Тайны и загадки древней культуры Мочика или Моче в Южной Америке

Охота за сокровищами началась в Южной Америке в XVI в., когда испанцы завоевали инков и их соседей. Разговоры о золоте звучали громко, и конкистадоры готовы были идти за ним на край света. На месте города Серро-Бланко, в устье реки Моче (север Перу), стояла огромная пирамида Солнца (Уака-дель-Соль).

Как были обнаружены сокровища Мочика

Испанским священникам не нравилось языческое сооружение, которое они попытались размыть, направив на него поток запруженной реки. Разрушить пирамиду не удалось, но вода открыла золотые и серебряные изделия, свидетельствовавшие о высоком уровне древней культуры, которая известна сейчас по названию реки – Моче или Мочика.

Позднее ее достижения развил народ Чиму, который в свою очередь повлиял на особенности цивилизации своих завоевателей – инков. Мочика жили в долинах рек у северного побережья Перу между I и VIII вв. н.э. Это было не единое государство, а несколько племен с единой культурой. В пору своего расцвета Мочика контролировали площадь около 36 000 кв. км – полосу шириной не более 80 км и длиной 550 км между реками Уармей на юге и Пьюра на севере. В этой зоне около нынешнего города Чиклайо и обнаружены сокровища холмов Сипан.

Февральской ночью 1987 «уакерос» – грабители пирамид – начали раскапывать этот священный курган. Они наткнулись на баснословно богатое захоронение. Соседние курганы обещали новую добычу, но перед продолжением раскопок возникла ссора по поводу ее дележа. В результате один «уакеро» сдал подельников полиции. А та вызвала Уолтера Альву, директора археологического музея городка Ламбаеке.

Под охраной вооруженных жандармов – на случай появления новых злоумышленников – ученые занялись остатками разграбленной могилы. Они собирались всего лишь выяснить детали погребального обряда, не подозревая, что «уака», т.е. священная пирамида, собирается раскрыть перед ними потрясающий секрет. Вскрыв ее, ученые увидели самое роскошное из известных науке захоронений, открытых в Америке.

Ценности, украденные из древних перуанских могил, уже давно говорили ученым о высоком уровне культуры Моника (Моче). Полностью оценить его удалось лишь в 1987, когда ссора между ворами позволила открыть еще не тронутое ими погребение.

Керамика Мочика

Многие андийские народы иллюстрировали керамикой различные стороны своей жизни, но Мочика достигли в этом совершенства. Тонкими линиями они вычерчивали на сосудах бытовые сценки. Здесь и охотники, и пряхи, и музыканты с дудками, колокольчиками, погремушками, флейтами. Можно видеть и тружеников моря, которое было главным источником пищи. На сосудах изображены рыбацкие лодки из пучков тростника, а в них - рыбаки с лесками и сетями.

Еще дальше на север плавали морем за раковинами спондилюса. Из этого сырья изготавливали удивительные украшения. Мочика были прекрасными металлургами. Они добывали и экспортировали медную руду и изделия из меди. Следы соответствующих мастерских обнаружены западнее, восточнее и южнее Сипана. В 15 км выше но долине Ламбаеке, в Пампа-Гранде, позднее вырос целый город Мочика с крупными мастерскими по обработке меди.

Одни сосуды украшены рельефным узором. Другие представляют собой настоящие статуэтки, не сразу догадаешься, что перед тобой фигурная бутылка или миска.

Золото Мочика

Естественно, выше всего ценилось золото. Его обработкой занимались в верховьях долины за века до развития культуры Мочика. Любимый ею сплав золота с медью – «тумбага» – был популярен у многих андийских пародов.

Мочика золотили изделия из него методом травления: опускали их в кислоту, которая растворяла медь на поверхности, оставляя чистое золото. Возможно, они знали и другой метод золочения, когда наносилась амальгама золота, затем ртуть отгоняли путем прогрева, а золотое покрытие оставалось.

Ритуалы Мочика

Мочика были искусными гончарами. Керамика Мочика часто изображает жертвоприношения, похороны и поединки. Иногда видно, что дерутся в пустыне между приречными поселками. Обычно их стычки состояли из серии дуэлей между профессиональными воинами. Важно было не убить или покалечить врага, а оглушить его боевой булавой. Победитель раздевал побежденного, связывал его и публично уводил в плен.

Битвы были ритуальными, и пленных затем приносили в жертву. В ходе торжественной религиозной церемонии жрец перерезал им глотки и собирал кровь в кубок. Сопровождаемый жрицей второй жрец в головном уборе, изображающем сову, преподносил кубок вождю, который выпивал кровь. Потом тела принесенных в жертву расчленяли, их головы и конечности обвязывали веревками и развешивали как трофеи.

Практика жертвоприношений в Мочика

Сложную фигурную керамику изготовляли, используя формы. Часто она изображала человеческое жертвоприношение, е, совершаемое жрецом или богом. Иногда жертвой служил олень.

До недавнего времени историки, изучавшие такие изображения, полагали, что они относятся к мифологическим событиям с участием божеств. Однако сипанские находки четко связывают кровавые сцены с реальностью. Около курганов раскопаны отрезанные кисти и стопы, подтверждающие заключительный этап жертвоприношения.

