Тайны и загадки древней Критской или Минойской цивилизации

Купающийся в лучах яркого эгейского солнца, Кносс первым увидел расцвет европейской цивилизации. Мириады его дворов эхом вторили веселому смеху. Потом настала тишина — такая абсолютная, что веками царство древнего Крита считалось мифом. Немногие цивилизации были забыты так прочно, как критская, точнее — минойская. Даже древние греки знали ее лишь по фольклору, питавшему их мифы и легенды.

Раскопки Критской или Минойской цивилизации

«Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный, Тучный, повсюду объятый водами, людьми изобильный; Там девяносто они городов населяют великих», — говорит Гомер. Самый известный миф описывает правление на Крите жестокого царя Миноса (отсюда термин «минойцы»), В специально построенных запутанных катакомбах, Лабиринте, он держал пожиравшее людей чудовище с телом человека и бычьей головой - Минотавра. Афинский царевич Тесей убил монстра в его логове и нашел выход оттуда по нити, врученной ему дочерью Миноса Ариадной.

До конца XIX в. минойский Крит считался чистым вымыслом. Однако английский археолог Артур Эванс провел на Крите раскопки (1893—1894, 1900—1905, 1913 и 1920), и на свет явились руины древнего дворца. Оценки численности кносских жителей сильно варьируются, но, если считать соседний порт Амнис, это около 100 0 00 человек. Значит, в свое время тут был крупнейший город Средиземноморья.

Первый Кносский дворец

Кносский дворец занимает лошадь более 2 га. Постройки сгруппированы вокруг центрального двора (60 х 30 м). Здесь показана часть западного крыла с выходящими в этот двор галереями. Они обеспечивали вентиляцию, тень и прохладу, столь ценные в жарком и сухом климате острова.

На стенах верхнего холла царских апартаментов изображены щиты в форме восьмерки, типичные для эгейского мира. Иногда Эванс использовал для реконструкции современные материалы - эти колонны, например, железобетонные. Дома были укрыты плоской крышей, поддерживаемой рядами толстых колонн. Несмотря на обильную утонченную отделку, стройматериалы простейшие. Стены выложены из необожженного кирпича. Много деревянных элементов — балки перекрытий, дверные и оконные рамы и даже некоторые колонны. Это придавало зданию определенную упругость, видимо, повышая его сейсмическую стойкость.

Около 1600 до н.э. страшное землетрясение и цунами почти уничтожили этот ранний вариант Минойской цивилизации. Однако это не остановило развития критской культуры. На руинах старых дворцов, частично из их обломков, выросли новые.

Новая жизнь Кносского дворца

Именно кносский дворец, которому посвятил основные свои труды Артур Эванс, открыт для туристов. По любым меркам, это грандиозное сооружение — нс одно здание, а целый урбанистический комплекс. Как и другие дворцы того периода, он служил не только царской резиденцией, но и производственным центром, гигантским складом продовольствия и арсеналом, религиозным и административным сердцем острова, а также тюрьмой.

Повсюду встречаются изображения двусторонних секир — символа династии Миноса. Греки назвали этот знак «лабир», откуда и произошел термин «лабиринт». Название вполне соответствует самому дворцу с его запутанной системой залов, дворов, комнат и переходов. Они расположены в несколько этажей по склону холма.

Северная часть дворца была производственной зоной, где трудились ремесленники и художники. К западу от центрального двора находился культовый центр с обширным тронным залом и святилищами. Лестницы вели в покои придворных на втором этаже — такое их расположение характерно для минойских дворцов. Длинные складские помещения оборудованы погребами и огромными сосудами для хранения припасов и товаров (а также принесенных в жертву людей, в основном детей).

Восточная часть дворца — это царские апартаменты с величественной лестницей. Хитрая система проемов и колодцев позволяла естественному освещению проникать в лабиринт комнат и коридоров. В ванных комнатах дамы царской крови, окруженные рабынями и ручными обезьянками, наслаждались обществом друг друга, завивая волосы и накладывая макияж. Их супруги одевались в соседних покоях — закрепляли вокруг поясов яркие куски ткани. В комнатах рядом играли дети.

