Тайны и загадки Кхмерской империи в Камбоджи

23 октября 2019 в 11:58

В 1860 началось исследование легендарной столицы кхмерской империи, охватывавшей некогда большую часть нынешних Камбоджи, Таиланда и Вьетнама. Прославляя богов и королей, ее храмы рассказывают и о повседневной жизни своих строителей-крестьян.

Жители современной Камбоджи считают себя наследниками индуистской империи (известной как Ченла и Кхмер), которая с VI в. занимала значительную часть Индокитая, пока в начале XV в. соседи таи не урезали ее площадь. Через 400 с лишним лет, в январе 1860, один французский натуралист, исследуя камбоджийские джунгли, заметил пять торчащих над зеленым пологом конических башен. Анри Муо открыл для европейцев колоссальный памятник погибшей цивилизации – руины цивилизации.

Древняя цивилизация кхмеров на краю равнины Ангкор

Кхмерская империя (или Ченла) возникла в VI в. после распада в V в. предыдущего индуистского государства Фунань (основанного в I в. индийским принцем Каундиньей, женившимся на местной правительнице). Король кхмеров Джайяварман II (ок. 770–850) выбрал для своей столицы место на краю равнины Ангкор – обширной плодородной области, орошаемой притоками Меконга.

Горожанам хватало еды. Умело пользуясь коротким муссонным сезоном, они заполняли водой систему связанных каналами прудов, откуда выпускали ее в засушливые периоды на рисовые чеки.

Джайяварман провозгласил себя богокоролем. С него началась традиция грандиозного храмового строительства, продолженная следующими кхмерскими монархами. Эти короли, как правило, индуисты, подчеркивали свою неземную природу, украшая храмы собственными статуями в образе важнейших божеств. Они стремились заслужить милость прочих небожителей и использовать ее на благо подданных. Возводимые храмы помогали получать богатый урожай риса, а статуи монархов напоминали простым смертным, кому они обязаны своим благоденствием.

Главный храм Кхмерской империи

Крупнейшим сооружением стал храм Ангкор-Ват, возведенный Сурьяварманом II (1112 – ок. 1152). Как и большинство кхмерских культовых построек, он символизирует гору Меру – обитель индусских богов и центр Вселенной (позже посвящен Будде).

Башни храма Ангкор-Ват венчают огромную ступенчатую пирамиду, поднимающуюся к небесам подобно священной горе индусов Меру. Ангкорские святилища строились как колумбарии для закладывавших их королей. Это каменный перечень монархов, приведших кхмерскую империю к вершине славы, а затем видевших ее распад под ударами соседей.

Столица Кхмерской империи - Ангкор-Гхом

Вскоре после постройки Ангкор-Вата кхмерскую столицу разорили чамы (тямы) из индуистского государства Чампа (возникло в I в., пало в 1471 под ударами Вьетнама, ныне средняя и южная часть Вьетнама). Чамы предприняли это наступление в ответ на захват кхмерами в первой половине XII в. части территории Чампы, попавшей под двойной удар кхмеров и вьетнамцев (сумев на время заключить мир с Вьетнамом). Но вскоре войска Чампы были изгнаны, а король Джайявармап VII (1181 – ок. 1215) восстановил и существенно обновил королевскую столицу.

Город Джайявармаиа VII назывался Ангкор-Гхом. Окружавший его квадратный в плане ров заселили свирепыми крокодилами. Стороны квадрата были длиной по 3 км. Вдоль них шла стена высотой 7 м. Главные дороги расходились по сторонам света и вели в город через ров и ворота, достаточно широкие, чтобы пропускать королевских слонов. Эти пути пересекались в центре столицы, у массивного храма Байон.

За городской стеной мог бы поместиться древний Рим времен республики, но большинство ангкорцев жили снаружи, в пригородах. Защищенная часть столицы была почти исключительно придворно-административно-религиозным центром. За пригородами начиналась сельская местность с деревнями вдоль каналов – артерий страны, питавших ее рисовые чеки.

Пять центральных башен Ангкор-Вата олицетворяют пять вершин священной в индуизме горы Меру, центра арийского мироздания - память о северной прародине индоевропейцев, образ которой достиг и столь далекой Юго-Восточной Азии.

В 1992 руины Ангкора объявлены объектом Всемирного наследия. Под эгидой ЮНЕСКО начались работы по изучению, консервации и реставрации его уникальных памятников.

Повседневная жизнь кхмеров

Каменная резьба многое рассказывает о повседневной жизни древней Камбоджи. Каждая крестьянская семья строила дом по схеме, не изменившейся до наших дней: свайная хижина с островерхой крышей, плетенными из бамбука стенами и дощатым полом. Единственное помещение разделялось подвижными ширмами. Вечером люди привязывали к сваям скотину и забирались в дом по деревянной лестнице, которую втягивали вслед за собой. Кучи тлеющей соломы вокруг свай давали дым, отгоняющий насекомых.

Кхмерский крестьянин обычно получал с орошаемого чека достаточно риса, чтобы кормить семью и платить подати. Он удил рыбу и держал коров, буйволов, свиней и кур, за которых выменивал на местном рынке необходимые товары. Женщины собирали хлопок и капок, разводили шелковичных червей и ткали на семью. Крестьяне распоряжались своей землей, но официально ее хозяином считался король. В сухой сезон, отрабатывая на него «барщину», сельчане строили государственные здания и плотины.

Барельефы на храме Байон (основан в IX в., перестроен Джайяварманом VII в XII–XIII вв.) изображают повседневные занятия кхмеров. Люди торгуют и охотятся, готовят еду и играют в шахматы, смотрят на петушиные бои и акробатические трюки.

Другие байонские барельефы – это динамичные батальные сцены, посвященные победе кхмеров над чамами и позволяющие судить о вооруженных силах империи, которая некогда покорила весь юг Индокитая.

Король и полководцы сражались на специально обученных боевых слонах. К их бивням прикреплялись острые металлические наконечники, а к спине – «люлька», из которой лучник осыпал врагов стрелами. На шее животного сидел его погонщик – «карнак». Воины на слонах часто вступали как бы в единоборство. Чтобы закрепить за собой победу, воин перескакивал на вражеское животное и угонял его «в плен». Слонов злили, размахивая у них перед мордой зажженными факелами, а потом использовали как тараны для прорыва вражеских рядов. За ними в бой скакали вооруженные мечами всадники (без стремян), и шли стройные ряды пехоты. Сближаясь, враги осыпали друг друга стрелами, а потом сшибались врукопашную. По окончании боя раненых с обеих сторон обычно добивали, избавляя от страданий. Король и полководцы сражались на специально обученных боевых слонах. К их бивням прикреплялись острые металлические наконечники.

Кхмерские воины носили только набедренные повязки и кожаные жилеты, а защищались деревянными щитами. Зато для поражения врага они использовали копья, пики, мечи, стрелы, ножи, дротики и даже баллисты – громоздкие машины, метавшие огромные камни в ряды чужой армии.

Придворная жизнь в империи кхмеров

Но самую яркую картину кхмерского общества дают не барельефы, а свидетельства дипломата из монгольского Китая. В 1296 внук и наследник Хубилая хан Тэмур послал в Ангкор Чжоу Дагуаня. Его впечатления дошли до нас в «Записках о нравах Камбоджи».

Как дипломат автор не раз встречался с ее монархом во время аудиенций и сообщает о помпезной придворной обстановке следующее: «Король либо покрывает голову золотой диадемой, либо просто вплетает в волосы гирлянды цветов, напоминающих жасмин... На шее у него крупные жемчуга, а на запястьях, лодыжках и плечах – золотые браслеты и кольца, усыпанные тигровыми глазами. Ходит он босой, причем его подошвы и ладони выкрашены в красный цвет сандаловым деревом.

Когда король выезжает из дворца, его эскорт возглавляют воины. За ними следуют штандарты, флаги, музыка, потом его жены и наложницы в паланкинах, повозках и верхом. Затем появляется сам король, стоящий на слоне с драгоценным золотым мечом в руках. Каждый, кто его увидит, обязан пасть ниц и коснуться земли лбом».

Для контраста с этим великолепием Чжоу Дагуань описывает плачевное положение обращенных в рабство военнопленных и пойманных в лесу «дикарей». Они полностью бесправны и лишь «пригибали голову, когда их били, не осмеливаясь шелохнуться».

Конец цивилизации кхмеров

Правление Джайявармана VII оказалось последним всплеском храмового и имперского строительства. За 300 лет архитектурный стиль изменился. В нем заметно постепенное охлаждение к индуизму и в частности к культу неистового Шивы.

Среди кхмеров росло влияние буддизма, требующего аскетизма и самоотречения. Видимо, с отказом от древней государственной религии упал и авторитет возглавлявшего ее бого-короля. Сплотить вокруг себя подданных он уже не мог.

В XV в., когда войска соседних таев разграбили столицу (и взяли в плен короля), многие жители (и королевская семья) перебрались на новое место, где возник новый город Пномпень, с 1434 – столица страны. Ангкор уже не возродился. Остались лишь руины – память об уникальной культуре, развивавшейся под защитой «живых богов».


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы