Тайны и загадки Микенской цивилизации

В 1876—1877 немец Шлиман, раскопав каменистый холм на Пелопоннесе, обнаружил сокровища, доказавшие, что микенцы из «Илиады» Гомера отнюдь не мифический народ. Минии-эллины и произошедшие от них ахейцы-микенцы и были первыми греками.

Более 3000 лет Боги и герои Древней Греции потрясают воображение человечества: царственный Зевс, играющий людскими судьбами и поражающий врагов молниями; могучий Ахилл с одним лишь уязвимым местом — пяткой; странник Одиссей — храбрый и хитроумный одновременно. Гомеровский мир подвигов и благородства (а также мести, человеческих жертвоприношений, адюльтера и кровосмешения) покрыл себя поистине бессмертной славой.

Герои Микенской цивилизации

Бронзовый век в Греции, состоявший из Ранне-, Средне- и Позднеэлладского периодов и известный как Элладская культура, продолжался примерно с 3000 по 1100 до н.э. В 2200—2000 до н.э. материковая Греция была завоевана индоевропейцами-миниями (эллинами) с севера — собственно греками, подавившими местное население (пеласгов), и начался Среднеэлладский период. Позднеэлладский период, называемый Микенским, начался около 1600 до н.э. и стал вершиной развития эпохи, стимулированного контактами с более ранними культурами бронзового века, особенно минойской и египетской.

Согласно древнегреческим мифам, Микены основаны в незапамятные времена героем Персеем, который поручил троице одноглазых великанов, киклопов (циклопов), возвести «циклопические» городские стены. Позднейшие правители были смертными, но их имена тоже увековечены мифологией.

Самый известный царь, Агамемнон, контролировал почти весь юг Греции. Прекрасную Елену, жену его брата Менелая, похитил и увез к себе за море Парис, царевич из Трои. Это стало завязкой трагедии. Чтобы вернуть Елену и отомстить за честь ее супруга, греки собрали союзную армию и осадили Трою. Войсками командовал Агамемнон — как самый влиятельный из царей. После десятилетней осады греки сделали вид, что ушли. У городских ворот они оставили огромного деревянного коня с затаившимся внутри «спецназом».

Заинтригованные троянцы втащили махину в город. Ночью из ее чрева выбрались воины и открыли ворота вернувшимся соратникам. Троя была разграблена и разрушена. Отомстив за Менелая, греки, включая Агамемнона, отправились по домам героями. Однако в Микенах царя не ждали. Его супруга Клитемнестра за десять лет успела завести любовника Эгисфа, и вместе они задумали дворцовый переворот. Встреченный с триумфом супруг был в первую же ночь убит. За него решил мстить сын, и началась новая история.

Для греков это были не просто сказки. Знакомые сюжеты, обыгрываемые в пьесах афинских трагиков V в. до н.э., задавали систему жизненных ценностей и иллюстрировали переменчивость судьбы, которой распоряжались капризные и безжалостные боги. Сами Микены в это время были небольшим городом.

В 480 до н.э. микенцы были среди 300 спартанцев, геройски павших при Фермопилах в битве с войсками персидского (иранского) царя Ксеркса. Через год микенцы вместе с другими греками разбили персов и их союзников под Платеями. Однако в 463 до н.э. Микены выступили на стороне Спарты против сильного соседа, Аргоса, и были разрушены аргивянами. После этого о легендарном городе, сыгравшем важнейшую роль в ранней античной истории, столетиями ничего не было слышно.

Открытие руин Микенской цивилизации

Когда греческий писатель II в. Павсаний посетил Микены, остатки городской стены и захоронений там привлекали лишь редких путешественников. Потом наступили 1700 лет забвения. О Микенах вспомнили только в 1876 благодаря раскопкам Генриха Шлимана.