Вода распределялась по множеству помещений с помощью системы, превосходившей технически все известные для той эпохи и в некотором отношении даже римскую, возникшую гораздо позже.

Главным источником водоснабжения служили родники, дополнительным — дождь, для чего па крышах были устроены специальные желоба и коллекторы. Терракотовые трубы из сборных секций проходили пол полами. Вода текла постоянно, вероятно, возвращаясь в круговорот гидроподъемниками. Стоки отводились по трубам и канавам. Люки в разных частях системы позволяли проводить ее регулярное техобслуживание.

Стены ванных комнат штукатурили гипсом и покрывали фресками. Глубокие и широкие терракотовые ванны снаружи украшали абстрактным узором, а внутри — изображениями дельфинов и рыб. Кранов и сточных отверстий не было: очевидно, наливали и выливали воду слуги. Жители дворца пользовались также унитазами со смывом, соединенными с общей канализационной системой.

В Кноссе на территории главного дворца находились дополнительные постройки, включая малый дворец и царскую виллу, а примыкало все это к городу площадью 75 га. Дома бедноты не сохранились, зато известны руины крупных построек, в том число особняков, стоявших в окружении полей и садов из кипарисов. Зерно, вино, масло, другую провизию хранили в царских кладовых в сосудах, пифосах, которые бывали выше человека.

Жизненный уклад в Минойской цивилизации

Некоторые находки рассказывают о повседневной жизни простых людей. Стационарные очаги — редкость. Видимо, готовили в основном на жаровнях с углями. В крупных домах были медные сосуды, но большинство обходилось глиняными. Одевались своеобразно. Мужчины ходили с голым торсом в коротких юбках с тугими поясами, иногда в кожаных сапогах. Они всегда изображаются чисто выбритыми.

Создается впечатление, что Крит был островом юных спортсменов. На женщинах — короткие лифы, иногда оставлявшие открытой грудь и сильно стянутые на талии, как мужская одежда. Однако юбки длинные и оборчатые, целиком закрывавшие ноги. Костюм дополняют серьги и ожерелья тонкой работы, волосы замысловато уложены и украшены. У большинства дам перед ушами ниспадают длинные завитые локоны.

Извержение вулкана на Крите

В IV в. до н.э. греческий философ Платон описал легендарную Атлантиду - островную державу, возникшую на 9000 лет раньше и создавшую обширную морскую империю. Согласно Платону, в огромном дворце атлантов было много ванн, и важную роль в их жизни играл культ быка. Это очень похоже на минойский Крит. Однако Атлантида погибла в результате загадочной катастрофы. «Начались мощные землетрясения и наводнения - за один день и одну ночь остров исчез в глубинах моря». С Критом такого не произошло. Катаклизм, описанный Платоном, очевидно, случился на 110 км севернее Крита, на острове Тира в архипелаге Киклады.

Около 1600 до н.э. здесь произошла серия землетрясений, и жители, взяв минимум необходимого, бежали. Вскоре самые отчаянные вернулись восстанавливать рухнувшие дома, но последовали новые подземные толчки, а за ними - катастрофическое извержение вулкана. Масштабы его колоссальны - весь центр острова взлетел на воздух, осталась лишь узкая дуга окраинной суши. Миллионы кубометров пыли заполнили атмосферу. Остатки суши похоронил толстый слой вулканического пепла.

Однако он же сберег реликвии минойской эпохи - Тира стала Эгейскими Помпеями. Влияние Крита здесь бесспорно. Дома богачей двух- и трехэтажные, великолепно расписанные сценами повседневной жизни, похожими на кносские: мальчик несет пойманную рыбу, женщины собирают шафран, юноши бьются на кулаках.

С 1940-х по 1980-е многие ученые считали, что извержение на Тире почти полностью погубило минойскую культуру Крита. Однако последние данные по дендрохронологии, вулканическим отложениям и др. свидетельствуют о том, что многие жители пережили потрясение и восстановили хозяйство.

Цунами уничтожили прибрежные поселки и города, а также, что оказалось роковым, минойский флот, до того господствовавший на море. Мощь Крита была подорвана, чем не преминули воспользоваться греки- ахейцы с материка. Они высадились на Крите и завоевали его. Самобытная минойская культура (оказав влияние на завоевателей) постепенно пришла в упадок. Жители главного города Тиры, Акротири, спаслись (кто успел) морем, а вулканический пепел засыпал их дома, сохранив в своей толще мебель и фрески.

Загадочные письмена Минойской цивилизации

Минойцы пользовались письменностью, которая десятилетиями сбивала с толку ученых. Древнейшая ее форма — иероглифы, т.е. стилизованные рисунки обычных предметов. Однако в Кноссе Эванс нашел глиняные таблички с более абстрактными значками. Он не смог их расшифровать, но разделил образцы на два типа, названные линейным письмом А и линейным письмом Б.

Первое возникло раньше, в XVII в. до н.э. Найдено около 300 табличек с ним — слишком мало для прочтения. Зато текстов на линейном Б вдесятеро больше — они появляются около 1400 до н.э., когда минойская культура уже переживала упадок. В 1952 англичанин Майкл Вентрис прочел эти записи, установив, что они сделаны на архаическом греческом языке. Такое же письмо использовали микенцы на Пелопоннесе. Оно развилось на основе линейного А и позволяет судить о звучании его слов, которые, впрочем, остаются непонятными и складываются в уникальный язык с загадочными родственными связями.

Эти надписи ничего не говорят о минойцах. Почти все, что известно об их цивилизации, дали другие археологические находки. Вероятно, большинство текстов было на не дошедшем до нас пергаменте. Таблички с линейным А, найденные в частных домах и дворцах, говорят о существовании развитого делопроизводства, однако, судя по отсутствию других типов надписей, большинство населения оставалось неграмотным.

Древняя религия Крита

Раскопки показали, что Кносс был культовым центром. Однако святилища не господствуют над дворцом, как на Ближнем Востоке, и нет типичных для Египта и Месопотамии изображений загробного мира и злых духов. Похоже, религия критян была прославлением жизненных сил и творческих способностей. Минойцы любили зрелища: при дворце жили поэты, музыканты, танцовщицы, акробаты, жонглеры. Мощеные площадки, окруженные ярусами сидений, наверняка служили аренами каких-то представлений, которые проводились на обширном центральном дворе.

Во время ночных факельных празднеств женщины исполняли ритуальные экстатические танцы, в ходе которых напрямую общались с высшими силами. Глиняная статуэтка из Гази (близ Кносса) увенчана короной из мака — возможно, минойцы впадали в религиозный транс под действием опия. Греческие мифы рассказывают о «танцплощадке», выстроенной в Кноссе для Ариадны, дочери Миноса. Исполнявшаяся на ней сложная ритуальная пляска отражала запутанный план лабиринта, т.е. самого дворца. Возможно, на полу был узор, направлявший движения танцоров.

Другим зрелищем с явной культовой окраской являлась уникальная критская тавромахия — игры с быком, подтвержденные множеством обнаруженных в Кноссе фресок, рельефов, статуэток и резных печатей. Вероятно, этот ритуал отправлялся на деревянном помосте восточнее дворца. Участвовали и мужчины, и женщины. Речь шла о смертельно опасных акробатических трюках. Например, к быку подбегали спереди, хватались за рога и, оттолкнувшись от них, делали сальто через голову зверя на его спину, откуда тут же соскакивали на руки товарищей.

Современные тореадоры не верят, что такое возможно, но этот и другие головоломные трюки, входившие в тавромахию, встречаются на многих изображениях. За смертельными прыжками, затаив дыхание, следили толпы зрителей. Минойцы любили зрелища... Во время ночных факельных празднеств женщины исполняли ритуальные экстатические танцы, в ходе которых напрямую общались с высшими силами.

Тавромахия несла явную религиозную нагрузку. Как возник сам ритуал, можно только гадать — вероятно, еще в эпоху ловли и одомашнивания диких быков. Эти животные стали олицетворением мужской силы и частым сюжетом минойского искусства — скульптуры, живописи и даже архитектуры: элемент в виде бычьих рогов украшал постройки. Поклонение могучему самцу вылилось в культ юного бога — религию, начавшую формироваться в минойский период. Однако главные критские ритуалы посвящались Богине-Матери, фигуркам которой с древнейших времен поклонялись в храмах и пещерах. Ее часто изображали с символами живого — змеями, птицами, цветками. В ранний период, до 1700 до н.э., культ отправляли в святилищах на горных вершинах.

Жертвы приносились в форме глиняных муляжей, отражавших проблемы богомольца. Обычно это были изображения животных или частей человеческого тела. Иногда забивали жертвенного быка, скорее всего двойной секирой — часто попадающемся в кносском дворце символом Миноса. Были и человеческие жертвоприношения.

Взаимоотношения между Богиней-Матерыо и быком вызывают бурные споры ученых. Согласно греческим мифам, Минотавр был гибридом — мужчиной с бычьей головой. Он считался плодом страсти к рогатому зверю критской царицы Пасифаи (супруги Миноса). Возможно, это отзвук минойского культа, включавшего ритуальный брак с быком Богини-Матери — как бы животворящее соединение мужского и женского начал. Возможно, в обряде участвовал царь, надевавший бычью маску.

Не исключено, что священное животное олицетворяло и подземные толчки, зловещий гул которых могла смирить женская ласка. Сейсмические колебания, предвещавшие землетрясения (которые около 1600 до н.э. разрушили многое на Крите), породили и другие обряды. В святилище Анемосфилии у подножия горы Юктас, рядом с Кноссом, связали и принесли в жертву юношу — его кровью пытались умилостивить свирепых богов. Однако еще до окончания ритуала мощные толчки разрушили храм, погубив под его развалинами жреца и жрицу.

Развлечения древних минойцев

Кроме сакральных танцев и тавромахии любимыми развлечениями минойцев были кулачный бой и борьба. Во дворце Айя-Триады около Феста раскопан огромный конический сосуд, известный как «Боксерская ваза». На ней изображены два бойца в коротких юбках, ожерельях, шлемах и с кастетами.

Богачи, похоже, играли во что-то вроде шашек или нардов на досках, инкрустированных хрусталем и золотом. Великолепный образец, обрамленный слоновой костью, размером около 1 X 0,5 м найден в Кноссе Эвансом. На доске сложный узор из кружков и прямоугольников. Наверное, она служила крышкой для коробки с фишками. Естественно, такие изысканные вещи были только у знати. Простой народ играл скромнее. В портовой зоне Кносса раскопана игральная кость (бабка), разделенная на поля с цифрами от 1 до 14, а рядом два набора фишек.

Бедняки большую часть дня работали в поле, сообразуясь с сезонным ритмом. Прохладные зимы сменялись сухим летним зноем. Надо было ухаживать за виноградниками, пахать, сеять и т.п. Однако самый тяжелый труд не портил людям настроения. На одной из ваз изображено веселое возращение с жатвы. Люди несут на плечах серпы, процессию возглавляет, видимо, жрец. Один мужчина идет «против течения» — то ли пьяный, то ли просто дурачится.

Все критское общество наслаждалось миром, комфортом и благоденствием. Море и мощный флот охраняли Крит, укреплений на нем не строилось. Однако военное дело здесь знали — в некоторых минойских гробницах найдены узкие мечи, похожие на рапиры, длиной почти 1 м. Рукоятки делались из слоновой кости или твердого дерева, украшались золотом и камнями. В позднеминойский период это колющее оружие сменилось более короткими и широкими мечами.

Шлемы были обычно коническими, иногда с плюмажами. Широкие щиты, сделанные из бычьей шкуры, натянутой на деревянную раму, видимо, служили традиционной защитой в битве. В кносском арсенале найдены таблички с символами колесниц и множество металлических наконечников для стрел.

Минойское искусство

Минойское искусство отличается утонченностью, динамикой изображений и явной любовью к природе. Батальные сцены редки — очевидно, под защитой флота островитяне слишком привыкли к мирной жизни. Два воина видны на одной из ваз и еще несколько — на одной из фресок кикладского острова Тира, возможно, бывшего вассалом Крита. Крупных статуй не найдено — художники предпочитали изящные миниатюры.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.