Тайны и загадки нары – древней цивилизации на Японских островах

Одна из замечательных японских черт – способность быстро и с пользой для себя использовать достижения других стран. Наглядный пример такой адаптации – события, происшедшие 13 веков назад в Наре.

Легенда о сотворении Нары

Согласно японским легендам, Японские острова образовались от союза божеств Идзанаги (призывающий муж) и Идзанами (призывающая жена). Когда Идзанами умерла, Идзанаги от отчаяния обезглавил сына (бога Огня), от которого пошла жизнь ряда новых божеств. Где-то в это время (в синтоизме этот момент не выделен) появляются и люди. На самом деле, люди приплыли сюда с азиатского континента в неолите (хотя некоторые и пытаются говорить о большей древности «первого японца»). Монголоиды в массовом порядке переселяются в Японию во II–I вв. до н.э. из Китая и Кореи, привезя с собой рисоводство и металлургию. Опять же с континента, из Китая, японцы «импортировали» урбанизацию. В VI в. н.э. в Японии пустил корни (из Китая же) буддизм. Новый культ попал под покровительство местных правителей (с VII в. называют себя китайским термином «тэнно», что переводится на европейские языки как «император») и дополнил своеобразный японский синтез верований (в т.ч. первобытных) – синтоизм («синто» – «путь богов»).

В конце IV–V вв. на юге Хонсю и севере Кюсю образовался племенной союз Ямато. Его цари, «тэнно», всячески ориентировались на Суйский (с 581) и Танский (с 618) Китай. Реформы 645–646 («Переворот Тайка») уравняли рабов и полурабов с феодально зависимыми крестьянами, земли перевели в собственность государства, а население – в держателей госнаделов.

Нара – центр японского буддизма

Благосостояние и сила Китая влекли к себе правителей Японии. В 607 н.э. из резиденции (деревенского типа) японских «тэнно» Асуки (или Асукай) в Поднебесную был направлен посол Оно-но-Имоко, который был принят императором династии Суй Ян Гуаном (Ян-Ди, 605–617). Японские послы, возвращаясь на родину, привозили (с разрешения Китая) всевозможных специалистов – монахов, астрологов, предсказателей, скульпторов, художников, плотников, гончаров, кузнецов.

Нара стала одним из первых центров японского буддизма. Новая религия привела в VIII в. к появлению в храмовом комплексе города (Тодайдзи) «Великого зала Будды» (Дайбуцу-дэн). В нем находится гигантская статуя его самого и других святых, в частности этого Каннона - японской версии индийского бодхисатвы Авалокитешвары.

Монастырь Хорюдзи, возникший в 607, находится в 18 км к юго-востоку от Нары. Он горел и разрушался, был восстановлен в 690 и 1199 и считается древнейшим сохранившимся памятником деревянного зодчества. Монастырь служил местом поклонения Будде и изучения его идей. Две основные постройки - пятиярусная пагода и главный зал (Хондо) - стоят изолированно посреди окруженного крытой галереей обширного двора, где проходили церемониальные процессии. Туда ведут двухъярусные ворота (Тюмон), возведенные в 610. Главный зал сгорел в 1949 и реставрирован.

Китайцы привозили в Японию буддийские, конфуцианские и даосские трактаты, труды по астрологии и гаданию (например, «И цзин» – «Книгу перемен»). Нара стала центром буддийского культа и учения. В Японии смешались разные материковые школы, и в столице возникло сразу шесть сект, каждая со своими монастырями, храмами и аристократическими покровителями. В монахи шли главным образом представители знати, группировки которой боролись за влияние при дворе. При этом новая религия, проповедуя веротерпимость, прекрасно уживалась с синтоистскими богами и духами.

Архитектура Нары

Чего не хватало Японии, так это столицы. Собственно, настоящих городов не было вообще, и двор, поначалу осевший в Асуке (Асукае), то и дело переезжал. Император Темму спланировал столицу по образцу китайской. Мечта японских «тэнно» сбылась только в 710 – первый город в Японии, Нара, был построен и стал резиденцией императорского двора Японии до 794.

Город Хэйдзё-кё (Цитадель мира), известный как Нара, подобно танской столице Китая Чанъашо, напоминал в плане шахматную доску. Архитектура была тоже китайской – от дворцов и монастырей с высокими пагодами до административных зданий и внушительных особняков с мощенными камнем дворами, крашеными деревянными колоннами и крышами с глазурованной черепицей.

К 752 был построен храмовый комплекс, известный как Тодайдзи и ставший гордостью Нары. Отделка продолжалась еще 10 лет под руководством китайского монаха-зодчего Гандзина, специально прибывшего сюда со своими учениками. Он создал новую архитектурную, а заодно и религиозную школу, заявив, что синтоистские боги являются земными воплощениями «общебуддийских».

Династии и кланы Нары

Центральная власть в Наре укрепляла власть над провинциальными кланами. Для этого был создан свод законов «Тайхоре», закрепивший создание централизованного государства китайского типа, а около 710 составлены «хроники», легализующие мифы о древности правящей династии. Эти «Сообщения о древних делах» или «Древняя история» («Кодзики») написаны китайскими иероглифами, которые использованы для передачи японских звуков. Одновременно монахи и ученые переписывали религиозные тексты, и в стране сложился собственный стиль каллиграфии.

Жизнь крестьян в Наре

Многочисленные японские крестьяне тяжким трудом содержали императорский двор. Однако привилегированные горожане Нары смотрели на них как на животных. Крестьяне носили одежду из волокон древесного луба и жили в саманных хижинах. Они целыми днями трудились на полях или разводили шелковичных червей, были неграмотными и продолжали поклоняться местным синтоистским божествам.

Неудивительно, что простой народ практически отсутствует в произведениях японской литературы той эпохи и лишь мельком упоминается в хрониках. Основание Нары изменило жизнь бедняков только к худшему из-за собираемых с них податей. Китайское влияние глубоко изменило жизнь Японии, по крайней мере ее правящей и религиозной верхушки. Однако для основной массы крестьян века проходили незаметно. Многочисленные японские крестьяне тяжким трудом содержали императорский двор. Однако привилегированные горожане столичной Нары смотрели на них как на животных.

Сокровищница Сёсоин

В Наре интересовались не только религией. Среди знаменитых столичных зданий – сокровищница Сёсоин, построенная в 756 вдовой императора Сёму.

Ее 3000 экспонатов дают представление о придворной жизни VIII в. Здесь шелка, парча, инкрустированная мебель, зеркала, керамика. Это в основном подарки, преподнесенные монарху его вельможами. Кроме того, император требовал «сувениры» от бывавших на континенте путешественников: растения, священные рукописи, технические трактаты, буддийские изображения, музыкальные инструменты, культовые объекты, разнообразные орудия труда. В музей попали стеклянный кубок иранского производства, ткани из Средней Азии, мраморный барельеф в византийском стиле.

Завершение эпохи Нары

В 780-е род Фудзивара, победив конкурентов, лишил императоров реальной власти. Фудзивара захватили императора, перевезли из Нары в свои владения. Здесь, в провинции Ямасиро, они начали возводить (по китайскому же образцу) город – новую столицу государства (до 1868), законченную в 794 и получившую название Хэйанкё (Столица Мира и Спокойствия), ныне Киото.

Именно в VIII в. Япония накопила все необходимое для создания собственной культуры, выработала самобытный архитектурный стиль. Национальный дух окреп, и японская цивилизация стала вполне самостоятельной.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.