Еще в детстве он увлекся гомеровскими эпосами и реши доказать, что поэтический рассказ об осаде Трои основан на реальных событиях. Для посыльного в бакалейной .лавке это было непростой задачей, но Шлиман проявил чудеса целеустремленности. Он выучил древнегреческий, чтобы читать Гомера в оригинале, и накопил немалое состояние, позволившее после сорока бросить торговлю и заняться раскопками.

Сначала Шлиман задумал найти остатки Трои. Он решил искать древний город на азиатской стороне Дарданелл, под холмом Гиссарлык высотой 50 м, и в 1871 начал рыть его северную сторону. Через два года, вскрыв 9 культурных слоев, энтузиаст наткнулся на потрясающий клад — 8700 предметов из чистого золота: кубки, вазы, браслеты и роскошная диадема из 16 000 золотых де- шей, свешивавшихся от бровей до плеч. Шлиман решил, что ее носила прекрасная Елена. Однако, по современным данным, золото легло в землю за 1000 с лишним лет до рождения красавицы. Здесь действительно была гомеровская Троя, но ее стены из сырцового кирпича выросли на месте гораздо более древнего города.

Затем Шлиман начал раскапывать Микены, надеясь найти гробницу Агамемнона. По данным Павсания, легендарный царь лежал в пределах городских стен. В 1876 изучение местности южнее монументальных Львиных ворот принесло очередную сенсацию. Было найдено шесть гробниц с драгоценными сосудами, украшениями и золотыми посмертными масками удивительно тонкой работы.

Микены, названные Гомером «многозлатыми», оправдали ожидания Шлимана. Он был уверен, что нашел останки Агамемнона и его современников. Однако и эти могилы были потом датированы гораздо более ранним периодом. Впрочем, в том, что Микенами некогда правил троянский герой, теперь уже никто не сомневается.

Работы Шлимана подтвердили реальную основу древнегреческих мифов и открыли неведомый доселе интереснейший пласт истории. Акрополь в Афинах, дворец в Пилосе, захоронения в Дендре к юго-востоку от Микен, и другие места сохранили остатки целой забытой цивилизации. С каждым годом мы все больше узнаем о Микенах и их роли в греческом мире бронзового века.

Гробницы элиты, захороненной вместе с огромными сокровищами, оставались для микенцев святым местом. Этот круг с могилами был в XIII в. до н.э. окружен новой городской стеной. Обрамляющие его каменные плиты установлены позже. Археолог Генрих Шлиман считал, что посмертная маска высотой 25 см была снята с Агамемнона. Однако ее датируют XVI 8. до н.э. - на три столетия раньше правления легендарного царя.

Знаменитые «Илиада» и «Одиссея» - памятники Микенской культуры

Гомеровские эпосы «Илиада» и «Одиссея» давно существуют в записи, но, вероятно, составлены из устных сочинений, исполнявшихся бродячими сказителями. Даже древние греки не знали точно, кем был Гомер, где и когда он жил. Поскольку самые поздние упоминаемые в поэмах объекты, например статуя и бронзовый щит, появляются в VIII в. до н.э., историки считают, что автор жил примерно тогда же. Однако многие другие детали гораздо древнее: например, шлемы с кабаньими клыками, огромные щиты и чеканные кубки известны с микенского времени.

Еще удивительнее список кораблей, приводимый во второй песни «Илиады», т.е. перечень греческих городов, объявивших войну Трое. Этот союз сильно отличается от политической конфигурации, известной для Греции VIII в. до н.э., и отражает баланс сил, существовавший к концу бронзового века, четырьмя столетиями раньше.

Таким образом, эпосы соответствуют периоду от расцвета Микенской культуры (XV—XII вв. до н.э.) до зарождения классической. Их данные в сочетании с археологическими находками позволяют нам достаточно полно представить истинную жизнь гомеровских героев.

