традиции завершалась Перунова седмица народными гуляньями и застольями. Для этого на возвышенных местах за деревнями и селами разжигали перуновы костры. Девушки и парни наряжались в свои лучшие одежды, пели песни, водили хороводы, присматривались друг к другу на будущее.
После принятия христианства, Перунова неделя, так же как и многие другие языческие праздники древних славян, органично дополнила годовой праздничный цикл. Практически все обряды и ритуалы, которые проводились в честь Бога-громовержца стали приурочены к пасхальной неделе. Многие из них отмечаются в несколько скорректированном виде вплоть до наших дней.