Основные функции мифа в культуре

«Миф, — писал Джозеф Кемпбелл в классическом произведении «Герой с тысячью лиц», — есть тайный ход, через который неистощимая энергия космоса проникает в различные проявления человеческой культуры. Религии, философии, искусства, социальные формы примитивного и исторического человека, открытия в науке и технике вырвались из базового магического кольца мифов».

Функции мифа

Роберт Грейвз в предисловии к «Энциклопедии мифов» более прозаично утверждает, что мифы имеют две функции. Первая — отвечать на нелепые вопросы, которые задают дети. Например, «кто создал мир» и «куда уходят души после смерти». Вторая — «объяснять существующую социальную систему и рассматривать традиционные ритуалы и обычаи». Мифы — это метафорические истории о событиях, ощущениях и вопросах, которые невозможно объяснить и на которые невозможно ответить с помощью фактических или исторических терминов. В своем средневековом бестселлере «История королей Британии» (1135) Джеффри из Монмауса заявлял, что бритты произошли от Брутуса Троянского. Римляне считают своими прародителями Ромула и Рема, вскормленных волчицей. Шумеры заявляют, что рыба- божество Оаннс поднялась из глубин океана, чтобы научить человечество искусству цивилизации. В этом смысле мифология является учением невероятных в своей основе героических или религиозных легенд.

Однако эмоционально, подчеркивал Джозеф Кемпбелл всю свою жизнь, миф — это метафорическая история путешествия, предпринимаемого каждым живым человеческим существом. Героическое путешествие всегда одинаково, ибо включает выход из безопасного, известного мира в районы тьмы, странностей, красоты и ужаса; конфронтацию с монстрами подсознания (убийство дракона); вход в преисподнюю (смерть ради возрождения) и встречу там с Аидом (освобождение Эвридики, получение дара, добыча сокровища: так объединяются ранее разрозненные аспекты); возвращение с возросшими силами (сокровищем или новыми знаниями), которые приносят пользу обычному миру. Процесс состоит из трех частей: отделение, посвящение, возвращение.

Он прослеживается в мифических мистериях древнего мира, когда Инанна, Изида или Персефона покидают обычный мир, чтобы спуститься в Страну Мертвых (зима) до того, как вернуться с весной; в мифах о Граале, когда рыцари Круглого Стола с яростью бросаются на поиски Чаши, которая восстановит жизнь Земли и Короля; на улицах Дублина начала нашего века из произведения Джеймса Джойса «Осы», исследованных умным, непохожим на героя Леопольдом Блумом. Точно так же приключения, испытания и судьба греческого героя Геракла отражаются в истории про ирландца Кухулина или американского переселенца XIX века Дэви Крокетта.

Каждая история представляет их героические подвиги, но все же падение в конце — Геракл в отравленной мантии; Кухулин страдает от магических запретов, которые он из-за их противоречивых требований неизбежно нарушает; Дэви Крокетт в Аламо. И снова миф об умершем и возродившемся боге. Бахуса разорвали на части в полуночном лесу; Христа распяли на кресте; норвежского Одина проткнуло собственное копье из Иггдразиля — Дерева Мира; Черный Лось упал под шаманское дерево, на которое хотел забраться в трансе, чтобы встретиться с духами «дедов» и принести их мудрость на землю.

Типичные элементы мифа

Для всех подобных мифических историй типичны благоговейный страх, ужас и жалость, лежащие в основе и наполняющие судьбу обывателя. Все мифические герои рождены для того, чтобы расти, отправляться в путь, добиваться триумфа, страдать и погибать. Однако возможность возрождения в них присутствует неизменно, даже в самую темную ночь.

Мифическая драма наполняет саму основу повседневной жизни и придает ей значение. Общество без мифов мертво внутри. С другой стороны, слишком большое внимание к мифам и излишняя стимуляция коллективного подсознания с помощью любой специфической мифической темы могут оказаться опасными. Это продемонстрировал Гитлер. Он поднял немецкий народ, злоупотребив мифом о Тевтонах. Эта сила, как предвидел Юнг, была готова вырваться на дневной свет после веков подавления и репрессий. Катастрофа заключалась не в упорстве мифического архетипа, а в его вековом исключении и, следовательно, в его Несбалансированном прорыве.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.