История Нового царства в Египте

С правления Яхмеса I, положившего начало XVIII династии, открывается самая блестящая эпоха древнеегипетской истории — эпоха Нового царства (XVIII—XX династии). Воссоединённый под властью Фив, Египет превращается в сильную военную державу. Правление последующих царей — Аменхотепа I и особенно Тутмсса I (около 1504—1492 гг. до н. э.) — прошло под знаком военных походов на север — в Палестину, и на юг — в Нубию. В Передней Азии египтяне вышли к границам царства Митанни, находившегося в среднем течении Евфрата. С этого времени Египет становится одним из решающих факторов силы в Сиро-Палестинском регионе.

Завоевательная политика Нового Египетского царства

Успешные завоевательные походы в Нубию и Сиро-Палестинский регион обогатили страну, что позволило развернуть масштабное строительство храмов, прославлявших богов и могущество фараона.

Богу Амону-Ра, превратившемуся из локального божества Фиванской области в государственного бога — покровителя фараонов и созданной ими державы, был посвящён грандиозный храмовый комплекс в Карнаке, расширявшийся, перестраивавшийся и украшавшийся на протяжении всего Новою царства и последующих времён вплоть до эллинистической эпохи (IV в. до н. э.).

В Сиро-Палестинском регионе реальная власть египетского царя вскоре исчезла, так как в течение последующих двух десятилетий крупные военные походы не предпринимались. Причиной прекращения захватнической политики была, однако, не военно-политическая неспособность государства продолжать завоевания, а личная воля дочери Тутмеса I царицы Хатшепсут (около 1478—1458гг. до н.э). В период её правления была развёрнута широкая строительная деятельность по всему Египту и совершена крупная военно-торговая экспедиция в Пунт (ныне на территории Сомали).

После смерти Хатшепсут Египет вернулся к активной завоевательной политике. Регулярные походы в Азию и Нубию Тутмеса III (около 1479— 1425 гг. до н. а), Аменхотепа И (около 1427—1400 гг. дон. э.) и Тутмеса IV (около 1400— 1390 гг. до н. а) привели к созданию египетской мировой державы. Её границы простирались от Евфрата на севере до четвёртого нильского порога на юге. За всю историю Древнего Египта это было максимальное расширение его владений. На время правления «фараона-солнца Аменхотепа III (около 1390—1352 гг. до н. а) приходится пик египетского военно-политического могущества, экономический и культурный расцвет страны. Военные акции уступают место активным дипломатическим отношениям с царством Митанни, Вавилонией, Хеттским царством и царством Ашшур (Ассирией).

Государственные и религиозные реформы в Египте этого периода

В эпоху Нового царства Египет вступил в век бронзы, постепенно вытеснявшей орудия из меди и камня. Социально-экономическая жизнь стимулировалась широким использованием рабского труда, применение которого напрямую зависело от успешных завоевательных кампаний. В списках добычи, известных по надписям на стенах храмов в Фивах, перечисляются лес, лошади, домашний скот, оружие, слоновая кость, ткани, изделия из ценных металлов, масло и тысячи иноплеменных рабов, в основном поступавших в царское и храмовые хозяйства.

Постепенно назревал конфликт между царской властью и «второй силой» в обществе — наследственной столичной знатью, тесно связанной со жречеством Амона-Ра, обладавшим огромным влиянием. Развязка наступила в правление Аменхотепа IV (Эхнатона) (около 1352—1336 гг. до н. э.).

Египет при правлении Аменхотепа IV

О юных годах будущего фараона по существу ничего не известно. Невозможно также однозначно ответить на вопрос о причинах формирования личных убеждений царевича Аменхотепа, которые привели впоследствии к установлению культа Атона и глубоким реформам в стране. Согласно наиболее распространённой гипотезе, взгляды царевича сложились под влиянием его матери, «великой супруги царя», Тии. Возможно, Аменхотеп IV, как и незнатная по происхождению, но властная царица Тии, столкнулся с враждебным отношением родовитых придворных и жрецов Амона-Ра. Конкретных указаний на это в египетских источниках нет.

Движущей причиной конфликта, принявшего религиозную форму, было столкновение интересов наследственной и служилой знати. Последняя, всецело обязанная своим возвышением и положением фараону, была заинтересована в лишении столичного жречества и родовитой знати власти и богатств. Но прежде всего Аменхотеп IV, опиравшийся на служилую знать, стремился укрепить личную власть.

Важнейшим источником, проясняющим веру Эхнатона, является знаменитый «Гимн Атону», авторство которого приписывается самому фараону. Отрывок из гимна, сохранившегося в гробнице высокопоставленного царедворца Эйе в Ахетатоне, гласит: «Нет другого, кроме тебя! Ты был один — и сотворил землю по желанию сердца своего, землю с людьми, скотом и всеми животными.. Чужеземные страны, Сирия, Куш, Египет — каждому человеку отведено тобою место его. Ты созидаешь всё, что потребно им. У каждого своя пища, и каждому отмерено время жизни его. Языки людей различаются меж собою, несхожи и образы их, и цвет кожи их, ибо отличил ты одну страну от другой... Ты единственный, ты восходишь в образе своём, Атон живой, сияющий и лучезарный, далёкий и близкий!.. Ты в сердце моём, и нет другого познавшего тебя, кроме сына твоего Неферхе пруры, единственного у Ра, ты даёшь сыну своему постигнуть предначертания свои и мощь свою. Вся земля во власти десницы твоей, ибо ты создал людей; ты восходишь — и они живут, ты заходишь — и они умирают. Ты время их жизни, они живут в тебе».

Двор оказался в растерянности после смерти фараона. Вскоре он пошёл на компромисс со жречеством Амена-Ра и родовитой столичной знатью. При ближайших преемниках Эхнатона — Туганхатоне (Тутанхамоне), Эйе и Хоремхебе — Египет полностью вернулся к почитанию прежних богов. Культ Атона и память фараона-еретика были официально преданы проклятию и забвению.

За время правления Эхнатона, целиком поглощённого реформами и внутренней борьбой, египетские владения в Сирии и Палестине были практически утрачены. Примерно тогда же вместо Митэнни на Ближнем Востоке появилась новая сила — государство хеттов.

С началом новой, XIX династии, особенно при Сети I и его сыне Рамсесе II (около 1279— 1213 гг. до н. э.), начался новый этап военных походов на север и юг, вызванных необходимостью восстановления пошатнувшегося в конце правления XVIII династии внешнеполитического влияния Египта и потребностью государства в рабах и материальных ресурсах. Задача Рамсеса II заключалась в подчинении сиро-палестинских князей египетской власти столицу. На шестом году его правления конфликт достиг апогея. Царь изменил своё имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (Полезный Атону) и переехал с двором в заложенную по его приказу в пустынной местности в Среднем Египте новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона).

Всё связанное со старыми богами, в особенности с Амоном, в новой столице было запрещено. По приказу Эхнатона изображения и имена Амона-Ра в Фивах подвергались уничтожению. Сторонники Эхнатона и члены их семей вслед за царём также изменили свои имена. В них ввели вместо имени Амона или других богов имя Атона. К 12-му году правления Эхнатона борьба со старыми богами (они же являлись богами местной знати) достигла такой остроты, что они все были отвергнуты. В иероглифической письменности избегаются даже слова «бог» и «боги»!

Вслед за религиозной реформой происходит перелом не только в социальной сфере, но и в изобразительном искусстве. Изображения самого фараона и его подданных становятся более реалистичными и индивидуальными. Блестящим примером искусства данного периода могут служить портреты царицы Нефертити, Эхнатона, их дочерей и царедворцев.

После смерти Эхнатона, занимавшего ключевое место в новой религиозной системе как единственный, ведавший волю Атона, будущее нового порядка стало неопределённым Народу, столетиями чтившему многочисленных древних богов, религиозная реформа Эхнатона была непонятной и на местах практически не затронула почитания старых богов. В целом сохранили свои позиции и представители местной знати, издревле осуществлявшие жреческие функции в культах новых божеств.

Борьба Египта периода Нового царства с хеттами и ливийскими племенами

Влияние хеттов распространялось на Южную Сирию, за которую и развернулась длительная борьба с хеттами. Начало войны датируется пятым годом правления Рамсеса II, с битвы при Кадеше на Оронте. Исход битвы, несмотря на «официальную» египетскую точку зрения, не принёс решающей победы, поскольку Кадеш Рамсесом II взят не был, а хетты сохранили свои позиции в Южной Сирин. Значительно позднее Рамсесу II удалось захватить Кадеш и ряд других городов и крепостей в Сиро-Палестинском регионе. Но восстановить великую военную державу времён Тутмеса III ему не удалось. На 21-м году правления Рамсеса II между Египтом и хеттским царём Хаттусилисом III был торжественно заключён мирный договор, скреплённый женитьбой Рамсеса II на двух дочерях хеттского царя.

С правления Рамсеса II обозначилась новая расстановка сил в стране. В Фивах справлялись все важнейшие государственные праздники в честь Амона-Ра, а административный аппарат и двор переместились на север в Дельту — в Мемфис и Иер-Рамсес. В новой столице Пер-Рамсесе (Доме Рамсеса) сосредоточились военные, составлявшие главную опору власти фараона, а Фивы остались оплотом храмовой знати.

Вскоре после смерти Рамсеса II стали проявляться признаки недолговечности достигнутого могущества. Резко изменившаяся внешнеполитическая ситуация заставила уже наследника Рамсеса II Мернептаха вести не наступательные, а оборонительные войны. На Ближнем Востоке параллельно со слабеющим государством хеттов набирает силу Ассирийское царство. С середины XIII в. до н. э. Восточное Средиземноморье со страхом наблюдало за переселением племён и народностей, называемых в египетских источниках «народами моря». Первая волна «народов моря» докатилась до Египта ещё при Мернептахе, сумевшем разгромить их в Палестине, практически на границе с Египтом. В северо-западной Дельте ему же пришлось отражать натиск ливийских племён.

Конец XIX династии, представленный несколькими слабыми царями, ознаменовался политическими смутами и потрясениями внутри страны, характер которых не вполне ясен. Примечательным событием конца XIX династии стало краткое правление женщины-фараона Таусерт.

Порядок в стране был восстановлен только при Рамсесе III (около 1184—1153 г. до н. э.), втором царе XX династии. Его правление можно назвать последним выдающимся правлением эпохи Новою царства. Одержав победу над «народами моря» и ливийцами, Рамсес III перенёс военную активность в Сиро-Палестинский регион, но возродить Египетскую империю ему оказалось не под силу.

Социально-экономический и политический кризис в Египте

Победы над внешним врагом и захваченная добыча не смогли предотвратить давно назревавший социально-экономический и политический кризис. Так, конец правления Рамсеса III, убитого в результате дворцового заговора, был отмечен массовыми волнениями царских работников в Фивах. Смерть последнего великого фараона Нового царства стала началом заката централизованной власти и экономического упадка страны. Слабость царской власти при последнем представителе Нового царства Рамсесе XI со всей очевидностью проявилась в полуобособлении севера и юга страны друг от друга, резко возросшем влиянии верховного жреца Амона в Фивах и скандальных процессах об ограблениях царских усыпальниц.

История позднего периода (XXI—XXXI династии) представляет собой весьма пёструю мозаику событий. Внешне- и внутриполитическая картина ослабевшего и утратившего политическое влияние Египта в период XXI династии отразилась в произведении X в. до н. э. — «Путешествие Унамона в Библ». Относительное усиление страны при XXII «ливийской» династии, обосновавшейся в Бубастисе, вновь сменилось нестабильностью и децентрализацией при XXIII—XXIV династиях. Политическая слабость Египта привела к установлению господства египетизированной XXV «кушитской» династии, правившей страной до 671 г. до н. э. и павшей под натиском ассирийцев.

Пережив сравнительно недолгое политическое и культурное возрождение (XXVI династия) и два персидских завоевания (525— 404 и 343—332 гг. до н. э.), Египет был включён в греко-римский мир и вступил в заключительный этап своей древней истории.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.