В 11 пещерах известняковых холмов около Кумрана найдены фрагменты примерно 600 свитков. Они и аналогичные тексты из разных мест Иудеи датируются серединой III в. до н.э.- 68 н.э. Это тексты Ветхого Завета, а также новые для науки псалмы, гимны и религиозные трактаты.
Как были обнаружены Кумранские рукописи?
В безлюдной палестинской пустыне располагался монастырь древней иудейской секты. Его члены спрятали в окружающих пещерах самое ценное – манускрипты, чтобы они не попали в руки римских карательных войск.
В начале 1947 года молодой пастух-бедуин, разыскивая отбившегося от стада ягненка на выжженных солнцем склонах северо-западного берега Мертвого моря, наткнулся на пещеру с древними глиняными кувшинами. Вместе с двумя друзьями он вскрыл их, надеясь, естественно, на драгоценности. Однако внутри оказались лишь свитки, аккуратно завернутые в полуистлевший льняной холст.
Не рассчитывая на особую прибыль, пастухи захватили несколько получше сохранившихся манускриптов, которые затем попали в руки торговца антиквариатом из Вифлеема. Их купил у него православный монастырь в Иерусалиме. Интерес к свиткам возник, когда специалисты прочли тексты и узнали из них о неизвестной еврейской секте, по вере и традициям близкой к раннему христианству.
Бедуины держали место своей находки в тайне, однако в 1949 эту и другие пещеры с рукописями обнаружил в 13 км к югу от Иерихона бригадир Аштон из Арабского легиона. Рядом, в Кумране, были руины древнего поселения. Они считались остатками римской крепости, однако при раскопках обнаружилась такая же, как в пещерах, керамика – связь между текстами и развалинами стала очевидной.
По мере прояснения картины нарастал ажиотаж вокруг древних документов, получивших известность как Рукописи Мертвого моря. Они были, безусловно, подлинными и составлялись в Святой Земле в I в. – при жизни Христа. Семь свитков практически не тронуты временем, сотни других сохранились в виде фрагментов. Это священные тексты древней секты, которые были надежно спрятаны, когда над ней нависла опасность.
Создание Кумранской общины
Рукописи датируют появление Кумранской общины II в. до н.э. Это была бурная эпоха, в частности для Палестины, перешедшей от Птолемеев к Селевкидам (и те, и другие – наследники Александра Македонского), и Святая Земля испытывала все возрастающее влияние греческой культуры. В 171–168 до н.э. Антиох IV дважды разгромил Иерусалим и разграбил храм Яхве. Для евреев это стало очередным святотатством.
В это время и возникла особо аскетичная еврейская секта – ессеи. Их было, вероятно, не более 4000, и многие бежали в пустыню от преследований. Они поддержали восстание, поднятое в 167 до н.э. жреческим родом Хасмонеев. Иерусалим был в 164 до н.э. ненадолго освобожден, но ессеев разочаровал ставший первосвященником Иуда Хасмоней по прозвищу Маккавей (Молот), погибший в бою с греко-сирийцами, в 160 до н.э. снова подвергшими Иудею разгрому. Многие члены секты вернулись в пустыню.
Устройство Кумранской обители
Там в 150 до н.э. было основано Кумранское поселение. По поводу его порядков единого мнения нет, но большинство ученых считает, что, хотя сам термин «ессеи» в свитках не упоминается, это была именно их община монастырского типа. Несмотря на суровые природные условия, она развернула хозяйственную деятельность, производя финики, вино, ароматические смолы, добывая по берегам Мертвого моря соль и природный асфальт. Найденные при раскопках монеты свидетельствуют о торговых связях с внешним миром.
Поселок включал комплекс крупных зданий со сторожевой вышкой. Среди помещений обнаружены трапезная со складом посуды в пристройке, длинный прямоугольный зал, возможно, служивший скрипторием (мастерская письма), а также стойла, мастерские и склады. Двести жителей спали не в зданиях, а в разбросанных вокруг этого комплекса шатрах, шалашах и пещерах. Хоронили их на соседнем кладбище, где раскопано около 1100 засыпанных камнями могил. Почти все скелеты соответствуют взрослым мужчинам, что подтверждает впечатление, создаваемое свитками: Кумранская община была чисто мужской обителью.
Жизнь ессеев в Кумранской общине
Иудейский историк, бывший еврейский военачальник Иосиф, перешедший в 68 на сторону Рима и прозывавшийся с тех пор Иосифом Флавием (37 – после 100), посетивший один из поселков ессеев, описал его распорядок дня. После заутренних молитв все получали рабочие задания по способностям. За час до полудня все собирались, надевали льняные набедренные повязки, совершали очищающее омовение холодной водой и отправлялись в трапезную. Кормили аскетично, ели в полном молчании. Перед трапезой и после нее всех благословляли. Потом ритуальные повязки сменяли на рабочие и трудились до ужина. «Стороннему человеку, - писал Иосиф, – окружающее молчание кажется окутанным мрачной тайной; это следствие постоянной трезвости и ограничения еды и питья до необходимого минимума».
Физический труд, вероятно, был основным занятием братии. Раскопаны гончарные мастерские, винный пресс и мукомольные жернова. Кости овец, коз и коров говорят о том, что община занималась скотоводством.
О структуре Кумранской общины можно судить по свиткам, найденным в пещерах. Все в ней были евреями. Секта делилась на десятки, каждая из которых включала знатока библейских догматов, чей авторитет беспрекословно признавался остальными. Вера ессеев в принципе соответствовала традиционному иудаизму, по его правила толковались в Кумране строже, чем обычно.
Руководил всей общиной Страж, который контролировал прием в секту новых членов, оценивая моральные качества кандидатов. Они клялись следовать Закону Моисея и учению секты. Первый год был испытательным сроком, когда послушник сохранял личное имущество и не допускался к некоторым обрядам, включая торжественную общую трапезу. На второй год он отказывался от имущества и посещал определенные собрания в трапезной, но ряд привилегий и тайн оставался для него недоступным. На третий год послушник становился полноправным членом общины.
Духовная жизнь сводилась к изучению священного писания. Каждый вечер вся братия собиралась для чтения и молитв. Одним из постулатов веры было ожидание близкого апокалипсиса. Ессеи считали, что Израиль забыл Бога, поэтому скоро на него падет его гнев и этот Судный день переживут только они. Предполагалась 40 -летняя битва Сынов света (немногих праведников) с Сынами тьмы (прочими евреями и иноверцами) с параллельной небесной войной между ангелами и демонами. В конце концов, вмешается Бог, гарантирующий победу силам добродетели.
Значение кумранских свитков для христианства
Одни кумранские свитки связывают Новый рассвет с приходом Мессии (спасителя), другие – с двумя и даже тремя Мессиями: тут ясности нет. Очевидно, пока братия размышляла о будущем, в Палестину явился Иисус Христос. На волне первых восторгов, связанных с открытием свитков, многие ученые посчитали Христа ессейским монахом.
Действительно, кумранские находки во многом способствовали пониманию условий, в которых зародилось христианство. У его первых последователей много общего с ессеями. Обе секты считали себя избранными, верно толкующими библейские пророчества на пороге Царства Божия. Только ессеи мечтали о возрожденном храме в Иерусалиме, а христиане – о Новом Иерусалиме для всего человечества.
Уничтожение Кумранской общины
Рим завоевал Палестину в 63 до н.э. Полководец Помпей взял Иерусалим, осквернил храм. В 66 н.э. восстание евреев вылилось в Иудейскую войну. В 68–70 римские легионы разгромили восставших, взяли Иерусалим (70), подавив последние очаги сопротивления в 73. Перед приходом врага кумранская братия спрятала свои священные тексты в пещерах.
В 68 н.э. общину разогнали. В следующие несколько лет ессеев безжалостно истребляли. Коллаборационист Иосиф Флавий засвидетельствовал смирение, с которым они встречали смерть. «Ни дыба, ни огонь, ни истерзанная плоть, никакие пыточные инструменты не могли заставить их отречься от своего Бога и прикоснуться к запретной пище. Ни испуга, пи слез от них не добились. Улыбаясь в агонии и подтрунивая над мучителями, они радостно расставались с жизнью, твердо уверенные, что это расставание не навсегда».