Тайны и загадки Паталипутры - бриллианта индийской короны

Когда в IV в. до н.э. армия Александра Македонского вторглась в Индию, греков и македонцев остановила перспектива сражаться с могучим правителем Магадхи со столицей Паталипутрой. Сейчас о величии этого города можно судить лишь по рассказам древних очевидцев.

Где расположены руины Паталипутры?

Бихар – один из штатов Индии. Он находится в 700 км юго-восточнее столицы страны, Дели, и регулярно страдает то от засух, то от муссонных наводнений в долине Ганга. Штат всегда был знаменит своим рисом, а теперь и металлургией, машиностроением и др. (на юго-востоке). Патна, главный город штата, ничем особым не выделяется. Однако он стоит на месте некогда блистательной столицы царства Магадха, империи Маурьев, а затем Гуптов, которые господствовали в долине Ганга, а порой и почти на всем Индостане примерно с V в. до н.э. по 500 н.э. В лучшие времена этот город, Паталипутра, был одним из крупнейших мегаполисов мира.

От Паталипутры остались лишь несколько ям, каменные, деревянные, керамические обломки и облупленные глиняные статуэтки. По археологическим данным об истории города судить невозможно, но ученые реконструируют ее по другим источникам.

Важны сведения грека Мегасфена, много лет (ок. 301—291 до н.э.) бывшего послом при здешнем дворе. Оригинал текста утрачен, но он известен в пересказах других античных авторов (Диодор, Арриан и Страбон), местами противоречивых, но в целом дающих представление об огромном процветающем городе.

По этим данным, Паталипутра была окружена глубоким рвом шириной более 180 м и высокой стеной длиной свыше 40 км с 64 воротами и 570 башнями. Стена представляет собой двойную линию частоколов с засыпанной между ними землей. В 1870-х и 1920-х археологи нашли часть этой древесины, сохранившейся благодаря ее затоплению высоко стоящими грунтовыми водами.

Священные купола и скульптуры Паталипутры

От Паталипутры мало что осталось, но о ее жизни можно судить по резьбе на ступах - каменных или кирпичных куполах с буддийскими реликвиями. Император Ашока, правивший в III в. до н.э., велел выстроить 84 000 таких святилищ. Большая ступа в Санчи (вверху справа) - самая ранняя из них.

Их скульптурные сюжеты основаны на буддийской мифологии и фольклоре. К другим источникам, позволяющим судить о Паталипуте, относятся каменная резьба на религиозных монументах в Санчи и других (штат Мадхья-Прадеш, центральная Индия), письма и заметки, оставленные китайскими путешественниками, и собственно индийская литература. Это прежде всего трактат «Артхашастра», вероятно, сочиненный Кауильей, своего рода «местным Макиавелли» — советником первого императора династии Маурьев Чандрагупты, правившего около 322—298 до н.э.

Завоевание Паталипутры Александром Македонским

Паталипутра выросла из деревни Паталиграмы, стоявшей на этом месте в VI в. до н.э. Ее стратегическое положение оценил в V в. до н.э. царь Магадхи Аджаташатру, наследовавший своему отцу, царю Бимбисаре. Он построил здесь крепость. Позднейшие правители возводили все новые укрепления.

В 326 до н.э. на запад субконтинента вторгся Александр Македонский, с боями подчинивший мелкие царства на севере долины Инда (сейчас Пенджаб в Пакистане и Индии). В жестокой битве на реке Гидасп (современная река Джелам) македонцы разгромили армию местного царя Пора. Раненым взятый в плен, потерявший 23 000 убитыми из 34 000 своего войска, окровавленный Пор произвел на Александра большое впечатление своим мужеством, и завоеватель оставил индийскому царю его владения.

Александру сообщили о великой Магадхе на востоке. Сведения поражали: 200 000 воинов, 20 000 всадников, 2000 колесниц, 3000 боевых слонов. Такие вооруженные силы могла позволить себе лишь очень богатая и организованная держава.

Александр был уверен в успехе, но его измученные 8-летним походом и помнящие яростное сопротивление индийского царя Пора войска отказались идти дальше. Пришлось, оставив гарнизоны, возвращаться на запад. В 323 до н.э. Александр умер, а его полководцы стали с боями делить между собой покоренные земли.

Чандрагупта Маурья, возглавивший антимакедонское восстание, изгнал завоевателей из долины Инда, захватил и Магадху. Около 305 до н.э. Селевк I Никатор, полководец Александра, завладевший огромной территорией вплоть до Средиземного моря, решил присоединить и Северную Индию. Но превосходная индийская конница, пехота и слоны армии Чандрагунты сражались стойко, и Селевк, несмотря на первоначальный успех, заключил мир, отдав Чандрагунте часть своих земель и дочку в жены в обмен на 500 боевых слонов. Селевк прислал в Паталипутру дипломатов. Здесь осели эллинистические художники, ремесленники, музы- каты, военные. Послом Селевка при дворе Чандрагунты стал уже упоминавшийся Мегасфен.

Пик расцвета Паталипутры

Династию Маурьев, основанную Чандрагунтой, продолжили его сын Биндусара и внук, буддийский император Ашока. Их держава, распавшаяся только в 187 до н.э., охватывала территорию от Афганистана до Бенгалии и на юг до Майсура.

Это были золотые дни Паталипутры. Ее стена с высокими зубцами открывалась на четыре стороны света четырьмя главными воротами. От них широкие проспекты вели к центру города. Дренажные желоба по их осевым линиям уносили за стену сточные воды.

Город делился на 16 районов, соответствующих ремесленным гильдиям. Элита жила в кирпичных особняках вдоль главных проспектов, поближе к дворцовой зоне. Дальше от центра полосами селились купцы, знать поскромнее и т.д. Беднота ютилась прямо под город сними стенами в глинобитных лачугах.

Стирали белье и поили скотину в многочисленных арыках. В городе были постоялые дворы, больницы и художественные салоны. Еще ему приписывают возведение первых буддийских монументов в Санчи, включая Большую ступу (святилище) с каменной резьбой, дающей представление о жизни Паталипутры. Горожане принадлежали к различным верам, и Ашока насаждал дух терпимости. В одном из своих указов он особо требовал не принижать чужие народы и их убеждения. «Надо уважать чужую веру, поскольку, поступая так, человек укрепляет влияние своей собственной и оказывает услугу ближнему, тогда как делая иначе, он принижает собственную веру и вредит другим людям».

Духовные потребности подданных обслуживали величественные храмы на площадях. Свои культы свободно отправляли приверженцы всех главных религий страны — буддизма, индуизма и джайнизма (возникшего в VI—V вв. до н.э.). В Паталипутре уважали даже греческих богов, которым поклонялись потомки воинов Селевка.

Царский дворец в Паталипутре

Царские дворцы и их службы раскинулись по обширному огороженному стеной кварталу в центре столицы. Гвардейцы тщательно проверяли всех входящих. За главными воротами были царские кладовые, куда поступали приносимые дары. Потом шли богадельни, где в установленные дни царь раздавал еду больным и нищим. Рядом в стойлах держали царских коней и слонов, а в «каретных сараях» — разнообразные сбруи, седла, повозки, золоченые церемониальные паланкины, убранные шкурами львов и тигров боевые колесницы.

Дворцовый комплекс открывался огромными приемными залами с сотнями резных, позолоченных колонн, украшенных серебряными птицами и золотыми лианами. Здесь проходили аудиенции и торжественные пиры. Сохранились ос татки такого колонного зала — 84 положенные рядами кучки камней. Рядом в богато украшенной галерее городские художники скульпторы прославляли достижения монарха. За приемными залами находились личные апартаменты царя, куда допускались только высшие вельможи.

Эта часть комплекса включала царский арсенал, полный луков, стрел, копий, мечей, кинжалов и щитов — на случай войны. В сокровищнице рядом с покоями правителя хранилось множество драгоценных камней, благовоний, слитков золота, серебра. День и ночь здесь дежурила стража. Отсюда же придворным ювелирам регулярно отпускался материал для работы.

