26 декабря 2019 в 13:30

«Миф, — писал Джозеф Кемпбелл в классическом произведении «Герой с тысячью лиц», — есть тайный ход, через который неистощимая энергия космоса проникает в различные проявления человеческой культуры. Религии, философии, искусства, социальные формы примитивного и исторического человека, открытия в науке и технике вырвались из базового магического кольца мифов».

Функции мифа

Роберт Грейвз в предисловии к «Энциклопедии мифов» более прозаично утверждает, что мифы имеют две функции. Первая — отвечать на нелепые вопросы, которые задают дети. Например, «кто создал мир» и «куда уходят души после смерти». Вторая — «объяснять существующую социальную систему и рассматривать традиционные ритуалы и обычаи». Мифы — это метафорические истории о событиях, ощущениях и вопросах, которые невозможно объяснить и на которые невозможно ответить с помощью фактических или исторических терминов. В своем средневековом бестселлере «История королей Британии» (1135) Джеффри из Монмауса заявлял, что бритты произошли от Брутуса Троянского. Римляне считают своими прародителями Ромула и Рема, вскормленных волчицей. Шумеры заявляют, что рыба- божество Оаннс поднялась из глубин океана, чтобы научить человечество искусству цивилизации. В этом смысле мифология является учением невероятных в своей основе героических или религиозных легенд.

Однако психологически, подчеркивал Джозеф Кемпбелл всю свою жизнь, миф — это метафорическая история путешествия, предпринимаемого каждым живым человеческим существом. Героическое путешествие всегда одинаково, ибо включает выход из безопасного, известного мира в районы тьмы, странностей, красоты и ужаса; конфронтацию с монстрами подсознания (убийство дракона); вход в преисподнюю (смерть ради возрождения) и встречу там с Аидом (освобождение Эвридики, получение дара, добыча сокровища: так объединяются ранее разрозненные аспекты психики); возвращение с возросшими силами (сокровищем или новыми знаниями), которые приносят пользу обычному миру. Процесс состоит из трех частей: отделение, посвящение, возвращение.

Он прослеживается в мифических мистериях древнего мира, когда Инанна, Изида или Персефона покидают обычный мир, чтобы спуститься в Страну Мертвых (зима) до того, как вернуться с весной; в мифах о Граале, когда рыцари Круглого Стола с яростью бросаются на поиски Чаши, которая восстановит жизнь Земли и Короля; на улицах Дублина начала нашего века из произведения Джеймса Джойса «Осы», исследованных умным, непохожим на героя Леопольдом Блумом. Точно так же приключения, испытания и судьба греческого героя Геракла отражаются в истории про ирландца Кухулина или американского переселенца XIX века Дэви Крокетта.

Каждая история представляет их героические подвиги, но все же падение в конце — Геракл в отравленной мантии; Кухулин страдает от магических запретов, которые он из-за их противоречивых требований неизбежно нарушает; Дэви Крокетт в Аламо. И снова миф об умершем и возродившемся боге. Бахуса разорвали на части в полуночном лесу; Христа распяли на кресте; норвежского Одина проткнуло собственное копье из Иггдразиля — Дерева Мира; Черный Лось упал под шаманское дерево, на которое хотел забраться в трансе, чтобы встретиться с духами «дедов» и принести их мудрость на землю.

Типичные элементы мифа

Для всех подобных мифических историй типичны благоговейный страх, ужас и жалость, лежащие в основе и наполняющие судьбу обывателя. Все мифические герои рождены для того, чтобы расти, отправляться в путь, добиваться триумфа, страдать и погибать. Однако возможность возрождения в них присутствует неизменно, даже в самую темную ночь.

Мифическая драма наполняет саму основу повседневной жизни и придает ей значение. Общество без мифов мертво внутри. С другой стороны, слишком большое внимание к мифам и излишняя стимуляция коллективного подсознания с помощью любой специфической мифической темы могут оказаться опасными. Это продемонстрировал Гитлер. Он поднял немецкий народ, злоупотребив мифом о Тевтонах. Эта сила, как предвидел Юнг, была готова вырваться на дневной свет после веков подавления и репрессий. Катастрофа заключалась не в упорстве мифического архетипа, а в его вековом исключении и, следовательно, в его Несбалансированном прорыве.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы