Тайны и загадки древней империи Паган в Бирме

23 октября 2019 в 12:02

Город Паган на равнине центральной Мьянмы (Бирмы) – это скопление каменных святилищ. Они прославляют Будду, отрицавшего насилие. А выстроены в основном рабами по приказу короля, совершившего ритуальное убийство собственной супруги.

Эпоха правления Анораты в Пагане

Однажды в 1044 году придворные и крестьяне собрались ранним утром перед деревянным дворцом в Мьинкабе на севере Мьянмы. Их правителя Сокка-те, недавно взошедшего на трон, вызвал на поединок младший единокровный брат Анората (Анауратха). Сокка-те принял вызов, уверенный в победе. «У него еще молоко на губах не обсохло», – презрительно говорил он о сопернике. Братья сели на коней, взяли в руки копья и помчались друг на друга. Сокка-те вскрикнул и упал, пронзенный насквозь. Анорату с триумфом внесли во дворец его отца.

Так, согласно бирманской хронике, началось правление одного из самых необычных в мировой истории монархов – жестокого короля, поработившего соседнюю страну, чтобы выстроить город, прославляющий буддийскую проповедь милосердия.

Когда Анората захватил трон, он, как и весь его народ, верил в духов, так называемых «натов», которые управляли природными стихиями. Согласно бирманским хроникам, «наты» являлись Анорате во сне и приказывали строить храмы и монастыри, рыть пруды и колодцы, проводить оросительные каналы и выращивать рис для подданных – все это во искупление братоубийства.

Подчиняясь воле духов, он выбрал окаймленную двумя реками равнину Чаусхе примерно в 30 км к югу от нынешнего Мандалая и принялся за дело: согнал рабочую силу из окрестных деревень и нанял специалистов по орошению у народа шанов, живущего в горах на востоке Мьянмы. Три года десятки тысяч крестьян выбивались из сил в климате, напоминающем банную парилку. Анората беспощадно воплощал в жизнь свои видения, заставляя насыпать дамбы и плотины, рыть каналы, менять течение рек. Подчиняясь его воле, тысячи людей гибли от изнурения и тропической лихорадки.

Наконец «стройка века» завершилась. По мрачному обычаю своего народа Анората собирался отметить это событие человеческими жертвоприношениями – по одному на каждую плотину. Считалось, что удостоенные такой чести станут «натами» – духами-хранителями новых сельскохозяйственных угодий. Однако, согласно хроникам, одна из жен Анораты, сестра шанского вождя, предложила одну свою жизнь в обмен на множество чужих. Предложение было принято. Ее торжественно убили (вероятно, перерезав горло) и сожгли на гигантском костре.

Рост империи Чаган

Рисовые чеки Чаусхе стали экономической основой державы Анораты. Они кормили подданных и обеспечивали непрерывное пополнение королевской казны. Постепенно власть Анораты признали соседние вожди, и его владения распространились к северу до нынешних границ Мьянмы с Индией и Китаем, на восток до Таиланда и на запад до Бенгальского залива. Одновременно он расширял Паган, городок на реке Иравади, выбранный в качестве новой столицы.

Последняя задача была не из легких. Местные крестьяне-бирманцы были плохими архитекторами и еще худшими художниками. Однако к югу лежали города-государства монов, уже более 1000 лет создававших высокоразвитую культуру.

Оттуда в 1056 явился примечательный беженец – буддийский монах Шин Арахан. Он был моном, истово исповедовавшим традиционную для своего народа аскетическую версию буддизма – тхераваду. Однако на родине его вера теряла позиции под напором других буддийских сект и наступавшего с запада индуизма. В конце концов монские правители пошли на ряд принципиальных уступок последнему. Шин Арахан, оскорбленный до глубины души, покинул родину и отправился на север.

Анорату потрясла страстная проповедь монаха. Через год король публично обратился в буддизм и провозгласил поход на монов – для восстановления там позиций тхеравады. Сопровождаемый Шин Араханом, он осадил главный город южных соседей Тхатон на берегу залива Мартабан (Маутама) восточнее нынешней столицы Мьянмы Янгона. Через три месяца, в 1057, Тхатон пал, а остальные города- государства монов сдались без боя.

Обращение в буддизм не прибавило бирманскому королю великодушия. Отправившись домой со своим победоносным войском, он погнал на север армию рабов-монов для строительства Пагана. Не менее 30 000 простых крестьян совершили вынужденный марш длиной 650 км. Вместе с ними шли сотни буддийских монахов и тысячи квалифицированных мастеров – каменотесов, гончаров, архитекторов.

Вернувшись на родину, Анората распределил новых работников по рисовым чекам Чаусхе и стройплощадкам столицы. Годы общения с более цивилизованными южными невольниками пошли на пользу их хозяевам. Первые бирманские тексты – монскими буквами, поскольку у северян не было своей письменности, – появились в Пагане в 1058, через год после падения Тхатона. Более поздние надписи на наганских храмах, уточняющие расходы на их возведение и имена строителей, показывают, что одаренные рабы нередко превращались в свободных ремесленников.

Буддизм на территории древней Бирмы

Буддизм - вера в то, что цель человека - духовное просветление, т.е. отказ от земных желаний и забвение собственного Я, представляет собой учение Сиддхартхи Гаутамы, северо-индийского принца, проповедовавшего в VI в. до н.э. К 200 до н.э. благодаря императору Ашоке эта доктрина распространилась по всей Индии и проникла в Шри-Ланку. В следующие 200 лет она нашла множество последователей на территории Афганистана, Центральной Азии, Мьянмы, Камбоджи и Китая. К 600 н.э. новая религия достигла Японии.

Тем временем в самой Индии буддизм столкнулся с противодействием более древнего индуизма и ислама, появившегося на юге нынешнего Пакистана вместе с арабской конницей в начале VIII в. К XII в. буддизм уступил им свои позиции в Индостане, но продолжает господствовать в Юго-Восточной Азии, Японии, Непале, Шри-Ланке, Тибете, Монголии и др., не только оставшись одной из мировых религий, но и обусловив культурную близость всех стран этого региона.

Огромный храм Годопалин, возведенный в центре Пагана в XII–XIII вв., до сих пор привлекает на религиозные церемонии и празднества тысячи паломников со всей Мьянмы. Многие из них решили остаться на севере. Видимо, такой же выбор сделали депортированные буддийские монахи – вероятно, их привлекли королевская поддержка исповедуемой веры и возможность обратить в нее массы бирманцев, все еще поклонявшихся «натам».

Шин Арахан, ставший советником Аиораты, путешествовал по разраставшейся державе – проповедовал, обращал в буддизм, закладывал новые храмы, монастыри, школы. Король пребывал большей частью в Пагане, руководя строительством пагод и островерхих купольных святилищ, называемых ступами. Растущий престиж города приводил в него все новых монахов, ученых и ремесленников из Индии, Гаиланда и даже Шри-Ланки. Вверх по Иравади за ними шли купеческие суда, и развитие торговли приумножало богатства страны.

К 1073–1074 Паган стал настолько авторитетным религиозным центром, что шри-ланкийский король Виджая Баху, решив оживить буддизм в своих владениях, обратился за помощью к Анорате. Тот прислал монахов в обмен на копию священнейшей реликвии – зуба, якобы принадлежавшего самому Будде.

После смерти Анораты в 1077 строительство в Пагане продолжили его сын Солу (1077–1084) и следующий король Чанзитта (1084–1112). Последний возвел то, что считается главным чудом Пагана – гигантский храм Ананда, отделанный серебром и золотом, украшенный статуями и глазурованными терракотовыми медальонами, иллюстрирующими буддийские притчи.

Буддизм стал необыкновенно популярен в Паганской империи – тысячи бирманцев начали возводить его святилища на свои средства. В религиозном и строительном рвении женщины не уступали мужчинам. Племенные обычаи и буддийская доктрина обеспечивали определенное равноправие полов. Ступы и храмы росли, как грибы, по всей стране.

Однако, несмотря на победу буддизма, языческие обычаи сохранялись, но крайней мере при дворе. Сам Анората молился не только в ступе с «зубом Будды», но и у алтарей, выстроенных в честь «натов». Начиная работы над Анаидой, Чанзитта заживо похоронил ребенка, обеспечивая храму духа-хранителя, – отнюдь не буддийский обычай. В 1090 он освятил этот шедевр зодчества, торжественно умертвив его архитектора, чтобы тот не мог повторить или превзойти свое творение в других странах.

Закат империи Паган

В XIII в. Наганская империя завершила, как и начинала, насилием. Ее крах обусловили три главных фактора. Во-первых, бесконечные войны с сопредельными племенами высасывали из деревень рабочую силу. Во-вторых, фанатичное возведение монастырей и храмов с последующей раздачей им лучших земель сокращало крестьянские угодья. В-третьих, страну истощало само строительство. Для него требовался обожженный кирпич, леса безжалостно вырубались на дрова для обжиговых печей, а это вело к катастрофической эрозии.

Распространение нищеты и анархии отпугивало от страны купцов, а в результате Паган терял один из важнейших источников дохода. Крах наступил в правление Наратиапате (1254–1287). В Паган прибыли послы хана Хубилая (из монгольской династии Юань, правившей в Китае) с требованием дани. Возмущенный бирманский король велел их казнить.

Это был необдуманный шаг, как и последовавшее за ним нападение на одно из соседних государств, уже подчинившееся Хубилаю. Монголы ответили карательной экспедицией. Бирманские хроники гордо сообщают, что в 1277 агрессоры были остановлены к северу от Пагана. Однако они же признают превосходство монгольских конных лучников над боевыми слонами бирманцев.

Через 6 лет, в 1283, Хубилай атаковал всерьез и разбил бирманцев к северо-востоку от их столицы. Король вместе с двором бежал вниз по Иравади, оставив Паган монголам. Ограбившие полмира завоеватели, тем не менее, отметили великолепие города. Венецианский путешественник Марко Поло, очевидно, побывавший с воинами Хубилая в Пагане, так описывает чужую столицу: «Она полна каменных башен, крытых золотом и серебром, с колоколами на вершине, так что ветер заставляет их звенеть. Поистине эти башни образуют один из красивейших в мире видов, поскольку отделаны изысканно, блестяще и очень дорого».

Красота оказалась нестойкой. Наратиапате пытался вернуть Паган, но в 1287 монголы вновь заняли и сожгли город. Храмовое золото и серебро они увезли с собой, но сами постройки сохранились. К счастью, с тех пор Паган интересовал в основном набожных буддистов, которые сберегли для нас остатки его былой славы.


Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы