Боги-покровители, ритуалы и праздники знака Рыбы в народном календаре.

Период Рыб в народном календаре продолжается с 19 февраля по 21 марта.

Характеристика фаз Рыб в народном календаре

В фазе Рыб, завершающей космический круговорот года, земля снова начинает отогреваться, снег и лед постепенно тают. Начинают набухать почки. Смертная окоченелость зимы преодолена, жизнь возвращается. В этот период происходит невидимое пока постороннему глазу, но очень существенное становление жизни, которое проявит себя более полно в последующей фазе Овна. Идея фазы Рыб – видеть, познавать, знать, понимать, что все рождается вновь, но не так, как было прежде, а в несколько измененном виде.

Фаза Рыб завершает кругооборот в природе и переводит его в следующий цикл. В эти дни вновь воздается должное богам и духам роста и вегетации. Зимние демоны изгнаны, сожжены или убиты, хотя каждый помнит, что эта победа – временная и что в свое время они снова вернутся и на какой-то период возьмут верх.

Эта фаза завершается с пониманием того, что все, что когда-то было, возвращается вновь, но в измененном виде. Завершается круговорот года, состоявший из цепочки уникальных в своем роде, составляющих неотъемлемую часть друг друга событий, таких важных для осуществления целого и грандиозного.

Символы Рыб

Символ Рыб выражает одну идею – все, существующее до этого, появится вновь, но в видоизмененной форме. Если обе дуги Рыб представить как части окружностей, то их можно понимать как существование в духовной сфере, а соединяющая их горизонтальная линия – непродолжительное прерывание духовной жизни материей. Возможны и другие аналогии: подсознание и высший разум, тело и психика и т. п. В античности философы уделяли особое внимание именно шнуру, соединяющему обе дуги, поэтому созвездие Рыб называли также «Границей», «Канатом», «Шнуром». А если продолжить дуги до окружностей, получится бесконечная цепь, соединение с другими сферами, выход в другие миры.

Боги-покровители знака Рыбы

Созвездие Рыб в разные времена называлось по-разному: «Граница», «Предводитель небесных полчищ», «Небесная белая рыба», «Рыбий живот», «Канат». Последнее название объясняется благодаря египетским рисункам, где обе рыбы соединены веревкой. Этим самым иллюстрировалась идея бессмертия при рождении заново, а также то, что материально-телесное хотя и имеет связь с духовным, но не жесткую и достаточно изменчивую. Название «Рыбий живот», наверное, идет от истории про Иону, который попал в чрево гигантской рыбы, потому что не хотел следовать божественному предназначению и проповедовать в Ниневии. Здесь мы видим ту же идею – духовное (Иона) заключено в телесном (чрево кита).

Известный богослов и философ Петер Андреас говорит о том, что церковь никогда не отрицала идеи возрождения из мертвых. Правда. На созванном императором Юстинианом I в 543 году синоде по политическим соображениям идеи теолога Оригена (185–153 до н. э.) были осуждены как еретические. Но все же папа не одержал полной победы, и католическая церковь полностью реинкарнацию никогда не отрицала. У евангелистов мы находим пассажи, в которых прослеживается идея возрождения: в Евангелии от Марка (8, 27) и (9, 11), от Матфея (Ц 13), (17, 10) и (11, 13), от Иоанна (9, 1).

Вавилонский человек-рыба

Вавилоняне говорили о таинственном человеке-рыбе Оаннесе, который появляется из моря как посланец богов и приносит па землю благословение свыше. Каждое утро он выныривает из пучин Красного моря, отправляется в Вавилон и учит жителей города письму, наукам, законам, религии, нравам, порядку, строительству городов и храмов, земледелию. В Библии упоминается бог филистеров по имени Даши, а на монетах приморских городов Палестины и на ассирийских памятниках есть изображение человека с рыбьим хвостом. В индийской мифологии упоминается, что Вишну решил как-то наказать людей и обрушил на них потоп, но сам же спас в образе рыбы прародителя людей Ману Вайвасвата, который и породил современного человека (сравните легенду о Ноевом ковчеге).

Неоднократно говорилось о догонах – племени из Центральной Африки. Так вот они постоянно упоминают «номмосов» – повелителей воды, отличающихся мудростью и провидением. Говорили, что человек-рыба Оаннес не имел ног, зато очень хорошо плавал благодаря рыбьему хвосту.

