Тайны и загадки Пазырыка - ледяной могилы Алтая

Алтайские горы на юге Сибири — это обширный массив высоких скалистых хребтов, ледников и обрывистых ущелий. На северо-западе склоны гор покрыты дремучей тайгой, а на юго-востоке ландшафт полупустынный. К середине I тысячелетия до н.э. кочевой образ жизни здесь стал преобладать над древним земледелием. Тогда здесь жил ираноязычный кочевой народ, изготавливавший великолепные бронзовые, а затем железные оружие и другие изделия, культура которого испытывала влияние ахеменидского Ирана, а также Китая. О жизни, быте и культуре древних кочевников Алтая можно судить по ледяным могилам, разбросанным среди гор у границ России с Китаем и Монголией.

Погребальные холмы Пазырыка

Обычно цивилизация связана с городами. Однако алтайские скотоводы вели кочевую жизнь, меняли места базирования в зависимости от времени года и создали культуру, для процветания которой хватало походных шатров.

Основной признак давнего присутствия в этих краях людей — погребальные холмы в виде огромных куч камней, называемых курганами. Они встречаются повсюду в степях Евразии и доходят на западе до дунайских равнин. Однако алтайские курганы особенные — на высоте 1600 м над уровнем моря вечная мерзлота свыше 2000 лет (с IV—! вв. до н.э.) отлично хранит их содержимое.

В 1929 и 1947—1949 русские ученые провели раскопки в горном урочище Пазырык. Здесь находилось 5 крупных курганов, окруженных более мелкими. Пробив шурф к погребальной камере, археологи вступили в мир вечного холода: обнаружили гроб, завернутый в бурый войлок с яркой каймой. Вокруг лежала погребальная утварь — роскошные ковры и ткани, шкуры, бронзовые и железные изделия, арфа, тамбурины и многие другие предметы из дерева, кости и оленьего рога. За бревенчатой перегородкой находились останки нескольких лошадей с подстриженными гривами и заплетенными хвостами, а рядом — богатые чепраки, седла с кожаными подушками на деревянном каркасе, удила, уздечки, прочие части упряжи с ярко раскрашенными и позолоченными украшениями.

Очевидно, вскоре после похорон в курганах покопались охотники за сокровищами. Бальзамированные тела вынуты из саркофагов. Однако небольшие очаги вечной мерзлоты под насыпями курганов предохранили трупы людей и лошадей от гниения. Сохранились и многие предметы, сделанные из таких нестойких материалов, как шерсть, ткани, мех, войлок, кожа. Краски на тканях такие же яркие, словно над ними совсем недавно трудились мастера. Войлок ковров до сих пор упругий, меха шелковистые, дерево почти не тронуто гнилью.

Пазырыкские мумии относились к скифам — воинственному ираноязычному народу, различные племена которого (от царских скифов до массагетов и саков) господствовали тогда в степи от Алтая до Дуная (отметились курганами даже на Одере). Они периодически наводили ужас на тогдашние великие державы, доходя до Палестины и Месопотамии. Об обычаях скифов (одних из предков русских) можно прочесть у греческого историка Геродота (между 490 и 480— ок. 425 до н.э.).

Если верить Геродоту, каждому скифскому воину, чтобы сохранить честь, полагалось хоть раз в год убить врага. Трофейные черепа становились чашами, а кожи будто бы дубились и шли на плащи и подушки. В нелегких природных условиях, в постоянной борьбе с врагами могли выжить только суровые и закаленные воины. Именно скифы первыми развеяли ореол непобедимости своих «родственников» — персов и мидян. В 530 до н.э. в битве с восточными скифами (массагетами и саками) погиб вместе со всей армией создатель империи Ахеменидов Кир II Великий. А летом 512 до н.э. европейские скифы отразили глубокое (Дарий I дошел до района нынешнего Тамбова!) вторжение иранской армии.

Геродот пишет, что тело своего умершего царя скифы бальзамировали и хоронили в квадратной могиле, заваливаемой камнями. Рядом с покойным туда клали его коней, личные ценности и предварительно удавленных жен и рабов. Многие сообщения Геродота подтверждаются раскопками западных скифских курганов. Однако Пазырык дал то, чего в них не было. Вечная мерзлота позволила сохраниться уникальным в своем роде реликвиям.

Возможно, Геродот имел в виду жителей Алтая, описав далекое племя аргиппов. Оно занимало важное место в скифской мифологии. Аргиппы жили в горах и известны как хранители золота. Согласно легенде, они похитили драгоценный металл у стороживших его грифонов — крылатых монстров, часто украшавших скифские изделия. На языках тюрок, сменивших здесь скифов, «Алтай» значит «Золотые горы».

Кочевой быт Пазырыке

Здесь жили скотоводы, кочевавшие со своими стадами в поисках хороших пастбищ. Люди зависели от животных. Пока скоту хватало травы и воды, у племени были мясо, молоко, шерсть, кожи. Как только пастбище истощалось, все снимались с места. Добро (везли на лошадях и в кибитках. Гак и сейчас живут степные кочевники, например казахи или монголы.

Эта жизнь подчинена законам природы. На Алтае маршруты кочевников определялись временами года и рельефом. Весной стада щипали свежую траву в речных долинах. Летом поднимались по зеленым склонам па высокогорные пастбища, где успевали буйно разрастись разнотравные луга — лучший корм для скота.

С приближением холодов стада гнали вниз, па полуоседлую зимовку. Люди почти не выходили из юрт — куполообразных разборных шатров из натянутого на деревянный каркас войлока. Подобное жилье и сейчас можно видеть по всей Центральной Азии. Ставили и бревенчатые срубы, крытые корой или деревянным настилом.

Громоздкая утварь не для кочевников: они предпочитали ковры и набитые конским волосом или травой подушки из шкур, кожи и войлока. Кошмы из него на полу и стенах защищали от холода и служили отличным материалом для декоративной отделки. Пазырыкские курганы дали великолепные образцы местного прикладного искусства, включая войлочные ковры с цветными аппликациями.

Две находки говорят о тесных контактах с другими странами. Первая — ворсовый ковер размером 2x2 м. На красном фоне вдоль его краев идет геометрический орнамент с грифонами, а в центре — декоративные джунгли, сквозь которые пробирается вереница пасущихся оленей и цепочка охотников. Это вещь иранского происхождения.

Вторая — чепрак с каймой из красного и синего фетра и кожаными вставками, украшенными золотыми и оловянными заклепками. По краям свисают шесть длинных пучков шерсти яка, но сама ткань — тонкий китайский шелк с фазанами, вышитыми среди замысловатых разноцветных арабесок. Даже в Китае материя такого качества была редкостью и встречалась разве что в приданом придворных дам. Не исключено, что ее привезла с собой невеста. Возможно, один из китайских правителей выдал собственную дочь за вождя кочевников Алтая, надеясь обезопасить границы от их набегов — именно против такой угрозы была выстроена в III в. до и.э. Великая китайская стена.

Эти находки говорят, что древние жители Алтая общались с великими державами к западу и востоку от своей горной родины. Кочевые торговцы уже проторили длинный трансазиатский маршрут, предшественник Великого шелкового пути Средневековья. Он проходил между Ираном и Китаем, и кочевники Алтая наверняка пользовались выгодами своего географического положения.

Немногая обнаруженная в Пазырыке мебель приспособлена к кочевому образу жизни. Это маленькие деревянные столики, состоящие из столешницы с четырьмя съемными ножками, искусно вырезанными в форме стоящих на задних лапах существ, похожих на кошек. Вещица легко разбирается и пакуется для транспортировки. Столешницы овальные, с бортиком и могут использоваться как блюда. Из сосудов найдены глиняные кувшины и деревянные миски, но больше всего кожаных контейнеров. Это кошели, мешки, бурдюки, фляги и вьюки, украшенные великолепной кожаной и меховой аппликацией.

Одежда древних жителей Пазырыка

Пазырыкские мужчины основное время проводили в седле, следя за стадами или охотясь. С помощью лука и стрел они защищали свой скот от хищников. Шкуры диких животных использовались на месте или продавались соседям. Больше всего ценился соболь, но хорошо шли также меха выдры, ирбиса, горностая и белки. Пух-перо давали дикие гуси, лебеди и куропатки.

Мужчины носили меховые штаны, заправленные в войлочную обувь или сапоги из мягкой кожи. Рубахи были посконные, отороченные шнуром из ярко-красной шерсти. Сверху надевали кафтан, часто из шкур мехом внутрь. Некоторые кафтаны просто роскошные. Один пазырыкский наряд изготовлен из бархатистых соболиных шкурок и покрыт тонкой вышивкой того типа, который и сейчас популярен в Афганистане. Еще его украшает кожаная аппликация в виде оленьего силуэта: рога окружены головами грифонов, а глаза — крошечные золотые бусинки — память о том, что олень, замененный лошадью, играл гораздо большую роль, чем сейчас (на панты). Для защиты от ледяных степных ветров были жизненно необходимы шапки. Меховые или войлочные, они делались с ушами, которые можно было поднимать или опускать, и, по словам Геродота, «жестко стояли остроконечным колпаком». Головные уборы такого типа и сейчас носят азиатские кочевники.

Мумии богатых женщин одеты не беднее мужчин. 11а одной женщине отороченный выдрой беличий кафтан мехом внутрь с широкой полосой лошадиной шкуры по подолу. Рукава узкие, с тонким декором. Кроме кафтана на ней безрукавка из меха выдры, белки и соболя, две пары войлочных чулок и сапоги из красной кожи с богатым узором даже на подошвах.

