Тайны и загадки Кхмерской империи в Камбоджи

В 1860 началось исследование легендарной столицы кхмерской империи, охватывавшей некогда большую часть нынешних Камбоджи, Таиланда и Вьетнама. Прославляя богов и королей, ее храмы рассказывают и о повседневной жизни своих строителей-крестьян.

Жители современной Камбоджи считают себя наследниками индуистской империи (известной как Ченла и Кхмер), которая с VI в. занимала значительную часть Индокитая, пока в начале XV в. соседи таи не урезали ее площадь. Через 400 с лишним лет, в январе 1860, один французский натуралист, исследуя камбоджийские джунгли, заметил пять торчащих над зеленым пологом конических башен. Анри Муо открыл для европейцев колоссальный памятник погибшей цивилизации – руины цивилизации.

Древняя цивилизация кхмеров на краю равнины Ангкор

Кхмерская империя (или Ченла) возникла в VI в. после распада в V в. предыдущего индуистского государства Фунань (основанного в I в. индийским принцем Каундиньей, женившимся на местной правительнице). Король кхмеров Джайяварман II (ок. 770–850) выбрал для своей столицы место на краю равнины Ангкор – обширной плодородной области, орошаемой притоками Меконга.

Горожанам хватало еды. Умело пользуясь коротким муссонным сезоном, они заполняли водой систему связанных каналами прудов, откуда выпускали ее в засушливые периоды на рисовые чеки.

Джайяварман провозгласил себя богокоролем. С него началась традиция грандиозного храмового строительства, продолженная следующими кхмерскими монархами. Эти короли, как правило, индуисты, подчеркивали свою неземную природу, украшая храмы собственными статуями в образе важнейших божеств. Они стремились заслужить милость прочих небожителей и использовать ее на благо подданных. Возводимые храмы помогали получать богатый урожай риса, а статуи монархов напоминали простым смертным, кому они обязаны своим благоденствием.

Главный храм Кхмерской империи

Крупнейшим сооружением стал храм Ангкор-Ват, возведенный Сурьяварманом II (1112 – ок. 1152). Как и большинство кхмерских культовых построек, он символизирует гору Меру – обитель индусских богов и центр Вселенной (позже посвящен Будде).

Башни храма Ангкор-Ват венчают огромную ступенчатую пирамиду, поднимающуюся к небесам подобно священной горе индусов Меру. Ангкорские святилища строились как колумбарии для закладывавших их королей. Это каменный перечень монархов, приведших кхмерскую империю к вершине славы, а затем видевших ее распад под ударами соседей.

Столица Кхмерской империи - Ангкор-Гхом

Вскоре после постройки Ангкор-Вата кхмерскую столицу разорили чамы (тямы) из индуистского государства Чампа (возникло в I в., пало в 1471 под ударами Вьетнама, ныне средняя и южная часть Вьетнама). Чамы предприняли это наступление в ответ на захват кхмерами в первой половине XII в. части территории Чампы, попавшей под двойной удар кхмеров и вьетнамцев (сумев на время заключить мир с Вьетнамом). Но вскоре войска Чампы были изгнаны, а король Джайявармап VII (1181 – ок. 1215) восстановил и существенно обновил королевскую столицу.

Город Джайявармаиа VII назывался Ангкор-Гхом. Окружавший его квадратный в плане ров заселили свирепыми крокодилами. Стороны квадрата были длиной по 3 км. Вдоль них шла стена высотой 7 м. Главные дороги расходились по сторонам света и вели в город через ров и ворота, достаточно широкие, чтобы пропускать королевских слонов. Эти пути пересекались в центре столицы, у массивного храма Байон.

За городской стеной мог бы поместиться древний Рим времен республики, но большинство ангкорцев жили снаружи, в пригородах. Защищенная часть столицы была почти исключительно придворно-административно-религиозным центром. За пригородами начиналась сельская местность с деревнями вдоль каналов – артерий страны, питавших ее рисовые чеки.

Пять центральных башен Ангкор-Вата олицетворяют пять вершин священной в индуизме горы Меру, центра арийского мироздания - память о северной прародине индоевропейцев, образ которой достиг и столь далекой Юго-Восточной Азии.

В 1992 руины Ангкора объявлены объектом Всемирного наследия. Под эгидой ЮНЕСКО начались работы по изучению, консервации и реставрации его уникальных памятников.

