Магия | Физиогномика | Хиромантия | Биоэнергетика » Народный календарь » Народный календарь знака Рыбы: боги-покровители, праздники, ритуалы

Боги-покровители, ритуалы и праздники знака Рыбы в народном календаре.

28 октября 2019 в 14:22

@ Елена Скобелева, астролог, составитель гороскопов

Период Рыб в народном календаре продолжается с 19 февраля по 21 марта.

Характеристика фаз Рыб в народном календаре

В фазе Рыб, завершающей космический круговорот года, земля снова начинает отогреваться, снег и лед постепенно тают. Начинают набухать почки. Смертная окоченелость зимы преодолена, жизнь возвращается. В этот период происходит невидимое пока постороннему глазу, но очень существенное становление жизни, которое проявит себя более полно в последующей фазе Овна. Идея фазы Рыб – видеть, познавать, знать, понимать, что все рождается вновь, но не так, как было прежде, а в несколько измененном виде.

Фаза Рыб завершает кругооборот в природе и переводит его в следующий цикл. В эти дни вновь воздается должное богам и духам роста и вегетации. Зимние демоны изгнаны, сожжены или убиты, хотя каждый помнит, что эта победа – временная и что в свое время они снова вернутся и на какой-то период возьмут верх.

Эта фаза завершается с пониманием того, что все, что когда-то было, возвращается вновь, но в измененном виде. Завершается круговорот года, состоявший из цепочки уникальных в своем роде, составляющих неотъемлемую часть друг друга событий, таких важных для осуществления целого и грандиозного.

Символы Рыб

Символ Рыб выражает одну идею – все, существующее до этого, появится вновь, но в видоизмененной форме. Если обе дуги Рыб представить как части окружностей, то их можно понимать как существование в духовной сфере, а соединяющая их горизонтальная линия – непродолжительное прерывание духовной жизни материей. Возможны и другие аналогии: подсознание и высший разум, тело и психика и т. п. В античности философы уделяли особое внимание именно шнуру, соединяющему обе дуги, поэтому созвездие Рыб называли также «Границей», «Канатом», «Шнуром». А если продолжить дуги до окружностей, получится бесконечная цепь, соединение с другими сферами, выход в другие миры.

Боги-покровители знака Рыбы

Созвездие Рыб в разные времена называлось по-разному: «Граница», «Предводитель небесных полчищ», «Небесная белая рыба», «Рыбий живот», «Канат». Последнее название объясняется благодаря египетским рисункам, где обе рыбы соединены веревкой. Этим самым иллюстрировалась идея бессмертия при рождении заново, а также то, что материально-телесное хотя и имеет связь с духовным, но не жесткую и достаточно изменчивую. Название «Рыбий живот», наверное, идет от истории про Иону, который попал в чрево гигантской рыбы, потому что не хотел следовать божественному предназначению и проповедовать в Ниневии. Здесь мы видим ту же идею – духовное (Иона) заключено в телесном (чрево кита).

Известный богослов и философ Петер Андреас говорит о том, что церковь никогда не отрицала идеи возрождения из мертвых. Правда. На созванном императором Юстинианом I в 543 году синоде по политическим соображениям идеи теолога Оригена (185–153 до н. э.) были осуждены как еретические. Но все же папа не одержал полной победы, и католическая церковь полностью реинкарнацию никогда не отрицала. У евангелистов мы находим пассажи, в которых прослеживается идея возрождения: в Евангелии от Марка (8, 27) и (9, 11), от Матфея (Ц 13), (17, 10) и (11, 13), от Иоанна (9, 1).

Вавилонский человек-рыба

Вавилоняне говорили о таинственном человеке-рыбе Оаннесе, который появляется из моря как посланец богов и приносит па землю благословение свыше. Каждое утро он выныривает из пучин Красного моря, отправляется в Вавилон и учит жителей города письму, наукам, законам, религии, нравам, порядку, строительству городов и храмов, земледелию. В Библии упоминается бог филистеров по имени Даши, а на монетах приморских городов Палестины и на ассирийских памятниках есть изображение человека с рыбьим хвостом. В индийской мифологии упоминается, что Вишну решил как-то наказать людей и обрушил на них потоп, но сам же спас в образе рыбы прародителя людей Ману Вайвасвата, который и породил современного человека (сравните легенду о Ноевом ковчеге).

Неоднократно говорилось о догонах – племени из Центральной Африки. Так вот они постоянно упоминают «номмосов» – повелителей воды, отличающихся мудростью и провидением. Говорили, что человек-рыба Оаннес не имел ног, зато очень хорошо плавал благодаря рыбьему хвосту.

Нептун или Посейдон

Раньше полагали, что этой фазе соответствует принцип Юпитера, теперь – Нептуна/Посейдона. Именно Посейдону циклопы подарили трезубец, которым он сотрясает землю. Греки считали его богом всеобъемлющего и необъятного моря, из которого вышла жизнь, и именно в этом видится основной смысл Рыб.

Человек под знаком Рыб уже перестает интересоваться многими, прежде всего внешними, аспектами того, что когда-то наполняло его жизнь, он готовится к смерти. Если человеку удалось в фазе Водолея передать кому-то свои знания, то, значит, он отдал «кесарю кесарево» и остается отдать «богу богово». Важно заметить, что отход от мирского не означает потерю интереса к нему, просто это необходимое воплощение естественного порядка событий. Платон назвал рождение, которое произойдет в следующей фазе Овна, «умиранием божественного духа в материи». Если продолжить это умозаключение, то физическую смерть следует понимать как возвращение в царство духовного. Тело выполнило свое предназначение, израсходовалось и более не нужно, поэтому дух отделяется от него.

Перед физическими родами, которые соответствуют принципу Овна, плод, как рыба, плавает в околоплодной оболочке, и в нем происходит невидимое физическое становление. Позднее новорожденный научится ползать и бегать и в чисто физическом смысле пройдет все этапы от рыбы через амфибию до млекопитающего.

Праздники и ритуалы знака Рыбы

Пламенное воскресенье

Еще в XVII веке фризы с острова Силт 21 февраля собирались на холме, возжигали жертвенный костер и, выкрикивая имя Бодана, танцевали вокруг огня. Примерно в это же время празднуют «пламенное воскресенье». В этот день на верхушках гор в честь наступления весны зажигают огонь, а чтобы искры летели особенно высоко, в пламя подбрасывают хворост. Надо, чтобы костер был виден как можно дальше, и тогда молнии не будут угрожать посевам. В швейцарском кантоне Фрибург костер поджигает тот, кто недавно женился. Если местность холмистая, то по склонам в долину скатывают огненные колеса или с конца палки, размахнувшись, бросают подпаленные деревянные диски, которые должны принести благодать на поля.

В некоторых деревнях Швейцарии во дворе церкви поджигают высохшее дерево, берут от него лучину и святят ею дом, скотный двор и сад. Бросание подожженных дисков с верхушки горы в долину известно только у германских народов. В конце зимы – начале весны у них же во дворе ставили круг, изображавший солнце.

В северных штатах Индии к этому времени как раз собирают зимний урожай риса. В деревнях сооружают хижины из соломы, и в течение одного дня они служат для молодых людей местом обильной еды и возлияний, а на следующий день хижины поджигают. Но праздник

продолжается. Организуются бои быков, люди веселятся и желают счастья друг другу. Наверное, сжигание хижины – что-то вроде жертвенного огня.

Поминовение умерших

22 февраля был у древних германцев днем поминовения усопших и сгинувших душ. Епископ города Тура упрекал в 567 году своих прихожан, что они после мессы, которую посетили как истинные христиане, возвращаются домой и, следуя языческим обычаям, ставят на стол еду и напитки для умерших. Еще в прошлом веке в деревушках неподалеку от Цюриха было принято 12 марта привязывать кошку к высушенному мочевому пузырю свиньи и бросать ее с башни в озеро – явный пережиток дохристианских верований, когда кошку держали за «ведьминого зверя», а свиной мочевой пузырь остался от каких-то ритуалов, призванных улучшить плодородие полей и живности.

Масленица

В любой местности мы обнаруживаем «сражение между летом и зимой». Находятся следы такой борьбы даже в весенних обрядах древнего Вавилона. В Аугсбурге, например, в борьбу вступает, с одной стороны, человек, платье которого сделано из плюща, а с другой – человек в костюме, декорированном зелеными овощами (капустой, брюквой, морковной ботвой). В Штайермарке одна группа деревенских парней вооружена вилами, другая – косами, и они как бы сражаются друг с другом.