Татуировки кочевников

Из Пазырыкских курганов украдены драгоценности, но этот тип украшений воров не заинтересовал. Руки, ноги и торс одного мужчины покрыты фантастической татуировкой. Черты умершего явно монголоидные. Большинство пазырыкцев относилось к северному европеоидному типу, но 1 в. до н.э в восточную часть Алтая уже начали проникать монголоиды. Мужчине под 60, он довольно тучный. Татуировка явно наносилась в молодости, поскольку побледнела и растянулась в местах, где накапливался лишний вес.

Монголоида украшает целый зоопарк реальных и мифических созданий: тут и олени с рогами, унизанными птичьими головками, и зубастые хищники вроде барсов, но с крыльями. Снаружи между коленом и лодыжкой притаилась рыба, а по внутренней стороне ноги — четыре диких барана. Точно напротив сердца наколота львиная голова грифона. Его выгнутая спина охватывает туловище сбоку, а закрученный спиралью хвост кончается на лопатке.

«Львиное сердце» погиб в бою. Его череп пробит, а скальп снят. Геродот пишет о скальпировании врага, как о ритуале присвоения его жизненной силы. Однако в данном случае соратники компенсировали потерю, пришив павшему герою парик. К подбородку прикреплена фальшивая борода из окрашенного в антрацитовый цвет конского волоса.

В глазах античных авторов татуировка и скальпирование относились к самым удивительным обычаям кочевников. У греков всякая метка на теле ассоциировалась с рабским клеймом. Однако «варвары» носили татуировки с гордостью.

Декоративные элементы одежды и домашней утвари пазырыкцев тоже отражают тесную связь человека с животным миром. Пронизывающие взгляды и крепкие клювы орлов, гибкие спины и острые зубы диких кошек — все передано с экспрессивной простотой и точностью.

Ритуалы погребения в Пазырыке

Когда умирал важный соплеменник, кочевники прилагали немалые усилия, чтобы, пользуясь простыми орудиями, обеспечить подобающее случаю захоронение. Среди орудий — клинья с горцами, расплющенными молотом. Возможно, их вколачивали в грунт для его разрыхления в ходе земляных работ. Схема всех курганных захоронений примерно одинакова. Рыли прямоугольную яму, которую обшивали лиственничными бревнами, получая камеру для одного или нескольких тел. Стены часто двойные. Пол дощатый. Потолок перекрыт бревенчатыми накатами.

О религии пазырыкцев известно мало. О западных скифах Геродот писал, что «у них не в обычае возводить статуи богов, алтари и храмы». Олицетворением, например, бога войны становился воткнутый в землю железный меч-акинак, перед которым приносились жертвы. На Алтае постоянных святилищ также не найдено. Поскольку кочевники не имели письменности, религиозных текстов они не оставили. Однако в Пазырыке обнаружен явно обрядовый атрибут — кожаный мешочек с ногтями и волосами. Очевидно, это следы обычая или ритуала, как-то связанного с магией. Косвенные признаки говорят о религии, близкой к шаманизму, до сих пор распространенному в Сибири и Монголии.

Шаман — это священник, колдун, посредник между земным и сверхъестественным мирами. Для общения с духами он надевает особый наряд, часто с оленьей головой или рогами, ест галлюциногенные грибы и, колотя в бубен, впадает в экстатический транс.

Скорее всего, похоронами в Пазырыке руководили шаманы. По характеру погребений можно судить о связанных с ними обрядах. Вероятно, могилы копали летом, когда почва достаточно оттаивала. Тела бальзамировали, удалив через надрезы внутренности и мышцы, а пустоты набивали травой. Потом кожу зашивали сухожильными нитями. Гроб с такими мумиями, очевидно, вождей и их жен, ставили в погребальную землянку, оформляя ее утварью, необходимой в загробной жизни: коврами и драпировками, посудой для пищи и напитков. За перегородкой укладывали специально забитых великолепных коней.

Геродот пишет о таком окуривании после скифских похорон, сравнивая его с парной баней. Эта деталь вполне совпадает с пазырыкскими находками: «На три опорных шеста, соединенных вершинами, они натягивают шерстяную ткань, следя, чтобы ее куски соединялись как можно плотнее. В этот шатер ставят блюдо с раскаленными докрасна камешками. Потом берут конопляное семя, заползают внутрь и бросают его на камешки. Семя сразу же начинает куриться, давая пар, которого не найдешь ни в одной бане Греции. Скифы так наслаждаются им, что вопят от удовольствия...»

Почти наверняка хоронили с музыкой. В могилах найдены бубны из перепонки, натянутой на роговой обод, похожие до сих пор используются азиатскими племенами. Отдав последние почести, могилу накрывали ветками и берестой, а затем несколькими накатами лиственничных бревен. Поверх насыпали вынутую землю, а затем кучу валунов высотой до 4,5 м. Прошли столетия, скифы на Алтае исчезли, и каменные курганы остались свидетелями их своеобразной цивилизации.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.