Повседневная жизнь кхмеров

Каменная резьба многое рассказывает о повседневной жизни древней Камбоджи. Каждая крестьянская семья строила дом по схеме, не изменившейся до наших дней: свайная хижина с островерхой крышей, плетенными из бамбука стенами и дощатым полом. Единственное помещение разделялось подвижными ширмами. Вечером люди привязывали к сваям скотину и забирались в дом по деревянной лестнице, которую втягивали вслед за собой. Кучи тлеющей соломы вокруг свай давали дым, отгоняющий насекомых.

Кхмерский крестьянин обычно получал с орошаемого чека достаточно риса, чтобы кормить семью и платить подати. Он удил рыбу и держал коров, буйволов, свиней и кур, за которых выменивал на местном рынке необходимые товары. Женщины собирали хлопок и капок, разводили шелковичных червей и ткали на семью. Крестьяне распоряжались своей землей, но официально ее хозяином считался король. В сухой сезон, отрабатывая на него «барщину», сельчане строили государственные здания и плотины.

Барельефы на храме Байон (основан в IX в., перестроен Джайяварманом VII в XII–XIII вв.) изображают повседневные занятия кхмеров. Люди торгуют и охотятся, готовят еду и играют в шахматы, смотрят на петушиные бои и акробатические трюки.

Другие байонские барельефы – это динамичные батальные сцены, посвященные победе кхмеров над чамами и позволяющие судить о вооруженных силах империи, которая некогда покорила весь юг Индокитая.

Король и полководцы сражались на специально обученных боевых слонах. К их бивням прикреплялись острые металлические наконечники, а к спине – «люлька», из которой лучник осыпал врагов стрелами. На шее животного сидел его погонщик – «карнак». Воины на слонах часто вступали как бы в единоборство. Чтобы закрепить за собой победу, воин перескакивал на вражеское животное и угонял его «в плен». Слонов злили, размахивая у них перед мордой зажженными факелами, а потом использовали как тараны для прорыва вражеских рядов. За ними в бой скакали вооруженные мечами всадники (без стремян), и шли стройные ряды пехоты. Сближаясь, враги осыпали друг друга стрелами, а потом сшибались врукопашную. По окончании боя раненых с обеих сторон обычно добивали, избавляя от страданий. Король и полководцы сражались на специально обученных боевых слонах. К их бивням прикреплялись острые металлические наконечники.

Кхмерские воины носили только набедренные повязки и кожаные жилеты, а защищались деревянными щитами. Зато для поражения врага они использовали копья, пики, мечи, стрелы, ножи, дротики и даже баллисты – громоздкие машины, метавшие огромные камни в ряды чужой армии.

Придворная жизнь в империи кхмеров

Но самую яркую картину кхмерского общества дают не барельефы, а свидетельства дипломата из монгольского Китая. В 1296 внук и наследник Хубилая хан Тэмур послал в Ангкор Чжоу Дагуаня. Его впечатления дошли до нас в «Записках о нравах Камбоджи».

Как дипломат автор не раз встречался с ее монархом во время аудиенций и сообщает о помпезной придворной обстановке следующее: «Король либо покрывает голову золотой диадемой, либо просто вплетает в волосы гирлянды цветов, напоминающих жасмин... На шее у него крупные жемчуга, а на запястьях, лодыжках и плечах – золотые браслеты и кольца, усыпанные тигровыми глазами. Ходит он босой, причем его подошвы и ладони выкрашены в красный цвет сандаловым деревом.

Когда король выезжает из дворца, его эскорт возглавляют воины. За ними следуют штандарты, флаги, музыка, потом его жены и наложницы в паланкинах, повозках и верхом. Затем появляется сам король, стоящий на слоне с драгоценным золотым мечом в руках. Каждый, кто его увидит, обязан пасть ниц и коснуться земли лбом».

Для контраста с этим великолепием Чжоу Дагуань описывает плачевное положение обращенных в рабство военнопленных и пойманных в лесу «дикарей». Они полностью бесправны и лишь «пригибали голову, когда их били, не осмеливаясь шелохнуться».

Конец цивилизации кхмеров

Правление Джайявармана VII оказалось последним всплеском храмового и имперского строительства. За 300 лет архитектурный стиль изменился. В нем заметно постепенное охлаждение к индуизму и в частности к культу неистового Шивы.

Среди кхмеров росло влияние буддизма, требующего аскетизма и самоотречения. Видимо, с отказом от древней государственной религии упал и авторитет возглавлявшего ее бого-короля. Сплотить вокруг себя подданных он уже не мог.

В XV в., когда войска соседних таев разграбили столицу (и взяли в плен короля), многие жители (и королевская семья) перебрались на новое место, где возник новый город Пномпень, с 1434 – столица страны. Ангкор уже не возродился. Остались лишь руины – память об уникальной культуре, развивавшейся под защитой «живых богов».

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.