Обычаи и быт в Микенах

В бронзовом веке Микены были самой мощной греческой крепостью. Цитадель Агамемнона на скалистом холме возвышалась над окружающей местностью. Царский дворец и дома знати находились за массивной каменной стеной. Некоторые сцены гомеровской «Одиссеи» проливают свет на придворную жизнь той эпохи. Например, описание визита Телемаха, сына Одиссея, к Нестору, царю Пилоса, перекликается с находками в Микенах.

Телемах прибыл, чтобы узнать, почему отец не вернулся с Троянской войны. Нестор сообщает о послевоенной судьбе некоторых других героев, включая гибель Агамемнона от рук жены и ее любовника. Телемах собирается ночевать на своем корабле, но ему говорят, что этим он обидит хозяина — намекнет на его бедность и негостеприимство. Гостю стелят в «звонко-пространном покое», а царская чета идет спать во внутренний покой царского дома. На следующий день богине Афине жертвуют телку с окованными золотом рогами, а младшая дочь Нестора в бане совершает омовение Телемаха и натирает его елеем.

Исследования микенских дворцов подтверждают, что у хозяев были отдельные спальни. В одной из гробниц найден сосуд в виде черной бычьей головы с позолоченными рогами — похоже на описанную Гомером телку. Наконец, в пилосском дворце Нестора раскопана ванна — возможно, в ней и мылся Телемах.

Потом он навестил Менелая в Спарте, где встретил не менее радушный прием. Царский дворец поразил юношу обилием великолепных изделий из меди, золота, серебра, слоновой кости и янтаря. На прощанье Телемаху дарят серебряный кратер (сосуд для смешивания вина с водой) с золотым краем, полученный Менелаем от царя Сидона. Щедрость вполне объяснимая, если вспомнить богатые клады микенского периода.

Ремесла и торговля в Микенах

Гомеровские строки так часто подтверждаются археологией, что, опираясь на них, историки уверенно описывают микенскую Грецию. Это был мир, в котором уважали царскую власть, почитали богов и превыше всего ценили доблесть и воинские умения. Кем же были микенцы? И что собственно они дали истории?

Уже в Раннеэлладский период (3000—2000 до н.э.) тогдашние жители материковой Греции делали (вручную) расписную и глазурованную керамику, искусно обрабатывали бронзу, серебро и золото. Изображения кораблей на сосудах говорят о заморской торговле — в основном с Критом и Кикладами. В Среднеэлладский период (ок. 2000-1600 до н.э.) значение торговли упало, а поселения (практически все испытавшие в 2200—2000 до н.э. пожар и разорение) стали беднее. Архитектура этого периода простая, с немногими выделяющимися зданиями. Характерна однотонная серая керамика (однако сделанная на гончарном круге), которую называют минийской. Именно тогда (2200—2000 до н.э.) материковая Греция была завоевана и заселена индоевропейцами-миниями (эллинами) — первой волной греков с севера.

В Позднеэлладский период, или Микенскую эпоху (1600—1100 до н.э.), наступил расцвет. Что привело к резкому росту силы и богатства материковой Греции? Видимо, благоприятные природные и географические условия, в которых жили теперь потомки завоевателей — воинственных индоевропейских воинов и скотоводов из евразийских степей.

Военная мощь Микенской цивилизации

В «Илиаде» и «Одиссее» Гомер очень точно описывает боевую экипировку микенцев - факт, поразивший археологов, которые раскопали целые арсеналы, относящиеся к той эпохе. Важность оружия и доспехов в греческом обществе подтверждается табличками с линейным письмом Б - часто это инвентарные списки соответствующих изделий. Для их описания используется множество разных слов - очевидно, неточностей в таком вопросе не допускалось.

В бою использовались дротики, копья, мечи, кинжалы, луки со стрелами, пращи. Доспехи включали щит, кожаный или металлический шлем, иногда украшенный кабаньими клыками, льняной нагрудник с нашитыми металлическими пластинами или панцирь, поножи и др. Большинство предметов вооружения было из бронзы. Было и парадное оружие. Элитные воины сражались на колесницах. Простые пехотинцы бились рядом с этими «боевыми машинами», ведомыми вождями и героями, воспетыми Гомером.

Главным изменением стала начавшаяся около 1500 до н.э. и возглавленная Микенами экспансия греков в Средиземноморье — регионе, где прежде доминировали минойцы, египтяне и, позже, родственные грекам (из тех же степей Юго-Восточной Европы) хетты. Этому способствовали династии воинственных царей, на которых трудились первоклассные мастера, делавшие отличное вооружение, строившие корабли, на которых герои «Илиады» и «Одиссеи» обрушивались на соседние страны.

В следующее столетие Микены и Крит поменялись местами. Археологические находки говорят о взаимосвязи их культур, только греческая при этом переживала подъем, а минойская — упадок. Около 1600—1500 до н.э. критские дворцы погибли в катастрофическом пожаре. Причина — землетрясение, извержение вулкана и последующая высадка десантов завоевателей с материка.

Возродившиеся критские города были уже микенскими. Минойские слова на глиняных табличках сменяются греческими, хотя значки очень похожи. Захват Крита дал новый импульс развитию Микенской цивилизации. В металлообработке и керамике художественные стили двух народов сливаются. Жизненный уклад микенской верхушки многое заимствует у минойской дворцовой культуры. Греки начинают управлять делами и государством, ведя необходимые для учета и контроля записи. Следующие 200 лет микенцы — одна из главных сил Средиземноморья, торгующая с Италией, Египтом, Ближним Востоком и Средней Европой.

Царские сокровища в захоронениях Микен

Археологи детально описали развитие Микен. Два круга могил, обнаруженных Шлиманом, — древнейшие заметные руины. Круг А внутри городской стены соответствует погребениям в виде вырубленных в скале вертикальных шахт, обозначенных вертикальными камнями с резными изображениями.

Всего здесь 6 могил, датируемых 1600—1450 до н.э. Из них три, относящиеся ко второй половине XVI в., содержали самые богатые клады: золотые и серебряные сосуды (включая кубки в виде бычьей головы и оленя — для возлияний богам), личные украшения, ювелирные изделия, экзотические вещи, например страусиные яйца в золотых оправах. Среди самых удивительных находок — посмертные золотые маски (с типичными индоевропейскими чертами). Кроме этой роскоши могилы демонстрируют и более практичное содержимое — бронзовые оружие и доспехи, керамику. Обнаружены фрагменты шлемов, украшенных кабаньими клыками, бронзовые мечи и кинжалы, рукояти которых украшены изображениями из золота и серебра.

Снаружи крепостной стены XIII в. до н.э. остались 24 могилы круга В, датируемые XVII—XVI вв. до н.э. Многие из них — тоже вырубленные в скале шахты с перекрытиями из бревен и камней. Внутри также найдены оружие, керамика и бронзовая посуда, возможно, содержавшая ритуальное угощение умерших.

Немногие из этих находок могут сравниться с сокровищами из круга А, но и здесь встречаются изящные золотые и серебряные украшения. Особенно интересная вещица, вероятно, привезенная с Крита или из Египта, — ковш из горного хрусталя в форме утки с хвостом, образующим носик, и головой на грациозно изогнутой шее, служащей ручкой.

С XV в. до н.э. в шахтовых могилах обоих кругов хоронить перестали. В моду у микенцев входят камерные погребения. Простой народ довольствуется семейными склепами, выбитыми в склоне холма, а членам царской семьи строят сложные по конструкции, круглые в плане купольные гробницы — толосы. Наиболее яркие их образцы — так называемые Сокровищницы Атрея и Клитемнестры, возведенные в XIV—XIII вв. Длинный коридор в склоне холма ведет в высокую камеру, напоминающую планетарий и облицованную изнутри, как и туннель, каменными блоками, которые образуют ступенчато-сферический свод.

Микенский дворец

В самом верхнем участке Микен почти не обнаружено следов построек древнее XIV— XIII вв. до н.э., хотя многочисленные находки керамики указывают, что здесь жили и раньше. Самое крупное здание на вершине каменистого холма — дворец, возведение которого началось, вероятно, около 1400 до н.э Главное его помещение - мегарон, обширный колонный зал. В него попадали по лестнице, один пролет которой хорошо сохранился.

Она вела в передний двор, открывавшийся в обширный внутренний; за ним были открытые сени, где собирались посетители, а потом уже крыльцо (портик) мегарона. Сам он состоял из наружной и внутренней комнат. Кровля опиралась на колонны, посередине находился круглый очаг. Очевидно, эти залы были богато украшены, но от лепнины и фресок почти ничего не сохранилось.

Южнее дворца, в пределах цитадели, раскопано еще несколько зданий. Вероятно, они принадлежали влиятельной знати, родне правящей династии, а также придворным и богатым купцам. Большинство этих зданий названо учеными условно, по найденным внутри объектам — например, «Зернохранилище» с запасами пшеницы и ячменя в сосудах, «Дом вазы с воинами» — по красивому керамическому сосуду с соответствующей росписью.

Древние Боги Микенской цивилизации

Несколько помещений в микенском дворце считаются культовыми. В одном из них раскопан алтарь для жертвоприношений животных, в других — антропоморфные идолы и свернувшиеся змеи из терракоты. Судя по этим символам, тут поклонялись силам подземного мира. Есть помещения, похоже, связанные с культами войны и плодородия. В этой части города обнаружены самые красочные микенские фрески. На них портреты роскошно одетых, украшенных драгоценностями дам с длинными темными волосами — возможно, жриц. Микенские святилища иллюстрируют, как эволюционировала (под некоторым влиянием Египта, Малой Азии и Финикии), но осталась типично индоевропейской (близкой индоариям, иранцам, славянам, германцам и др.) религия классической Греции.

Глиняные таблички из Кносса показывают, что в 1400 до н.э., когда микенцы уже завладели Критом, они почитали гомеровских богов, включая Посейдона (властелина моря), Зевса (царя богов), Афину (покровительницу городской жизни и мирного труда, олицетворение ума) и Аполлона, «отвечавшего» за свет, музыку, поэзию и многое другое. В супруге Зевса Гере угадывается связь со священной коровой. В суровом образе охотницы, воительницы (а также богини смерти) Артемиды видны черты древней индоевропейской Владычицы зверей (с ее священной медведицей). От народов Восточного Средиземноморья в эллинский пантеон попал Гермес (покровитель торговли и воров, а также посыльный Зевса).

У находимых в святилищах терракотовых фигурок богов и богинь часто искаженные молитвой лица, запрокинутые головы. Найдены также терракотовые змейки с бронзовыми нащечниками. Доспехи завершали бронзовые поножи, защищавшие колени и голени.

Тонкой работой славились микенские ювелиры. Они предпочитали слоновую кость, из которой часто вырезали декоративные пластинки для украшения мебели и деревянных шкатулок. Наиболее изысканны статуэтки, изготовлявшиеся «для красоты» или в качестве идолов. Среди них — фигуры воина в шлеме и двух богато убранных дам, найденные в микенском культовом центре.

Фигурки из слоновой копи, найденные в микенском святилище, изображают женщин с открытой грудью – по минойскому обычаю. Возможно, это богиня Деметра с дочерью Персефоной. Возможно, они служили для защиты от сил зла.

Письменность в Микенах

Значки, обнаруженные на ранней керамике, давно свидетельствовали о знакомстве микенцев с письмом, однако только открытие глиняных табличек продемонстрировало высокий уровень грамотности этого общества эпохи поздней бронзы. Среди микенских руин материковой Греции и Крита найдены тысячи таких документов, хотя в самих Микенах их мало. На табличках из мягкой глины длиной около 7,5 см писали деревянным стилом, потом сушили их на солнце. Сохранились только те, которые позднее затвердели из-за случайного обжига, например при пожарах в Пилосе и Кноссе.

Исследования доказывают наличие двух систем письма. Одно из них, названное линейным А, известно только на Крите и не расшифровано. Еще недавно считалось, что микенцы использовали его значки, создавая свое линейное письмо Б около 1450 до н.э. Однако в 1994 в Олимпии найдены надписи линейным Б, датированные XVII в. до н.э., так что время его возникновения не вполне ясно.

В этой системе письма 87 знаков, соответствующих слогам, а не буквам. Вся обнаруженная информация сугубо деловая и касается повседневных забот местных жителей. Линейное письмо Б расшифровал британский архитектор Майкл Вентрис. Сначала он выделил несколько повторяющихся групп значков, предположил, что это названия городов, и угадал. Он же посчитал язык записей близким к древнегреческому — и опять верно!

Художественное наследие Микен

Один из богатейших источников информации о жителях Микен — художественные изделия, множество которых найдено в мастерских вое точного крыла дворца.

Особенно искусны были гончары, хотя красота их работ отчасти определялась высоким качеством оранжевой или желтой глины, придающей посуде характерный блеск. Сначала они во многом копировали критские образцы, добавляя оригинальные элементы. Затем выработали собственный стиль с росписями по гладко отполированному кремовому или палевому фону.

Микенская посуда соответствует нескольким базовым типам, включая килик (открытую широкую чашу на ножке с двумя ручками), кратер (сосуд для смешивания вина с водой) и узкогорлые кувшины с ручкой. Типичный для эпохи сосуд — ритон, в виде рога с отверстием в узком конце, для возлияний богам. Роспись состояла либо из геометрических узоров, либо из изображений воинов, женщин, различных сюжетов.

В крупных сосудах из Микен везли оливковое масло. Его ароматический вариант (например, с благовонной смолой из Леванта) экспортировали в мелких изящных вазах, которые сами по себе высоко ценились. В Италии, с которой торговали Микены, такие сосуды пытались имитировать. Микенскую бронзу получали в основном из меди местных рудников (немного с Кипра и Сардинии) и привозного олова. Одной из самых заметных находок стал полный набор бронзового вооружения в одной из гробниц Дендры. Наплечники, нагрудник и другие детали соединялись в единый панцирь.

Общественный строй Микенской цивилизации

Открытия в Микенах и других городах, например Пилосе, Тиринфе, Фивах и Дендре, дали массу информации о гомеровской Греции. На вершине социальной пирамиды стоял царь. Пилосские таблички называют его «ванактом». За ним следовал «лавагет» — некто вроде первого министра и, вероятно, главнокомандующего. Другие придворные должности назывались «телест», «дам», «геквет», «гуасилей». Точные их функции неизвестны, но этимология позволяет строить некоторые догадки. «Телесты» могли собирать налоги, «гекветы» — быть «спутниками», т.е. свитой, «дамы» — землевладельцами. «Гуасилей» руководил небольшой группой (часто ремесленников) или деревней. В классической Греции производный термин «басилей» означал царя. Вероятно, в хаосе, сопровождавшем крушение Микенской цивилизации, терминология несколько перепуталась.

В Микенах придворные селились ниже дворца. Они должны были следить за поступающими податями, имуществом правителя, хозяйственными запасами. Данные заносились на глиняные таблички.

Глиняные таблички были слишком громоздкими носителями информации. Они служили скорее квитанциями, хранившимися не более года. Постоянные записи велись на папирусе или пергаменте, которые давно истлели. Грамотеев в Микенах было немного. Образование ценилось не само по себе, а как орудие управления. Оно использовалось сословием писцов-чиновников, которые были такими же узкими специалистами своего дела, как гончары или металлурги, однако, наряду с купцами, зарабатывали больше, чем остальной простой народ. Таким образом, в микенском обществе уже складывался своего рода «средний класс», однако полностью подчиненный царю.

Тем не менее, это сословие явно жило лучше низов. Вблизи дворца в Микенах раскопаны самые крупные из частных построек. Например, на первом этаже так называемого «Дома маслоторговца» было 12 комнат. Здесь археологи нашли партию запечатанных для отправки кувшинов с оливковым маслом. В соседних домах, стены которых украшены фресками, обнаружены таблички с линейным Б и остатки тонкой резьбы по слоновой кости. Здания были двухэтажными и довольно просторными.

В самом низу социальной пирамиды находились рабы. Некоторые из них жили при дворце. Скорее всего, это была часть военной добычи, захваченной в восточно-эгейском регионе. Мужчины выполняли обычные хозяйственные работы на дворцовой территории, а женщины ткали.

Большинство населения составляли сельские жители - крестьяне. Пастухи разводили овец, свиней, коз, коров, лошадей. Земледельцы выращивали зерновые, бобовые, маслины, виноград, инжир. Жили они в простых однокомнатных лачугах из необожженного кирпича. Первоначально вокруг Микен была в основном общинная земля. Однако цари постепенно раздавали ее своим вельможам за верную службу. В результате образовался класс землевладельцев.

Как и большинство древних государств, Микены процветали благодаря сельскому хозяйству. На его основе развились ремесла и торговля. Это потребовало усложнения социальной структуры. Крит оказывал огромное влияние на микенскую культуру: еще до захвата острова микенцами, именно оттуда на континент попадали почти все технические и культурные новинки.

Разгром Микенской цивилизации

Археология показывает, что в XIII—XII вв. до н.э. укрепления вокруг многих микенских городов были усилены, а в конце XII в. до н.э. большинство из них горели. Микены пережили разгром, от которого уже не оправились.

Фукидид (ок. 460—400 до н.э.) пишет о вторжении в материковую Грецию новой волны с севера — греков-дорийцев. Массивная стена, выстроенная поперек Коринфского перешейка около 1200 до н.э., возможно, была попыткой остановить этот натиск. Крах Микен был также результатом внутренних раздоров и восстаний, ослабивших общество перед лицом этнически родственного агрессора, менее культурного, но обладавшего железным оружием.

Кое-какие выводы напрашиваются из гомеровского эпоса. Кровопролитная война в Малой Азии ослабила военную мощь микенской Греции. А трагедии, связанные с возвращением немногих оставшихся в живых героев на родину, наводят на мысль об обострившихся после войны внутренних противоречиях.

Раскопки Трои демонстрируют следы разрушения, которое могло быть вызвано нападением врагов около 1200 до н.э. (1194—1184 до н.э. — традиционные даты осады Трои ахейцами). Вероятно, эта долгая война (составная часть масштабного натиска «народов моря» на Хеттское царство и его союзников, приведшего к падению столицы хеттов Хаттусаса, распаду и гибели великой державы примерно в это же время) истощила ресурсы микенского мира, послужив через 50—80 лет причиной его краха под ударами «непросвещенных родственников» — греков-дорийцев.

В городах, не утративших единства и управляемости, а также имевших адекватных ситуации лидеров, шло интенсивное строительство. Например, в Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя. И Афины, в отличие от большинства других городов микенского мира, сумели устоять под натиском дорийцев, став одним из очагов, где сохранялось наследие Эллады Агамемнона, Ахиллеса и Одиссея, позже давшее начало блестящей классической культуре Древней Греции (и поныне лежащей в основе современной цивилизации).

Гибель Микенской цивилизации погрузила греческий мир в трехвековую спячку. Очнувшись от нее, он достиг невиданных прежде художественных и политических высот. Однако и язык, и боги, и мифы классической Греции основаны на микенском наследии. А современную культуру невозможно представить без гомеровских эпосов, пронесших сквозь тысячелетия память о великих Микенах и могучем Агамемноне.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.