Нептун или Посейдон

Раньше полагали, что этой фазе соответствует принцип Юпитера, теперь – Нептуна/Посейдона. Именно Посейдону циклопы подарили трезубец, которым он сотрясает землю. Греки считали его богом всеобъемлющего и необъятного моря, из которого вышла жизнь, и именно в этом видится основной смысл Рыб.

Человек под знаком Рыб уже перестает интересоваться многими, прежде всего внешними, аспектами того, что когда-то наполняло его жизнь, он готовится к смерти. Если человеку удалось в фазе Водолея передать кому-то свои знания, то, значит, он отдал «кесарю кесарево» и остается отдать «богу богово». Важно заметить, что отход от мирского не означает потерю интереса к нему, просто это необходимое воплощение естественного порядка событий. Платон назвал рождение, которое произойдет в следующей фазе Овна, «умиранием божественного духа в материи». Если продолжить это умозаключение, то физическую смерть следует понимать как возвращение в царство духовного. Тело выполнило свое предназначение, израсходовалось и более не нужно, поэтому дух отделяется от него.

Перед физическими родами, которые соответствуют принципу Овна, плод, как рыба, плавает в околоплодной оболочке, и в нем происходит невидимое физическое становление. Позднее новорожденный научится ползать и бегать и в чисто физическом смысле пройдет все этапы от рыбы через амфибию до млекопитающего.

Праздники и ритуалы знака Рыбы

Пламенное воскресенье

Еще в XVII веке фризы с острова Силт 21 февраля собирались на холме, возжигали жертвенный костер и, выкрикивая имя Бодана, танцевали вокруг огня. Примерно в это же время празднуют «пламенное воскресенье». В этот день на верхушках гор в честь наступления весны зажигают огонь, а чтобы искры летели особенно высоко, в пламя подбрасывают хворост. Надо, чтобы костер был виден как можно дальше, и тогда молнии не будут угрожать посевам. В швейцарском кантоне Фрибург костер поджигает тот, кто недавно женился. Если местность холмистая, то по склонам в долину скатывают огненные колеса или с конца палки, размахнувшись, бросают подпаленные деревянные диски, которые должны принести благодать на поля.

В некоторых деревнях Швейцарии во дворе церкви поджигают высохшее дерево, берут от него лучину и святят ею дом, скотный двор и сад. Бросание подожженных дисков с верхушки горы в долину известно только у германских народов. В конце зимы – начале весны у них же во дворе ставили круг, изображавший солнце.

В северных штатах Индии к этому времени как раз собирают зимний урожай риса. В деревнях сооружают хижины из соломы, и в течение одного дня они служат для молодых людей местом обильной еды и возлияний, а на следующий день хижины поджигают. Но праздник

продолжается. Организуются бои быков, люди веселятся и желают счастья друг другу. Наверное, сжигание хижины – что-то вроде жертвенного огня.

Поминовение умерших

22 февраля был у древних германцев днем поминовения усопших и сгинувших душ. Епископ города Тура упрекал в 567 году своих прихожан, что они после мессы, которую посетили как истинные христиане, возвращаются домой и, следуя языческим обычаям, ставят на стол еду и напитки для умерших. Еще в прошлом веке в деревушках неподалеку от Цюриха было принято 12 марта привязывать кошку к высушенному мочевому пузырю свиньи и бросать ее с башни в озеро – явный пережиток дохристианских верований, когда кошку держали за «ведьминого зверя», а свиной мочевой пузырь остался от каких-то ритуалов, призванных улучшить плодородие полей и живности.

Масленица

В любой местности мы обнаруживаем «сражение между летом и зимой». Находятся следы такой борьбы даже в весенних обрядах древнего Вавилона. В Аугсбурге, например, в борьбу вступает, с одной стороны, человек, платье которого сделано из плюща, а с другой – человек в костюме, декорированном зелеными овощами (капустой, брюквой, морковной ботвой). В Штайермарке одна группа деревенских парней вооружена вилами, другая – косами, и они как бы сражаются друг с другом.

В Древнем Риме 14 марта по улицам гнали человека, закутанного в звериные шкуры. В городе Клингнау на холме оборону держит одна группа юношей, а другая пытается взять этот бастион штурмом и забрасывает обороняющихся репой и капустными кочерыжками. Те в свою очередь размахивают плетками, пытаются поймать нападающих и окунуть в колодец. В Швейцарии парни напяливают на себя балахоны из соломы, мажут лицо сажей и норовят испачкать прохожих. Потом они бросаются на штурм холма, который обороняют девочки и мальчики. А измазанное сажей лицо – простейший вариант маски, чтобы тебя не распознали зимние демоны, на которых теперь ты стал так похож.

В местностях Саара на масленицу сжигают чучело, обряженное в мужские одежды. Такой же обычай (только ближе к Пасхе) известен в России. Жгли куклу и на греческом острове Эгина. И самое примечательное, что было в ней – очень выпуклые половые органы, из чего можно сделать вывод, что это след древних жертвенных ритуалов, посвященных идее плодородия. В Швейцарии пепел сожженной фигуры разбрасывают по полям, чтобы растения лучше росли. Во время дурашливых процессий нередко таскали с собой «Иуду», сделанного из соломы, которого в Страстную субботу предавали огню. Эти обычаи называют «похоронами зимы», при этом надо обязательно что-то уничтожить – сжечь либо утопить. Иногда куклу даже распиливали. Впрочем, фигуру, обозначающую зиму, уничтожали не всегда. Иногда ее наряжали в новое платье и как символ возрождения под радостные крики носили по улицам.

В Айзенахе в 12 часов дня, когда солнце стоит высоко над горизонтом, на лошадь сажают большого размера куклу, олицетворяющую собой зиму, ее голова выбелена мелом. Далее следует большая свита, в том числе «госпожа Лето»,окруженная детьми, переодетыми в костюмы пасхальных зайцев, майских жуков, лягушек и бабочек с букетами в руках. Такие процессии устраиваются, чтобы приблизить весну и пригласить лето.

Великий пост

В Эльзасе во время поста по улицам бродит загадочная фигура – Хисгир. На его лице – маска, на голове – длинные косы, сплетенные из соломы, а в них вплетены сухие груши. У фигуры этой сзади болтается длиннющий хвост с колокольчиком на конце, на талии – пояса с бубенцами. Хисгира выбирают из своей среды молодые парни, сопровождающие его во время походов по дворам. Свита распевает песни, содержание которых сводится к тому, что Хисгир – круглый дурак и хочет во время поста питаться яйцами, маслом, салом, а если ему не дать поесть и напиться, то он будет отнимать кур.

Вербное воскресенье

За неделю до Пасхи католическая церковь отмечает Вербное воскресенье, а за три дня до нее – Святой четверг. В Германии его называют «зеленым четвергом», наверное, потому, что церковь раньше называла этот день «днем зеленых юнцов» – раскаявшихся грешников, которым было дозволено вновь вернуться в лоно церкви. В честь этого они надевали зеленые одежды, наверняка пришедшие еще из дохристианского времени. Упоминание об этом имеется в Евангелии от Иоанна.

В этот день еду начинают обязательно с супа, в котором плавает зелень. Да и на второе стараются приготовить что-нибудь, включающее первые зеленые побеги с грядки. Это могут быть оладьи или блинчики со шпинатом или со свежим луком. Крестьяне часто собирают первые появившиеся из-под земли побеги, поскольку они обладают активными свойствами. В Вербное воскресенье, или в Святой четверг, или в день Святого Матфея (24 февраля) женщины нередко сеяли семена в лунки, считая, что грядка осенена благодатью. В Тироле крестьяне выходили в «зеленый четверг» на двор, собирались под деревом и молились.

В России в Вербное воскресенье всюду можно увидеть людей с веточками серебристой вербы в руках. В других странах этот день называется Пальмовым воскресеньем. Вместо пальмы в Германии, например, используют ветки деревьев, которые рано распускают листочки: лещины, березы либо такие вечнозеленые растения, как тис. Освященные «пальмы» ставят в горнице рядом с распятием или с иконой, они обеспечивают защиту от всяких напастей. В Шварцвальде по той же причине ветви затем закапывают неподалеку от дома или в пашню.

В Верхнем Пфальце хозяин не выпивал ни капли спиртного, пока его работники не возвращались из церкви. Перед трапезой, прежде всего, съедал от имени всей семьи три цветущие сережки с освященной ветки. Вообще весь обряд освящения предполагает, что человек перед этим постился и не пил спиртного. Для католиков также было обязательным правилом оставаться трезвым до начала причастия. А поедание сережек цветущего дерева надо понимать как вид общения с богом роста, развития и плодородия. Во многих местностях в Вербное воскресенье на завтрак подавали только мед. А в Богемии, Гамбурге и Гарце пекли «уши Иуды» – лепешки с медом внутри. Пчела когда-то была священным насекомым Дианы, а потом «переметнулась» к Марии.

На деревне в Вербное воскресенье проходят так называемые «пальмовые процессии», неизменным атрибутом которых являются «летние посохи». Как правило, это ветвь орешника, к ней привязан пучок зеленой ели, а под ним – лепешка, яйцо или яблоко, а иногда даже вырезанный из дерева петух. Посох украшен пестрыми лентами. Существует еще вариант посоха, на который надевают множество сплетенных венков, и тогда он напоминает жезл Гермеса, обвитый змеями.

В римских каменоломнях находят рельефно вытесанные из камня сиденья («кресло Кремгильды»), рядом с которыми также высечен посох с изображением круга-солнца на ручке.

В преддверии Пасхи колокола в церквах молчат. В ход пускают трещотки и другие шумовые инструменты, которые, по-видимому, символизируют волнение стихий и природы в связи со смертью Всевышнего. В Швейцарии в зеленый четверг устраивали так называемую «громовую всенощную». В церковь набивалось полным-полно людей, и все они оплакивали Христа. А потом дети начинали трясти трещотками и устраивали адский шум. И в Вестфалии ребятишки собирались в церкви, чтобы «прогнать Иуду». Они стучали крышками сидений, топали ногами, крутили в воздухе трещотки, а потом с дикими воплями выбегали на улицу. Без труда можно понять – весь этот шум и гам (трещотки, барабаны, стрельба, колокольный звон, фейерверки, щелканье бичом и т. п.) для того, чтобы изгнать дьявола.

Страстная пятница

До Пасхи ночь все еще длиннее дня, духи и привидения ведут, так сказать, «арьергардные бои». Вскоре, как только день станет длиннее ночи, они отступят. В Испании в Страстную пятницу до сих пор процессии верующих проносят по улицам крест. Поход сопровождается глухими звуками бубнов. В Германии поверье не разрешает людям в ночь на четверг перед Пасхой покидать деревню или идти в лес, потому что там «деревянная баба» бьется с чертом. В Страстную субботу на Люнебургер Хайде к воротам прибивали лошадиную подкову. Момент для этого считается особенно удачным, потому что именно теперь Христос спускается в ад и все злые духи слушают его проповедь.

Во многих областях Швейцарии и Тироля на улицах в это время года появляются фигуры, наряженные во все красное. Обычно это женская юбка или одежда из соломы, на голове высокая шапка, похожая на тиару, на бедрах – пояс с множеством колокольчиков. В Тироле глазам присутствующих предстают переодетые в карнавальные костюмы парень и девушка, он – с большим коровьим боталом на шее, она – со множеством колокольчиков. Звон их был предназначен для того, чтобы прогнать злых духов и растормошить разленившихся за время долгого зимнего сна добрых, призванных пробудить траву и деревья и заставить потянуться к солнцу.

День весеннего равноденствия

Приближается день весеннего равноденствия. Все зимние работы, которые можно было выполнить под крышей, завершены, пора выходить в поле. Крестьяне укрепляют на дощечке или кусочке коры свечку и посылают этот кораблик плыть по ручью, украшая его красивыми лентами, флажками с веселыми надписями. Это называется «пустить свет по течению».

Праздник молодого вина

Древние римляне с удовольствием отмечали «виналиа приора» – «праздник молодого вина», причем первую чашу предназначали в жертву Юпитеру. Имелось в виду, что только в этот день можно было начинать пробовать вино из винограда прошлогоднего урожая (конечно же, виноградари и дегустаторы проделали это намного раньше). В предшествовавший винный праздник «виналиа рустика» – «сельский праздник вина» 19 августа люди просили Юпитера защитить зреющие гроздья. В Германии в начале марта собираются молодые люди, чтобы посоревноваться, кто кого перепьет. Еще в начале XX века, до первой мировой войны, в Мюнхене трактирщики ставили для этого состязания на стол не вино, а крепкую медовуху.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.