14 января – Овсень. Колядки | Календарь языческих праздников

14 января – Овсень, Колядки по славянскому календарю. В этот день наши Предки по традиции поклонялись Богам и просили земных благ. Обращаясь к Овсеню, поклоняясь ему и делая подношения, они надеялись, что он откроет им путь к Новому Лету и обеспечит щедрыми плодородными дарами.

Овсень – славянский Бог

Овсень (Авсень, Усень; Таусень, Китень) – Бог труда и урожая. Покровитель коней, пахоты, мостов. По древним преданиям, Овсень являлся младшим братом-близнецом Бога Коляды, а потому, получается, что его родителями были Дажьбог и Златогорка. У младшего брата была главная задача: практиковать те божественные знания, которые доносил до людей Коляда.

Согласно историческим данным, Овсень и Коляда являются вполне реальными людьми, которые 8,5 тыс. лет назад жили на Земле. Например, в одной из древнейших русских былин рассказывается о герое славянского эпоса – царе Усиле Добром. Принято считать, что этот человек и был Авсенем. Перед тем как стать Богом, он совершил множество подвигов, а потому достоин того, чтобы о нем вспоминали потомки.

Овсень является своего рода Распределителем земных благ между смертными, которые определяет Божественный Суд. Правда одним всегда доставалось всего в избытке, а других он лишал даже самого жизненно необходимого.

Овсень в Колядках

Это Бог часто упоминается в разных колядках – песнях, которые пела молодежь, ходившая от двора ко двору. Хозяева, услышав колядки, в которых семье желали благополучия и здоровья, одаривали молодых людей разными сладостями и выпечкой.

Овсень в славянских обрядах и мифах

В славянских мифах Овсень описывали как мост в будущее, по которому Бог Коляда первым вступает в Новый Год. Входя в него, он рассеивает обитающую там нечисть и тем самым очищает людям Путь в будущее. В этот день люди пекли печенье в форме жаворонков и раздавали их соседям и близким. Дети, бегая с печеньем в виде весенних птичек по огородам и полям, старались как можно выше его поднять. Их даже крепили на крышах и шестах, а затем съедали, прославляя Бога Овсеня.

Из «Книги Коляды»:

Как два сокола летели — Овсень и Коляда!

Там лето — здесь зима!

Как они летели — все люди глядели.

Как они садились — все люди дивились.

Как они вспорхнули — все люди вздохнули...

Этот стих олицетворяет один древний сакральный обряд, который зародился в белорусских селах. Под Новый Год по селам и деревням водили двух братьев-близнецов. Один – Коляда – был чистеньким, красивым, хорошо одетым. Другой – Овсень – был в старых и рваных одеждах. Братья заходили в дом, прикрываясь от хозяев занавеской. Из двух «коляд» нужно было выбрать одного. Понятно, что, если выбрали первого – семью ожидало счастье, легкая жизнь и хороший урожай. Выбрали второго – значит, весь год пройдет в заботах и труде.

Однако люди не расстраивались, если им попадался «не тот брат», ведь это не навсегда, а всего лишь на один год. За ним последует другой и, возможно, горемыке повезет именно в нем.

В древнее время каждый праздник у наших Предков сопровождался разными обрядами, ритуалами, поклонением Богам и, конечно же, праздничной трапезой. Люди верили, что, поклоняясь Богу Овсеню, они откроют путь Новому Лету и получат щедрые дары плодородия.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.