Павильоны, разбросанные по ухоженным садам, были личными резиденциями членов царской семьи. Роскошное убранство светлых, хорошо вентилируемых помещений включало мебель из дерева и бамбука, богато расшитые драпировки и звериные шкуры. Из окон можно было любоваться разнообразнейшими декоративными деревьями. Среди клумб, фонтанов и прудов с рыбой бродили павлины и ручные газели.

Одна из садовых построек не особо бросалась в глаза. Это был гарем с царевнами и наложницами, подчинявшимися царице. Снаружи его охраняли вооруженные женщины, часто в мужской одежде. Царевны и наложницы почти не выходили наружу, а внутри оставались почти обнаженными — часто лишь в усыпанном драгоценностями поясе с браслетами на руках и ногах. Иногда они гуляли по своей части сада или выбирались, сопровождаемые охранницами, в город и на реку. Изредка весь двор проезжал но улицам столицы на религиозный праздник или на звериные бои, устраиваемые для развлечения публики в загонах за городской стеной.

Торговые связи Паталипутры

Паталипутра могла позволить себе любую роскошь и экзотику благодаря тому, что господствовала над плодороднейшей долиной Ганга и Гангом — главной транспортной и торговой артерией Индии. Вдоль северной стены города тянулись десятки причалов. Между ними и складами сновали лодки, разгружающие товары. Главным было продовольствие — из-за своих огромных размеров Паталипутра не могла прокормиться с пригородных земель. Однако через ее причалы проходили также большие количества хлопка, камня, дерева, предметов роскоши. Богатство столицы привлекало все новых жителей, и она обрастала городками-спутниками.

Последний из Маурьев Брихадратха, был правителем слабым и в 187 до н.э. нал от рук собственного военачальника Пушьямитры, основавшего династию Шунга. Она правила почти 100 лет, пополняя монументами священный комплекс в Санчи. Судьба Паталипутры на четыре века уходит в тень, но около 320 н.э. она возвращает себе былую славу при династии Гуптов, правившей одно время почти всей Северной Индией. Это была лебединая песня столицы, сошедшей на нет вместе с гуптскими императорами.

Упадок Паталипутры

К концу IV в. Паталипутра еще могла поразить своими масштабами даже китайцев. Паломник Фа Сянь, посетив ее в правление Чандрагупты II (ок. 380— ок. 414), оставил восторженное описание: «Царский дворец и залы в центре города, стена и ворота с инкрустированными скульптурами кажутся творениями сверхъестественных духов». Фа Сянь стал свидетелем важного буддийского празднества. «В один из дней, — пишет он, — монахи и обычные горожане собрались вместе. Среди них были искусные певцы и музыканты. Храмам жертвовались цветы и благовония... Всю ночь горели лампы, играла красивая музыка и продолжались богослужения».

Однако, когда другой китайский путешественник, Сюань Цзян, посетил город в 637, на месте монастырей, храмов и святилищ он нашел лишь кучи камней. «Когда- то, — записал он, — этих зданий насчитывались сотни. Сейчас из них уцелели единицы. Все, что осталось, — городишко примерно в 1000 домов около Ганга, к северу от развалин дворца». Между V и VII вв. Паталипутра пришла в упадок.

Что случилось с городом? Существует несколько версий. Вероятно, его разрушило катастрофическое наводнение около 573 н.э. Свою роль мог сыграть и страшный пожар — археологи нашли слой золы. Геологи предположили, что вспыхнуть город мог при землетрясении — рядом проходит сейсмически активная граница тектонической плиты, несущей Индостан. Однако пожары вспыхивают и во время войн. В правление Скапдагупты (ок. 455—467) с большим трудом удалось отразить первое наступление эфталитов (белых гуннов) — кочевников из Центральной Азии. Но государство Гуптов оказалось неспособным выдержать долгое военное напряжение, и при преемниках Скандагупты под ударами эфталитов, разграбивших и Паталипутру, распалось. Разрушились торговые и транспортные связи, на которых во многом держалось процветание Паталипутры.

После смерти Скандагупты шла борьба за власть. Не исключено, что смертельную рану столица получила не только от эфталитов, но и в хаосе гражданской войны. Сгоревший великий город превратился в кучи черепков и обгорелых камней среди полей долины Ганга.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.