Судя по многим рисункам, этот и другие ритуалы происходили на священных курганах. Распространенный сюжет – жрецы подают раковины спондилуса верховному жрецу-воину, сидящему в павильоне на вершине «уака». Одежда и экипировка этого жреца-воина совпадают с находками в первой сипапской могиле, включая скипетр, головной убор, оружие, колокольчики на поясе.

Тело во второй могиле, судя по его совиной тиаре, принадлежит жрецу, который подает правителю кубок с кровью. Женские останки, раскопанные позднее под Сан-Хосе-де-Моро в соседней долине Хекетепеке, похоже, принадлежат сопровождавшей его жрице. «Старый вождь» из третьей могилы, вероятно, соответствует жрецу-воину в убранстве более ранней эпохи, когда детали церемонии были несколько иными.

Как хоронили в Мочика?

Индейцы Мочика богатели благодаря развитому земледелию, позволявшему крестьянам содержать элиту и ним были подгнившие доски – настил, образующий крышу еще одной камеры внизу. Внутри обшитой досками камеры были сплетенные из тростника гробы с останками двух мужчин, двух женщин и собаки. Они окружали деревянный гроб с телом «хозяина» могилы. Он умер в возрасте тридцати или сорока лет. Золотые годы даже для его эпохи – около 250 н.э. Это был вождь-воин, одетый в белуга тунику тонкой работы и серебряные сандалии. В правой руке он держал золотой скипетр, в левой – серебряный.

Тело со всех сторон окружали золотые и серебряные предметы, включая огромную полукруглую тиару, несколько шлемов, декоративные колокольчики, которые вождь не когда носил на поясе, а также пекторали (нагрудные украшения), наушники и браслеты, инкрустированные бирюзой. Среди прочей погребальной утвари – оружие, раковины спондилуса и веера с золотыми рукоятками, в том числе из перьев фламинго. Кроме того, археологам досталось несколько матерчатых «штандартов» с нашитыми пластинами из позолоченной меди.

Но это было еще не все. Группа Альпы обнаружила в том же кургане еще два богатых захоронения. Второе относится к той же эпохе, что и первое, но отличается найденным гигантским головным убором из золота в виде расправившей крылья совы. Третье – на несколько веков старше. Это скорее яма, а не камера, но погребальная экипировка здесь богаче и разнообразнее, чем в гробнице вождя-воина.

Среди украшений «старого вождя» особенно выделяется ожерелье из погремушек. Каждая состоит из золотой полусферы диаметром около 8 см с тремя золотыми шариками внутри. Полусфера натянута золотой проволокой в виде паутины, на которой сидит наук из чеканного золота с человеческим лицом на своей спинной стороне.

Вождь лежит в торжественном наряде рядом е принесенными в жертву мужчинами. Женщины в могиле (наложницы или родственницы) умерли несколько раньше дня похорон

Священные курганы Мочика построены из саманного, т.е. сырцового – не обожженного, а высушенного на солнце – кирпича. Их складывали крестьяне, обязанные отрабатывать на вождей своего рода трудовую повинность. Таким же образом они проводили дороги и каналы для транспортировки ценностей – бирюзы и золота с севера и перьев

Раскол цивилизации Мочика

Анды как источник жизненно важных ресурсов почитались всеми селившимися рядом с ними индейцами. Дожди на побережье Перу редки, и без рек, текущих с гор, пресной воды людям не хватило бы. В здешних долинах они с глубокой древности строили хитроумные оросительные системы, направлявшие на поля живительную влагу.

Среди полей возводились помосты для чиновников, надзиравших за работой крестьян. Именно земледелие давало прибавочный продукт, позволявший содержать элиту и ремесленников, прежде всего гончаров и металлургов. Иерархию возглавлял верховный вождь, обряжавшийся после смерти как великий воин.

Важную роль в жизни и космологии Мочика играло также море. Это демонстрируют найденные в могиле «старого вождя» золотой краб с человеческим лицом и пектораль в форме осьминога. Течение Гумбольдта, идущее с юга мимо берегов Перу, обеспечивает здесь высочайшие по мировым меркам уловы, однако океан не только кормит, но и убивает. Разрушительные шторма и погодные пертурбации, периодически вызываемые феноменом Эль-Ниньо, постоянно уносят жизни перуанцев.

Стихийные бедствия – Эль-Ниньо, землетрясения, извержения вулканов, засухи и наводнения – всегда были бичом перуанцев. Однако между 562 и 594 н.э. засуха стояла такая, что цивилизация Мочика дрогнула. Преследуемое голодом население резко сократилось, а выросшие на берегу массивные песчаные дюны отогнали выживших в глубь континента. Оросительные системы, на которых держалось земледелие, разрушились – надо было строить новые.

Боевые действия, ранее в основном ритуальные дуэли, превратились в настоящие войны за дефицитные ресурсы. Выросли крепости и склады с припасами на черный день. К 800 и.э. борьба за выживание расколола мир Мочика на множество изолированных вождеств. Прежнее культурное единство этого региона осталось в глубине курганов- «уакас», поднимающихся над речными долинами.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.