Навигация древних мореплавателей

Древние и средневековые мореплаватели наверняка не основывались на изучении полетов перелетных птиц или наблюдении за тем, откуда утром прилетают и куда вечером возвращаются "оседлые" птицы с островов или с материка. Не руководствовались моряки также направлением прыжков морских рыб или знанием ветров и морских течений, хотя это снова и снова повторяют авторы всех книг по истории великих морских открытий.

Навигация по перелетным птицам

Полетом перелетных птиц можно руководствоваться разве что в сказках. Их стаи летают очень нерегулярно, длинными волнистыми линиями вытягиваются над землей, часто вдали от океана, над которым по неизвестным причинам изменяют направление полета.

Поверье о том, что "оседлые" птицы сигнализируют о близости суши, изложено во всех цивильных инструкциях для потерпевших крушение. Однако Ален Бомбар, добровольно оказавшийся в положении потерпевшего крушение, и те, кто стали ими не по своей воле, опровергли это утверждение: эти птицы преодолевают громадные расстояния, летают где угодно, и их присутствие может (может!) сигнализировать разве что о близости стаи рыб. Не более того.

Ориентирование по направлению прыжков морских рыб

Ориентирование по направлению летающих рыб — это совершенная бессмыслица: обычно они выскакивают из воды при нападении какой-либо хищной рыбы и не следят при этом за сторонами света. Точно так же таитянская рыбка нану, о которой руководства для потерпевших крушение говорят, что она обитает только в мелких лагунах атоллов или в непосредственной близости от них, на самом деле часто была выловлена и за тысячи километров от ближайшего берега.

Навигация по направлению ветра и течению

Ненадежной помощью является и направление ветров, дующих "приблизительно" в одном и том же направлении, например, какое-то время с северо-востока на юго-запад, какое-то время с северо-запада на юго-восток, а потом вообще кружащихся вокруг одной точки.

Морские течения не всегда "под рукой", и их скорость не имела для парусников большого значения.

Настоящая астрономическая навигация по солнцу и звездам требует наличия какого-либо хронометра и прибора для измерения углов, например секстанта, либо вместо него так называемого жезла Джейкоба, навигаторской тыквы полинезийцев, о которой много спорят, или до сих пор не подтвержденного навигаторского диска норманнов. Навигация получила развитие только после достижения этих технических предпосылок, дополненных еще компасом и лагом для определения скорости корабля и пройденного пути.

Внимание! Скорость корабля измеряется в узлах, а не в "узлах в час". Сам морской узел соответствует скорости, измеряемой в морских милях (1852 м) в час.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.