В Древнем Риме 14 марта по улицам гнали человека, закутанного в звериные шкуры. В городе Клингнау на холме оборону держит одна группа юношей, а другая пытается взять этот бастион штурмом и забрасывает обороняющихся репой и капустными кочерыжками. Те в свою очередь размахивают плетками, пытаются поймать нападающих и окунуть в колодец. В Швейцарии парни напяливают на себя балахоны из соломы, мажут лицо сажей и норовят испачкать прохожих. Потом они бросаются на штурм холма, который обороняют девочки и мальчики. А измазанное сажей лицо – простейший вариант маски, чтобы тебя не распознали зимние демоны, на которых теперь ты стал так похож.

В местностях Саара на масленицу сжигают чучело, обряженное в мужские одежды. Такой же обычай (только ближе к Пасхе) известен в России. Жгли куклу и на греческом острове Эгина. И самое примечательное, что было в ней – очень выпуклые половые органы, из чего можно сделать вывод, что это след древних жертвенных ритуалов, посвященных идее плодородия. В Швейцарии пепел сожженной фигуры разбрасывают по полям, чтобы растения лучше росли. Во время дурашливых процессий нередко таскали с собой «Иуду», сделанного из соломы, которого в Страстную субботу предавали огню. Эти обычаи называют «похоронами зимы», при этом надо обязательно что-то уничтожить – сжечь либо утопить. Иногда куклу даже распиливали. Впрочем, фигуру, обозначающую зиму, уничтожали не всегда. Иногда ее наряжали в новое платье и как символ возрождения под радостные крики носили по улицам.

В Айзенахе в 12 часов дня, когда солнце стоит высоко над горизонтом, на лошадь сажают большого размера куклу, олицетворяющую собой зиму, ее голова выбелена мелом. Далее следует большая свита, в том числе «госпожа Лето»,окруженная детьми, переодетыми в костюмы пасхальных зайцев, майских жуков, лягушек и бабочек с букетами в руках. Такие процессии устраиваются, чтобы приблизить весну и пригласить лето.

Великий пост

В Эльзасе во время поста по улицам бродит загадочная фигура – Хисгир. На его лице – маска, на голове – длинные косы, сплетенные из соломы, а в них вплетены сухие груши. У фигуры этой сзади болтается длиннющий хвост с колокольчиком на конце, на талии – пояса с бубенцами. Хисгира выбирают из своей среды молодые парни, сопровождающие его во время походов по дворам. Свита распевает песни, содержание которых сводится к тому, что Хисгир – круглый дурак и хочет во время поста питаться яйцами, маслом, салом, а если ему не дать поесть и напиться, то он будет отнимать кур.

Вербное воскресенье

За неделю до Пасхи католическая церковь отмечает Вербное воскресенье, а за три дня до нее – Святой четверг. В Германии его называют «зеленым четвергом», наверное, потому, что церковь раньше называла этот день «днем зеленых юнцов» – раскаявшихся грешников, которым было дозволено вновь вернуться в лоно церкви. В честь этого они надевали зеленые одежды, наверняка пришедшие еще из дохристианского времени. Упоминание об этом имеется в Евангелии от Иоанна.

В этот день еду начинают обязательно с супа, в котором плавает зелень. Да и на второе стараются приготовить что-нибудь, включающее первые зеленые побеги с грядки. Это могут быть оладьи или блинчики со шпинатом или со свежим луком. Крестьяне часто собирают первые появившиеся из-под земли побеги, поскольку они обладают активными лекарственными свойствами. В Вербное воскресенье, или в Святой четверг, или в день Святого Матфея (24 февраля) женщины нередко сеяли семена в лунки, считая, что грядка осенена благодатью. В Тироле крестьяне выходили в «зеленый четверг» на двор, собирались под деревом и молились.

В России в Вербное воскресенье всюду можно увидеть людей с веточками серебристой вербы в руках. В других странах этот день называется Пальмовым воскресеньем. Вместо пальмы в Германии, например, используют ветки деревьев, которые рано распускают листочки: лещины, березы либо такие вечнозеленые растения, как тис. Освященные «пальмы» ставят в горнице рядом с распятием или с иконой, они обеспечивают защиту от всяких напастей. В Шварцвальде по той же причине ветви затем закапывают неподалеку от дома или в пашню.

В Верхнем Пфальце хозяин не выпивал ни капли спиртного, пока его работники не возвращались из церкви. Перед трапезой, прежде всего, съедал от имени всей семьи три цветущие сережки с освященной ветки. Вообще весь обряд освящения предполагает, что человек перед этим постился и не пил спиртного. Для католиков также было обязательным правилом оставаться трезвым до начала причастия. А поедание сережек цветущего дерева надо понимать как вид общения с богом роста, развития и плодородия. Во многих местностях в Вербное воскресенье на завтрак подавали только мед. А в Богемии, Гамбурге и Гарце пекли «уши Иуды» – лепешки с медом внутри. Пчела когда-то была священным насекомым Дианы, а потом «переметнулась» к Марии.

На деревне в Вербное воскресенье проходят так называемые «пальмовые процессии», неизменным атрибутом которых являются «летние посохи». Как правило, это ветвь орешника, к ней привязан пучок зеленой ели, а под ним – лепешка, яйцо или яблоко, а иногда даже вырезанный из дерева петух. Посох украшен пестрыми лентами. Существует еще вариант посоха, на который надевают множество сплетенных венков, и тогда он напоминает жезл Гермеса, обвитый змеями.

В римских каменоломнях находят рельефно вытесанные из камня сиденья («кресло Кремгильды»), рядом с которыми также высечен посох с изображением круга-солнца на ручке.

В преддверии Пасхи колокола в церквах молчат. В ход пускают трещотки и другие шумовые инструменты, которые, по-видимому, символизируют волнение стихий и природы в связи со смертью Всевышнего. В Швейцарии в зеленый четверг устраивали так называемую «громовую всенощную». В церковь набивалось полным-полно людей, и все они оплакивали Христа. А потом дети начинали трясти трещотками и устраивали адский шум. И в Вестфалии ребятишки собирались в церкви, чтобы «прогнать Иуду». Они стучали крышками сидений, топали ногами, крутили в воздухе трещотки, а потом с дикими воплями выбегали на улицу. Без труда можно понять – весь этот шум и гам (трещотки, барабаны, стрельба, колокольный звон, фейерверки, щелканье бичом и т. п.) для того, чтобы изгнать дьявола.

Страстная пятница

До Пасхи ночь все еще длиннее дня, духи и привидения ведут, так сказать, «арьергардные бои». Вскоре, как только день станет длиннее ночи, они отступят. В Испании в Страстную пятницу до сих пор процессии верующих проносят по улицам крест. Поход сопровождается глухими звуками бубнов. В Германии поверье не разрешает людям в ночь на четверг перед Пасхой покидать деревню или идти в лес, потому что там «деревянная баба» бьется с чертом. В Страстную субботу на Люнебургер Хайде к воротам прибивали лошадиную подкову. Момент для этого считается особенно удачным, потому что именно теперь Христос спускается в ад и все злые духи слушают его проповедь.

Во многих областях Швейцарии и Тироля на улицах в это время года появляются фигуры, наряженные во все красное. Обычно это женская юбка или одежда из соломы, на голове высокая шапка, похожая на тиару, на бедрах – пояс с множеством колокольчиков. В Тироле глазам присутствующих предстают переодетые в карнавальные костюмы парень и девушка, он – с большим коровьим боталом на шее, она – со множеством колокольчиков. Звон их был предназначен для того, чтобы прогнать злых духов и растормошить разленившихся за время долгого зимнего сна добрых, призванных пробудить траву и деревья и заставить потянуться к солнцу.

День весеннего равноденствия

Приближается день весеннего равноденствия. Все зимние работы, которые можно было выполнить под крышей, завершены, пора выходить в поле. Крестьяне укрепляют на дощечке или кусочке коры свечку и посылают этот кораблик плыть по ручью, украшая его красивыми лентами, флажками с веселыми надписями. Это называется «пустить свет по течению».

Праздник молодого вина

Древние римляне с удовольствием отмечали «виналиа приора» – «праздник молодого вина», причем первую чашу предназначали в жертву Юпитеру. Имелось в виду, что только в этот день можно было начинать пробовать вино из винограда прошлогоднего урожая (конечно же, виноградари и дегустаторы проделали это намного раньше). В предшествовавший винный праздник «виналиа рустика» – «сельский праздник вина» 19 августа люди просили Юпитера защитить зреющие гроздья. В Германии в начале марта собираются молодые люди, чтобы посоревноваться, кто кого перепьет. Еще в начале XX века, до первой мировой войны, в Мюнхене трактирщики ставили для этого состязания на стол не вино, а крепкую медовуху.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы