Боги-покровители, ритуалы и праздники знака Телец в народном календаре.

Период Тельца в народном календаре продолжается с 21 апреля по 22 мая.

Характеристика фаз Тельца в народном календаре

В первой фазе Тельца перед нами выступает новая жизнь. Во второй фазе она утверждает себя, развивается, укрепляет свои позиции. Все это происходит за счет погибшей осенью жизни. Дракон порождает Тельца, новую материю. Новое захватывает и утверждает себя в пространстве. Это самоутверждение происходит неагрессивно, мягко, «бархатно», больше отвечая женскому принципу.

Символическое обозначение Тельца можно рассматривать как замкнутую на самой себе фигуру, к которой сверху примыкает открытая чаша. Эта окружность целиком соткана из материи, она включает в себя все элементы субстанции, а необходимую энергию улавливает открытая чаша. Этот символ может трактоваться снизу вверх или сверху вниз в зависимости от смысла и предназначения знака.

В фазе Тельца продолжается рост растений. Они получают энергию из земли, воды, тепла и света. Все эти элементы трансформируются в растении в органические вещества, в те кирпичики, из которых строится растительный организм. Часть этой энергии была убита в противоположной фазе Скорпиона, а затем в восстановленном виде проявилась в Тельце.

Боги-покровители знака Телец

Венера

Весной и осенью, в фазе Весов, природа обряжается в пестрый наряд, и оба раза в дело вступает принцип Венеры. Дело в том, что фаза Тельца соответствует принципу Венеры, которая появляется в виде богини растительного мира Флоры/Майи. В материальном смысле это гармонический рост, воплощенная красота и откровенная чувственность.

За родами всегда следует рост. То, что попадет в ребенка во время его физического и нравственного роста, навсегда станет составной частью его тела и духа. Для всех культур именно в это время начиналось духовное и физическое обучение. Если в тело будут заложены только материальные субстанции и при этом отсутствовать духовное начало, ребенок увидит только приземленные, грубо материальные вещи и будет считать их единственной сущностью.

Флора

Для древних греков красоту цветущей земли олицетворяла Афродита, для римлян – Венера (она же Флора). Флора была италийской богиней вегетации, покровительницей растений. Начиная с 238 года до н. э. в честь Флоры каждый год в начале мае праздновались флоралии. Собиралась коллегия из 12 первосвященников. Их называли общинными братьями – Fratres Агvales. Они совершали обход по полям, моля о плодородии и защите земли от стихий и вредителей. Весенние праздники длились несколько дней, и юная Флора царила на них, держа в руках рог, наполненный цветами. В последний день флоралий, 3 мая, устраивали цирковые игрища. На арену выпускали оленей и зайцев. Их надо было догнать и поразить мечом или копьем. Зрителей забрасывали фасолью, горохом, бобами.

Майя

В пантеоне греческих богов Майя считалась дочерью Атласа и Плеоны. Вначале она была только покровительницей материнства, потом стала считаться матерью Гермеса. Месяц май назван римлянами в честь Майи. В ее честь 1 мая закалывали супоросную свинью.

Плутон, сын Деметры, богини земледелия, обычно изображается в виде ребенка с рогом изобилия в руках. Астрологи соотносят Венеру/ Флору с Тельцом. Плутон же, строго противоположный Тельцу, соотносится со Скорпионом.

Ахелой

Речной бог Ахелой во время битвы с Гераклом (Солнцем) вначале превращается в змею (скорпиона), а потом в Тельца, которому Геракл обламывает рог. Он возвращает Ахелою рог и получает взамен рог Амальтеи. Амальтея – та самая коза, которая вскормила своим молоком маленького Зевса. Ее обломившийся рог Зевс превратил в никогда не исчерпывающийся, постоянно пополняемый рог изобилия (у Ахелоя есть собственное созвездие, а у Амальтеи – звезда в созвездии Возничего. Они находятся вблизи от созвездия Тельца).

Праздники и ритуалы знака Телец

По-видимому, праздник весны существовал и у древних германцев. Достаточно вспомнить, что когда католическая церковь ввела в 1484 году в Германии инквизицию и здесь начали преследовать ведьм, то этот праздник был объявлен шабашем ведьм. Немецкое слово «хексе» (ведьма) происходит от старонемецкого «хагацусса» (сидящая на заборе). Одно время этим словом называли девушек-колдуний в священных дубравах.

Вальпургиева Ночь

Ночь на 1 мая называется Вальпургиевой ночью (это ровно 40 дней после 21 марта). На Вальпургиеву ночь, как говорит народное поверье, последний раз собираются спутники зимнего дракона – ведьмы и демоны. После этой ночи солнце окончательно прогонит их до осени в подземный мир. В течение всей ночи злые духи по полям и долинам преследуют целомудренную святую Вальпургу с белым хитоном на плечах. В средние века Вальпургу на следующее утро возили по улицам в повозке, украшенной цветами. Здесь слились два обряда: изгнание злых духов и зимних демонов, которые несут зло человеку, скоту и полям, и возвращение в деревню богини растений и бурного развития Вальпурги (Флоры/Майи).

В английском Корнуэлле вечером перед 1 мая по улицам проносится, танцуя на перекрестках, «веселая лошадь». Ее изображают два парня, прикрытых попонами и украшенных лентами. За ними следуют переодетые ряженые – детишки и подростки, которые вращают трещотки, бьют в бубны и вообще стараются шуметь как можно громче. Ведьма не должна отыскать своего козла

В Бранденбурге юноша, наряженный ведьмой, скакал на метле до ворот города. Его сопровождала толпа визжащих и вопящих детей. В Тевтонбургском лесу на Вальпургиеву ночь выходили с бичами и щелкали плетями, чтобы прогнать ведьм. В Литве в ночь на 1 мая козлов, которых обычно держат отдельно, запирали вместе с козами, чтобы ведьмы не нашли себе козла (т. е. черта), с которым отвели бы свою злокозненную душу. Вообще церковь демонизировала козла. Это прежде всего связано с обликом языческого бога природы и плодородия Пана, которого всегда представляли с рогами, копытами и козлиным хвостом, и, с другой стороны, с сохранившимся почитанием главного из северных богов Тора, которому в жертву приносили козла. В некоторых областях Германии крестьяне в Вальпургиеву ночь переворачивали бороны зубьями вверх и клали их перед дверью в конюшню или скотный двор, чтобы туда не забрались ведьмы. В Швейцарии, в районе Берна, «изгоняли волка» (Изегрима). Невероятный шум и треск, которые сопровождают все эти ритуалы, помогают прогнать злые силы зимы и разбудить добрых духов весны.

В это время года путешественник нередко видел в деревнях вычищенные колодцы. Обычно в ночь на 1 мая (Вальпургиеву ночь) ключи и выстроенные над ними колодцы тщательно очищали и украшали. Народное поверье гласит, что от Егория (после 23 апреля) вода больше не содержит яд, который переходит в лягушек и змей. Перед восходом солнца надо поваляться в росистой траве, и тогда здоровья хватит на весь год. В долине реки Инн парни, закатав рукава, в коротких брюках выходят на поля с бубенцами, чтобы «пробудить траву». В славянских странах началом весны считается день Святого Георгия, идут крестные ходы, возглавляемые «зеленым Егорием» (как символом плодородия), звонят в колокольцы и бубенцы. Парни дарят девушкам первые майские букеты, олицетворяющие возвращение цветущей природы.

Троица

Через 50 дней после Пасхи празднуется Троица (греческое «пентекосте» означает 50-й день после Пасхи). В Книге Деяний святых апостолов написано о языках пламени, которые в Троицын день низвергаются на апостолов. В тот же день евреи отмечают шавуот – праздник-воспоминание о том, как Господь из огнедышащего облака продиктовал свои заповеди Моисею. Шавуот в Израиле – праздник благодарения урожаю, когда пожинают первые плоды. И здесь мы встречаемся с упоминанием огня.

На Троицу молодые парни бродили по лесу и стучали по «майскому дереву», чтобы обнаружить «троицын дух» – существо, обернутое зелеными ветвями и стрелками камыша и носящее маску из коры. Когда его находят в лесу, то тащат в деревню и окунают в ближайший колодец или ручей (вода как символ плодородия). В других районах это существо называли «диким человеком» или «лиственником». Иногда он на лице носит не маску из коры, а птичье оперение. Этого весеннего человечка кое-где именуют «майским духом», «королем трав», «древесным человеком», в Англии – «зеленым Джеком».

В Баварии «человека-птицу» приводили из леса. Лицо его было закрыто маской из коры, на теле – причудливое одеяние, сплетенное из березовых побегов и вереска. «Древесный человек» скакал на коне без сбруи и спрыгивал с него, когда конь мочил копыта в ручье. Здесь его поджидали две девушки, которые срывали маску и умывали «древесного человека». Он клал руки им на плечи, и втроем они трижды окунались в ручей. Этот обряд, по-видимому, приравнивался к крещению, так как имело место омовение вешними водами.

Описан также обряд, в котором «троицын дух», обернутый в листья и солому, ходит по дворам и творит заклятия. Ему делают подарки (отдаривают) и брызгают на него водой. В некоторых районах женатых мужиков «гоняли по кустам». Они должны были спрятаться в чаще, а холостые парни разыскивали их по лесу, щелкая бичами под дудение сопелок и барабанную дробь. Когда их находили, то заставляли жевать молодые почки, чтобы пробудить жизненную силу и желание.

Вознесение

Вознесение празднуют ровно через 40 дней после Пасхи. Так же как у древних римлян, которые отмечали флоралии, во время Вознесения проходят шествия по полям. Вознесение всегда выпадает на четверг (по-немецки день Донара/Тора). Донар был богом погоды, и крестьяне очень опасались в этот день «открытого неба», т. е. грозы. Они считали, что, когда Христос возносится вверх, он раскалывает небо, и в трещину проваливается различная непогода. Да и впрямь, именно в эти дни гремят первые грозы.

Начиная с Пасхи, продолжительность дня постоянно растет. К середине мая она составляет уже 15 часов. Об этом повествует и пассаж из древнейшего произведения индийской литературы «Ригведы» (написанного примерно в 1250 году до н. э.). В «Ригведе» рассказывается о борьбе света с Бритой – змееголовым драконом, олицетворяющим тьму и удерживающим всю влагу неба в своем животе. Врита не дает свету озарить землю, пока в битву не вступает Индра–предводитель богов, весенний свет Солнца. Индра убивает Вриту громовой палицей (первая гроза). Благодаря этому освобожденная вода проливается на землю и оплодотворяет ее.

Большие дионисии

В Афинах весной праздновали Большие дионисии. Дионис, бог плодородия, соответствует Марсу, который изначально вовсе не был богом войны!

Со времени возникновения культа дионисовых мистерий стали говорить: «Бык породил дракона, а дракон порождает быка». Этот символ следует понимать таким образом, что жизнь (Бык/Телец) несет в себе также смерть (Дракона/Скорпиона) и, наоборот, смерть порождает жизнь. В зодиаке Дракон (Скорпион) точно противостоит Тельцу. Предания связывают Скорпиона – время, приходящееся на осень, – с идеей смерти, отмирания и зарождения новой жизни.

Лемурии

9, 11 и 13 мая римляне праздновали лемурии – дни примирения с демонами зла и духами мертвых. В этот день по городу бродят лемуры (духи). Ровно в полночь отец семейства должен был босиком пройти по дому, девять раз бросить за спину черные бобы (горох, фасоль). На следующий день лемуров изгоняли из дома свежими ветвями (весеннее обновление, животворящая розга).

Праздник Святого Георгия

Никак нельзя считать случайностью, что церковь отмечает праздник Святого Георгия, победителя дракона, 23 апреля, т. е. именно в тот день, который противоположен Скорпиону/ Дракону. Раньше победителем Дракона и утешителем слабых считался архангел Михаил, и его день – 8 мая приходился на знак Тельца, теперь – 29-сентября, т. е. во время Весов. Как Один или Водан, так Святые Георгий и Михаил гарцуют на белых жеребцах.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.