Боги-покровители, ритуалы и праздники знака Стрелец в народном календаре.

Период Стрельца в народном календаре продолжается с 23 ноября по 23 декабря.

Символы Стрельца в народном календаре

У Стрельца много имен. Созвездие Стрельца у разных народов называлось по-разному: Всадник, Получеловек, Кентавр Хирон, Конь, Верблюд, Лук, Колчан, Белый Свет и даже Храм.

Со времен средневековья Стрелец изображается у нас как кентавр, стреляющий из лука. Такое обозначение отвечает большинству названий и несет идею преодоления того звериного, что есть в человеке, указывает на цель, к которой нужно стремиться. Она помечена стрелой, готовой сорваться с туго натянутого лука.

К концу времени Стрельца ночь длится 16 часов, а день всего 8. Растительная жизнь вымерла начисто, она теплится где-то там, под землей. Семена, ушедшие в землю во время Скорпиона, теперь трансформируются в нечто, готовое начать новую жизнь. Зародыш растения все неистовее стремится к свету и солнечному теплу, и его желание становится столь неодолимым, что к концу Стрельца он уже достаточно силен, чтобы разорвать укрывающую его оболочку. В фазе Стрельца «могила Скорпиона» становится колыбелью начала жизни.

Символический знак Стрельца – стрела. Этот знак как бы продолжает стрелку, намеченную Скорпионом. Стрела пронзает тьму и ищет выход к свету, к мысли, стремится вверх, но ей нелегко оторваться от материального, о чем свидетельствует нижняя крестовина. От этих земных вериг удастся оторваться только Водолею. Истина многогранна, и только интуиция поможет найти ту грань, тот аспект, который полностью отвечает вашему умонастроению и предрасположенности. Во тьме времени Стрельца особенно заметно стремление раздвинуть горизонты темноты, границы неведомого и обрести просветленную истину.

Боги-покровители знака Стрелец

В темное время Стрельца, когда на поверхности не видно ни былинки, ни листка, люди боялись враждебных сил, привидений. Одновременно пробуждаются и готовы защитить человека добрые духи, только надо вовремя вызвать их на помощь (произнести заклинание, молитву). В этот период особенно заметно стремление к свету, к познанию. Появляется надежда, что снова станет тепло и светло.

Юпитер

С этой фазой соотносят принцип Юпитера/ Зевса – повелителя неба, который правит всеми событиями на земле. Первый год своей жизни Юпитер, как известно, провел в пещере, питаясь молоком козы. Рог козы Амальтеи он превратил потом в рог изобилия. Через год Зевс сверг с престола отца и освободил всех братьев и сестер. До чего же этот миф напоминает превращения, происходящие в природе на земле!

События, которые прошли под знаком Скорпиона в жизни человека, тоже причастны к уменьшению его жизненной силы. В это время может ослабнуть связь с материальной стороной жизни, мы усталы и апатичны. Тело теряет прежние упругость и энергию, на девятой фазе жизни мы задаем себе вопрос, в чем ее смысл. В период Весов познается сладость подлинной гармонии и равновесия. Человек стремится снова вернуться к этому блаженному состоянию, что побуждает его искать новые знания, и если преуспеть в этом, то откроются новые горизонты, и жизнь снова обретет смысл.

Святой Андрей

В день Святого Андрея (30 ноября) у многих народов совершались обряды защиты от демонов и призывания чуда зимнего плодородия. В это темное и таинственное время года, когда солнце кажется изможденным и бессильным, неспособным отогнать своими вялыми лучами энергичных демонов, рвущихся на поверхность, в человеке пробуждается желание заглянуть в будущее, понять: неужели так будет продолжаться вечно?

Жители городишка Хорген, что находится в кантоне Цюрих, были уверены, что в день Святого Андрея ведьмы танцуют на перекрестках дорог. В районах вокруг Люцерна молодежь выходит на улицу с разными шумовыми инструментами, чтобы прогнать демонов.

Святой Сильвестр

В ночь Святого Сильвестра девушки гадали, произнося заклинания и пытаясь увидеть лицо суженого в зеркале или в стоячей воде. Или в кувшин ставили принесенные из леса ветки, которые распускались в тепле, и по окраске листьев девушка пыталась угадать, когда к ней явятся женихи.

В средние века на перекрестках дорог устраивали судебные процессы, чтобы показать, что судьи не принадлежат к какой-либо партии или направлению. Иногда на перекрестках выкапывали могилы и ставили кресты.

Обломанные ветки называли почему-то «варварскими». Считалось, что ветка вишни, яблони, груши, обломанная 4 декабря, если ее поставить в воду, под Рождество может расцвести, и крестьяне по интенсивности цвета пытались угадать, велик ли будет урожай яблок или груш на следующий год.

Святой Николай

6 декабря к детям приходит Святой Николай. Он появляется из леса и путешествует обычно на лошади или на осле. Иногда сидит в санях, иногда приходит по крышам. Детишки толпой бегут за санями Николая. Послушным детям он приносит подарки, непослушным – розги. Согласно христианской легенде, Святой Николай из Миры подбросил в каморку, где спали три бедные девушки, каждой по кошельку с золотыми. Это было в IV веке, а в 1087 году мощи Святого Николая перенесли из Миры в Бари.

В Швейцарии Николай еще и светоносец. Он надевает на себя широкую митру, которая светится изнутри. В Уэльсе Николая сопровождает диковинный, никому не известный зверь. В Вюртемберге по дворам ходит старик-лесовик и раздает детям орехи и сушеные груши, а они благодарят его и читают стишки. Старик грозит непослушным детям забрать их в мешок. В Маннгейме и Людвигсхафене детей навещает «жена Святого Мартина». Она одаривает их орехами, яблоками, пряниками и предлагает им помолиться. Так происходит в наши дни, но еще в конце XIX века «Мартинша» держала в руке палку или веник, чтобы поколотить непослушных.

На севере Николай – это Солнечный Клаус. В скандинавских странах Святого Николая зовут Солнечный Клаус. Под дымовую трубу ставят сапог, в который путешествующий по крышам Солнечный Клаус складывает подарки детям. В Италии в день поминовения усопших в гости ждут добрых духов умерших родственников. Предполагается, что они тоже проникают в дом через трубу на кухне, и им выставляют еду.

Всякие лепешки, пряники и хлебы, которые приносит Святой Николай, несомненно, память о тех временах, когда богам жертвовали пищу. Яблоки и орехи созревают позднее, и в них особенно сильна жизненная энергия, и когда Николай дарит их, он как бы передает людям энергию и волю к действию. Яблоко считалось священным плодом нордической Идуны – богини вечной юности и бессмертия. Она держала в своем золотом ларце одиннадцать «яблок жизни», которые обладали волшебной способностью возвращать молодость каждому, кто надкусывал яблоко (вспомните яблоки Гесперид).

В легендах Святой Николай нередко появляется в сопровождении диких животных, которые носили в средние века самые причудливые наименования, но чаще всего имя «изегрим», т. е. лесной волк. Когда говорят, что начинается «охота на Николая», то подразумевается преследование сопровождающего его злого духа – волка. Впрочем, Святой Николай без труда усмиряет диких зверей. Кстати, конь или осел, на котором путешествует Святой Николай, напоминает нам восьминогого битюга Слейпнира, на котором скачет бог Один.

Дева Мария

Католические священники читают в эти дни роратные молитвы (от латинского «гогаге» – оттаивать) перед восходом солнца. Прихожане толпами идут с темной улицы в ярко освещенную церковь. Ранние мессы посвящены Деве Марии, и нам легко разгадать их смысл, если вспомнить, что эта святая была когда-то Венерой, Иштар, Деметрой или Корой, т. е. богиней растительности, которая пока заточена в темноте под землей.

Непорочное зачатие Марии, которое произошло 8 декабря, так же как и роратные молитвы, отражает то, что происходит в эти дни в природе. Все кажется стылым, вымерзшим и неподвижным, но глубоко в земле, неприметно для глаза, ростки готовы разорвать сдерживающую их оболочку.

Люция светоносная и Перхта

13 декабря – праздник Святой Люции, имя которой означает «светоносная». В деревне день Люции – самый короткий день в году. Мы говорим «в деревне», потому что сельские жители больше привержены древним обычаям, а день Люции действительно был самым коротким до 1582 года, пока папа Григорий не ввел новый «григорианский» календарь, и самый короткий день оказался отодвинутым на более поздний срок. Светоносной называли и богиню Диану, известную своим свободолюбием.

Древние германцы чтили богиню Перхту (отсюда современное имя Берта), которую также считали «блестящей», «светозарной». За Перхтой следовала свита демонов, как злых, так и добрых. Кстати, в германской мифологии существовали духи, которые могли располагаться как по одну, так и по другую сторону добра и зла, например злые маленькие человечки – черные гномы и добрые человечки – светлые легкие эльфы. В Баварии Перхту величают «госпожой Бертой с железным носом». Здесь уместно вспомнить, что древние германцы вели календарь не по дням, а по ночам, да и еврейские праздники начинаются с появлением на горизонте первой звезды.

В Швеции в четыре утра на улице появляются две загадочные фигуры в козьей шкуре со снопом на шее. Рога прикрыты красной шапкой. По-видимому, эти козы – спутницы греческого бога Пана или козлы Тора. Сноп напоминает о поверье, что Перхта разрезает злым детям живот, запихивает туда мелко порезанную солому и зашивает железной цепочкой. Да и светоносная Люция нередко грозит лентяям разрезать живот и напихать туда соломы и мелких камушков.

В Австрии Люция – нечто противоположное Святому Николаю, и уж во всяком случае намного страшнее. Все эти россказни придуманы церковниками, которые всеми мерами боролись с языческими божествами. Ведь некогда Перхта была благородной и милосердной, несущей всем добро, «белой дамой», которая так часто встречается в мифах и сказках Средней Европы. В Швабии Перхта относилась к свите Святого Николая. В одной сохранившейся рукописи XVI века рассказывается о награде, выданной баварскому учителю за то, что в день Святой Люции он поддерживал огонь под котлом с водой во время праздника. В Оденвальде в это время по улицам ездила на белом рождественском осле девушка, вся в белом, как невеста, и с фатой на голове.

Вечером перед днем Святой Люции в Нижней Австрии хозяйка дома собирала в горнице всех детей и служанок, и они вместе читали молитву. Затем дом обкуривали благовониями и после «Отче наш» произносили присловье:

Вместе мы прогоним ночь, ведьмы, друды – ну-ка, прочь!

Друдами называли злых духов ночи (Друда – дочь бога Тора). Имя это означает силу и решимость. Друды (или труды) – главные пособницы богини Перхты. Уберечься от этих злых ночных ведьм помогает пятиугольник – пентаграмма, поставленная на нижнее основание. Ее вершина, направленная к небу, привлекает злых духов, которые, устремляясь к пентаграмме, погибают, как бабочки в огне.

Святой Фома

Сходные обычаи имеют место также в день Святого Фомы. Именно в ночь на 21 декабря, по народному поверью, над полями и лесами проносится «дикая охота» Воданова войска, которое свистит, завывает и дико хохочет. Любопытно, что церковь установила день Фомы неверующего на самое темное и беспросветное время года.

Праздники и ритуалы знака Стрелец

Адвент

Время адвента (латинское «advenire» – приближаться) – это время приближения Рождества, рождения Иисуса Христа. Этот праздник рождения Христа церковь перенесла на время зимнего солнцестояния только в IV веке. Ко времени адвента дома украшают венками, подчеркивая стремление к свету и солнцу. Чем ближе день солнцеворота, когда явится «свет мира», как учит христианская религия, тем больше свечей зажигается (каждое воскресенье адвента прибавляют к зажженным еще по одной свече), чтобы удостовериться, что скоро будет совсем светло.

Три четверга (доннерстаг – день Донара) во время адвента носят в разных районах Германии разные названия: «громыхальный», «стучальный» и «трещоточный», но в любом случае они посвящены отпугиванию злых духов и всякой прочей нечисти. В такие вечера люди ходят по улицам и стучат деревянными молотками по дверям и оконным наличникам (будят траву). Иногда «стукальщики» надевают маски, носят с собой бичи и коровьи колокольца, а по улицам с трещотками проходят длинные процессии. Тут главное стучать деревом по дереву, как считают, это способствует пробуждению дремлющей под покровом снега растительной жизни. Церковь пытается переосмыслить языческий обряд и трактует шумные празднества как верный признак предстоящего Рождества Христова.

Праздник огней в Индии

Осенью в Индии в течение четырех дней отмечают «дивали», или «дивапали», что значит «праздник огней». Все площади, улицы, дома ярко освещены, сады украшены факелами и масляными лампами. Праздник начинается в последние два дня месяца асвина и завершается в первые два дня следующего месяца картика, что примерно совпадает с нашим праздником Всех Святых и днем поминовения усопших.

Некоторые касты отмечают в эти дни начало нового года и воздают хвалы Лакшми – богине благосостояния. Торговцы и деловые люди начинают новый деловой год с того, что припудривают свои бухгалтерские книги красным порошком. По вечерам трещат ракеты и фейерверки, они должны отогнать демонов. Другие индусы посвящают свое время поминовению умерших. Согласно легенде, в день коронования Рамы вся страна была освещена таинственным светом. Это воспринял ось всеми как добрый знак его правления. Рама ведет мир к высокому знанию, и его деяния направлены на преодоление непросвещенности.

В день «дивали» женщины готовят особое блюдо – пасту из риса с шафраном, ею они наносят братьям на лоб символический знак.

Ханукка

День света отмечают в декабре евреи. Их праздник называется «ханукка» и напоминает о событии, случившемся в 165 году до н. э., когда в Иерусалиме снова ввели церковную службу. Предание рассказывает, что маленькой плошки с маслом хватило, чтобы заполнить все лампады церкви, горевшие в течение восьми дней. С той поры светильники «ханукка» имеют восемь рожков.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.