Древнеармянское царство Коммагена - тайны и загадки истории

С пустынной вершины на юге Турции гигантские статуи обозревают горную страну. Здесь в камне воплощена мечта одного из местных правителей. Из этих мест перешел в наступление иранский бог, чуть было не победивший в Римской империи.

Руины на месте древнеармянского царства Коммагены

Пустынная, монотонная, удаленная от современных автострад Коммагена - это пейзаж, на фоне которого люди кажутся карликами. Выжженные солнцем горы иногда напоминают поверхность необитаемой планеты. Жителей относительно немного.

И все же на горе высотой 2000 м над уровнем моря загадочные руины говорят о том, что некогда здесь было многолюдное государство. Кто-то воздвиг из битого камня конический курган, а рядом – пять колоссов, в том числе фигуру царя. Их окружают вытесанные из скал львы и орлы соответствующих масштабов. Ниже на горных террасах разбросано множество исполинских каменных голов, и видны остатки алтаря, где горел священный огонь. Каменный курган – гробница местного царька Антиоха I, правившего Коммагеной в I в. до н.э. Нимруд-Даг (ныне Немрут-Дагы) – священная гора – стала местом его упокоения и монументом мечты о бессмертии.

Жизнь древней Коммагены

В древности Коммагена была не столь пустынна. Воды верхнего Евфрата текли среди лесистых склонов, а его долина была оживленной трассой, ведущей из Месопотамии в Тавр. Эти горы были жизненно важным источником серебра, меди и свинца для ранних цивилизаций, начиная с Шумера.

Местные перевалы и проходы имели важное военное значение для сражавшихся за Малую Азию держав. Здесь бились хетты, митаннийцы, ассирийцы и мидяне. В VI в. до н.э. сюда пришли персы Кира, а в IV в. до н.э. – греки и македонцы Александра.

Когда империя Александра распалась, Коммагена входила в состав державы Селевкидов. В начале I в. до н.э., во время кризиса и распада последней, Коммагена выделилась в маленькое царство, тут же (в 85 до н.э.) захваченное Арменией, вскоре разбитой Римом. Ловкая дипломатия правителя Коммагены, «друга римского народа» Алтиоха I (ок. 69–34 до н.э., не путать с Антиохами Селевкидами), помогла ему сохранять власть над маленькой страной (с 66 до н.э. подвластной Риму).

В жилах коммагенских царьков текла кровь двух великих династий. С отцовской стороны Антиох считал своими предками Ахеменидов, а с материнской – Александра Македонского.

Каменные скульптуры Коммагены

Монументальные скульптуры, окружающие могилу коммагенского правителя, – изображения богов и предков, в которых греческие и иранские черты достаточно перемешались. Статуи европейские по стилю и чертам лица, некоторые воплощают античных богов, но одежда и головные уборы на них явно восточные. Колоссальные масштабы всего сооружения тоже в иранском духе. Высота статуй 9–12 м, отдельных голов – до 2 м. Такие габариты были, как правило, чужды греческим мастерам, да и гармонии маловато.

Греческие надписи, составленные самим царем, разъясняют смысл монументального замысла. Этот пантеон, сообщает он, возведен на высоком, священном месте, поближе к небесам и подальше от людского жилья. Усыпальница должна сохранять прах царя вечно. Статуи богов и череда предков – свидетели жизни и доказательства собственной значимости правителя Коммагены.

Царь детально продумал свой посмертный культ, даже наметил ритуальные маршруты между святилищами. Он оговорил, что ежемесячно казна будет финансировать два празднества: день его рождения по 10-м числам и день коронации по 16-м. В эти даты жрецы в традиционных иранских мантиях обязывались венчать изображения царя золотыми коронами (воздавая тем самым почести его предкам), курить на алтарях ладан и ароматические травы и приносить жертвы.

Гигантские сидящие фигуры с давно снесенными головами окаймляют восточную террасу Нимруд Дата. За ними - курган с гробницей «друга римского народа» Антиоха. Он верил, что после смерти займет место среди богов. Собственное бессмертие явно его очень занимало – по всей Коммагене разбросано множество более скромных царских святилищ. В каждом из них – огромная стела, на которой Антиох простирает правую руку к небесам.

Народ, включая армию, следовало звать на пиршество в память об усопшем и на территории святилищ бесплатно угощать всех едой и вином. На пирах должны играть специально созданные женские оркестры. Антиох явно подозревал, что жрецы начнут «зажимать» поминальные угощения, присваивая отпущенные на них средства. Это категорически запрещалось. Каждому жрецу полагалась соответствующая рангу выплата, но любой гость имел право праздновать, «без надзора и ограничений вкушая и выпивая» за государственный счет.

Нимруддагские тексты удивляют редким для подобных правителей благочестием. «По воле богов, – пишет царь, – я засвидетельствовал свою веру этой надписью. Ее священные буквы объявляют смиренным языком великую милость богов к нашему народу и чужестранцам, включая царей и князей, свободных и рабов, ко всем людям, независимо от их имени и звания».

Арсамея - столица Коммагены и резиденция царя Антиоха

Антиох правил своим царством под защитой Рима и доверху наполнил казну. Еще он радикально перестроил свою резиденцию Арсамею в долине под Нимруд-Дагом. Здесь оставлена соответствующая надпись: «Я дал городу новые дворцовые здания и стены, чтобы он стал защищеннее и красивее. Я заменил глубокие и удаленные резервуары подведенными к домам трубами, которые питаются самыми полноводными ручьями».

Трудно представить, какой была Арсамея в свой лучший период. Город находился рядом с нынешним городком Кяхта. На соседних высотах раскопаны руины царского дворца – турки назвали их Эски-Кале (Старый замок). Изучен также курган рядом. Колонна с орлом на вершине объясняет его турецкое название: Каракуш – «Черная птица». Судя по надписи, некогда здесь покоился прах трех женщин царской крови.

Завоевание Коммагены римлянами

Коммагена ненамного пережила создателя мемориалов. Рим почти всегда со временем превращал зависимые царства в свои провинции, и, хотя ни Антиох, ни наследники ни в чем не прекословили хозяину, Коммагена была в 72 н.э. присоединена к империи.

Когда на Нимруд-Даг пришли легионеры, место было уже заброшенным. Видимо, римляне вывезли – сплавили по реке – множество обтесанных каменных блоков. Рядом они построили мост, назвав его в честь XVI легиона. Возможно, на него пошел материал царского святилища.

Однако главный удар по Коммагене нанесла вырубка ее лесов. Широкомасштабная эрозия почвы превратила край в пустыню. Отчасти дерево шло на дрова для устраиваемых римлянами отопительных систем и бань, но находки древних плавильных печей и шлака говорят о том, что Коммагена стала одной из имперских кузниц. Недаром здешние римские гарнизоны почитали дарующего воинское счастье бога Долихеиа (ипостась Юпитера) из «рождающей железо» Долихии (ныне Дголюк) в Коммагене.

Религия коммагенцев

Коммагена оказала определенное влияние на завоевателей. Отсюда, а также из некоторых других областей Малой Азии и Армении начал свое триумфальное шествие по римским провинциям древний иранский бог Солнца, вечного огня, света, чистоты и правды Митра.

Митраизм развился из зороастризма – древнейшей религии, государственной в империи Ахеменидов. Верховным богом был Ахура-мазда. Митра выступал в роли его спутника, однако в Коммагене и других областях выдвинулся на передний план. Его культ пережил нашествие греков, позаимствовав кое-что из их мифологии. Митраисты собирались обычно в подземных митреумах, где в тайне совершали священные обряды, о которых известно далеко не все.

Вскоре после походов римлян на Армению и аннексии Коммагены митраизм распространился по империи. Адептами повой религии часто становились купцы, поскольку она поощряла честное ведение дел. Но главную опору иранский бог нашел в римской армии. Митраизм исповедовали целые легионы по всей империи.

Обычно на алтаре изображался юный бог в низком фригийском колпаке, чаще всего приносящий в жертву быка. В ряде других мест Митра, храбрый воин, проносится на колеснице, запряженной четверкой белых коней, по небу или по полю битвы. Колесницей правит Аши – олицетворение удачи, изобилия, счастья и блага. Праведники в митраизме обретали бессмертие в раю Ахурамазды – Доме Хвалы. Грешники низвергались с судейского моста Чинвад (где брат Митры Рашну взвешивал на весах благие и дурные мысли, слова и дела человека) в преисподнюю Дужахве – царство бесконечного мрака, где обитает Анхра-Майныо (Ариман), противник Ахура- мазды, глава сил зла, тьмы, смерти. Митраизм и христианство существовали в Римской империи бок о бок, объединяемые многими общими элементами (например, и в обряде омовения у митраистов, и в таинстве крещения у христиан происходит очищение посвященного от грехов), и оттого были особенно враждебны друг другу.

Хотя митраизм находил сторонников и среди императоров, он не стал государственной религией Рима. Иранского бога и героя победил, «смертью смерть поправ», Иисус Христос.

Кстати, для Антиоха из Коммагены Митра оставался одним из многих не менее достойных, что подтверждают слова правителя, выбитые на камне. «Пусть все подвигнутые духом, очистившие жизнь от несправедливости и наполнившие ее рвением к святым делам, смотрят без страха в лица богов и следуют по счастливому пути, проложенному блаженными».

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.