О чем сказка Шарля Перро «Кот в сапогах»

Шарль Перро со своим котом, появившемся в 1697 году в «Сказках Матушки-Гусыни», сделал очень многое для избавления кошки от демонической репутации. На первый взгляд сказка эта совсем не загадочная и вовсе не исполнена морали. Сын недавно умершего мельника получил в наследство кота. Парень не очень обрадовался подарку, ведь братья его получили куда более ценные вещи — мельницу и осла. И то и другое куда лучше кота. Однако кот оказался непростым: он умел говорить. А сказал он хозяину, чтобы тот не печалился, потому что его наследство гораздо лучше, чем у братьев, и вскоре он в этом убедится. Но, прежде всего, коту необходимо пошить сапоги. Элемент этот весьма важен; он давно уже стал частью популярной мифологии: каждому знакомы картинки с котом в облике бравого кавалера.

Кот в сапогах

При помощи цепочки стратегий этот причудливый кот заманивает хозяина в реку и убеждает случайно проезжающего мимо короля, что там едва не утонул зажиточный землевладелец, маркиз Карабас, которому теперь нужно пожаловать платье, соответствующее его рангу. Дабы обеспечить хозяина жильем, предприимчивый кот хитростью уговаривает великана (живущего как раз в подходящем замке) превратиться в мышь, которую благополучно съедает. Замок, таким образом, переходит к новоиспеченному маркизу, чье состояние так впечатляет короля, что он отдает свою дочь в жены Мельникову сыну.

Перро старается не выводить прямой морали из этой сказки. Кот, как и его хозяин, становится вельможей — это прекрасная награда. Однако сказка не так проста, и смысл ее часто упускают из виду те, кто не способен понять: во всех старых сюжетах сокрыта тайная мудрость. Джордж Крукшанк усмотрел в этой истории некие дидактические возможности и в своем издании сказки 1870 года переработал финал, превратив кота в человека. Хотя лично для меня мало разницы в том, кто врет — кот или человек, такая трансформация сообщает произведению мораль, даже если и не имеет никакого отношения к фабуле Перро. У Крукшанка Кот в сапогах объявляет, что он на самом деле — бывший егерь настоящего маркиза Карабаса, которого превратили в кота за то, что он не слишком ценил счастье быть человеком. Вот вам и мораль — честно говоря, довольно тупая и полностью лишенная свойственного Перро изящества. Вмешательство Крукшанка — отличный пример того, как из-за недостатка понимания можно полностью упустить весь скрытый смысл.

Почему кот носит сапоги

В 1729 году сказка появилась в английском издании «Историй, или Сказок прошлых времен» под названием «Мастер Кот, или Кот в сапогах». Оттуда его образ перешел в целые поколения популярных сказок, в которых кот, обутый или босой, становится героем тысячи эскапад. Кто же такой этот кот-супермен и почему он носит сапоги? А сапоги он носит по совершенно неубедительной причине: в самом начале сказки, открыв хозяину, что умеет говорить, кот требует пошить ему пару сапог, чтобы сподручнее было продираться через подлесок. В чем тайный символизм этих сапог, унизившийся до знака на двери лавки французского сапожника, обозначающего практикуемое внутри ремесло?

Кот этот, как уже говорилось, — совсем не тот, кем кажется; фигура его обладает смыслом, относящимся к сферам весьма таинственным. Значение сапог в этом сюжете очевидным образом непосредственно связано со значением самого кота. Кто такой кот? Прежде всего, это дар отца сыну, дар наследный. Первый бросающийся в глаза элемент абсурда — убежденность кота, что ему надобны сапоги. Это само по себе символично. Кот нуждается в особой защите от окружающего мира: подлесок — не естественная для него среда обитания. Сапоги, таким образом, превращаются в знак того, что кот — не просто обычная мирская кошка, но находится под специальной защитой. Кот — символ внутреннего видения человека, явления тонкого и уязвимого, которое может легко пострадать в густом подлеске обыденности. Кот видит и понимает важность короля, ценность великана-людоеда и пользу для своего хозяина женитьбы на королевской дочке.

Нас не особо интересует сейчас, что король и королевская дочь — стандартные алхимические символы, указывающие на сокровенную природу человеческого бытия. Заметим лишь, что брак представляет в сказке исполнение всех мечтаний сына мельника, но без помощи кота он не смог бы ни распознать этих мечтаний, ни определить средства для их осуществления.

Людоед в замке — темный элемент души, который есть в каждом человеке. Великан, страж тьмы, он присутствует во многих сказках; его нужно обмануть, обойти или трансформировать во что-то другое. Он — невидящая и невидимая тьма внутри каждого из нас. Замок его — загадочное место, которое надо исследовать и извлечь из него пользу: обычно в сказках в нем скрыто сокровище, которое должен найти герой. Кот в сапогах достаточно хитер, чтобы заставить людоеда принять куда более удобную для него форму мышки. И снова это не сам персонаж ускользает от опасности и использует людоеда в своих целях, а его внутреннее видение, его кот, обладающий нужными способностями. И именно кот понимает, как можно использовать замок людоеда, — для того, чтобы произвести впечатление на короля. Какое приятное совпадение! В замке как раз сервирован обед, так что король, принцесса и сын мельника могут от души попировать. Никакому людоеду замок на самом деле не принадлежал, равно как и спрятанные в нем сокровища, — а принадлежали они по праву хозяину кота, как и рука прекрасной принцессы; но только у кота хватило мудрости разглядеть истинное положение вещей.

Символизм Кота в сапогах

Он показывает, насколько фундаментально автор может изменить образ персонажа, в 1697 году все еще носящего клеймо ведьмовского фамильяра, и ввести его в структуру эзотерической сказки.

Перро не сам придумал этот сюжет; он просто сплел воедино несколько сюжетных линий из старых сказок, в которых кот помогал своему хозяину примерно так же, как лондонский кот — Дику Уиттингтону. У другой версии этой истории, тоже датируемой XVII веком, финал отличается от этого. Он вполне достоин Перро, хотя и не такой счастливый: новобрачные — сын мельника и принцесса — клянутся в вечной признательности коту и обещают, что когда кот умрет, тело его сохранят в неприкосновенности и поместят в золотую клетку. Но кот слишком умен и хорошо знает цену человеческим обещаниям. Он симулирует смерть, и, в точности как он и подозревал, хозяин нарушает данное обещание и собирается выбросить почившего друга в окно. Кот тут же «оживает» и, сурово осудив неблагодарность хозяина, оставляет замок, предоставив Мельникова сына и принцессу их собственной судьбе. Плата за неблагодарность — утрата бесценного внутреннего видения.

В сказке о Коте в сапогах кошачий символизм рафинируется и обращается к корням — к религии древних египтян. Самые ранние толкователи считали кошку символом внутреннего зрения человека, опираясь на прославленную способность ее глаз видеть даже в темноте. А теперь и французский писатель Нового времени вывел в том же качестве кота, нуждающегося в защите от окружающего мира, но способного прозревать сквозь время и пространство.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.