Тайны и загадки ацтекской империи

Когда в 1519 испанские конкистадоры вторглись в долину Мехико, они обнаружили огромное, заполненное лодками озеро. Посреди него на острове стоял ослепительно белый город – столица ацтекской империи.

История создания цивилизации ацтеков

8 ноября 1519 войско Кортеса (7000 вместе с индейцами), спустившись с гор, окружавших озеро Тескоко, вступило в главный город ацтеков Теночтитлан. Испанцам открылось невероятное зрелище. На берегах раскинулись многочисленные городки и села, а на острове посреди озера возвышался город, размерами не уступавший Риму, а красотой – Венеции.

Сейчас на месте Теночтитлана стоит Мехико, где до сих пор находят множество ацтекских реликвий, подобных этой фигурке богини жизни и смерти Коатликуэ. Кровавые атрибуты, включая череп и кисти рук на ожерелье, - обычная тема местного искусства. Коатликуэ считается матерью Уицилопочтли - особо почитаемого ацтеками бога-воина, покровителя их империи.

Над огороженным участком с монументальными зданиями в центре Теночтитлана господствовала двойная пирамида «теокалли». Рядом находились храмы различных богов - ночного неба, огня, кукурузы и т.п. За этой же стеной располагались арсеналы, музыкальная школа, культовые бани, гостиницы для знатных паломников.

Один из спутников Кортеса, Берналь Диас дель Кастильо (ок. 1492 – ок. 1593), делится впечатлениями в своей «Правдивой истории завоевания Новой Испании»: «...мы не верили глазам своим. С одной стороны, на суше – ряд больших городов, а на озере – ряд других... и перед нами великий город Мехико, а нас – нас только четыре сотни солдат! Были ли на свете такие мужи, которые проявили бы такую дерзкую отвагу?»

В пейзаже доминировал центральный мегаполис с ослепительно белыми постройками, яркими цветами на террасах, дворцами и храмами, гигантскими пирамидами. Это была столица Моптесумы Теночтитлан (название «Мехико» закрепилось после захвата города испанцами), американская Венеция, связанная с материком тремя дорогами, проложенными по гребню длинных дамб.

Сложный архитектурный комплекс как будто говорило древней цивилизации. На самом же деле ацтекская культура достигла своих вершин в середине – конце XV столетия.

Правда, история Мехико началась намного раньше. Более 10 000 лет назад эта межгорная долина привлекла первых поселенцев. Болотистые плавни по краям озера Тескоко были богаты дичью. Каменные наконечники стрел той эпохи находят здесь рядом со скелетами убитых животных, в частности мамонтов.

Позднее мощные аллювиальные отложения оказались идеальной основой примитивного земледелия. Между 4000 и 3000 до н.з. в долине стали выращивать пшеницу, фасоль, тыкву-горлянку, томаты, душистый перец, подсолнечник, овощной амарант. Постепенно выросли деревни. В них стали производить керамику и ткани из хлопка и других растительных волокон. Глиняные статуэтки этого периода говорят о зарождении сословий. На некоторых фигурках тюрбаны и украшения – это, похоже, богачи; другие, вероятно, шаманы, изображены в масках. Женские статуэтки наводят на мысль о культе плодородия.

Примерно к 1000 до н.э. на побережье Мексиканского залива стала доминировать ольмекская культура, чье влияние распространилось на огромную территорию. Ольмеки были отличными каменотесами и строителями, они создали первые в регионе монументальные сооружения, в частности гигантские головы, алтари и стелы.

По мере роста населения деревни превращались в города, а примитивная сословная система сменялась сложной иерархией, вероятно, возглавляемой жрецами. Монумент, известный как пирамида Куикуилько, представляет собой усеченный конус, увенчанный платформой со святилищем. Он был построен на юго-западном конце долины Мехико примерно в 300 до н.э. Очевидно, эта работа потребовала координированных усилий многих людей, прочно объединенных правящей верхушкой.

Покорение ацтеков испанцами

Сообщения о том, что в глубине материка есть государства, где много золота, были получены еще Колумбом в 1502. Разведывательные плавания испанцев в 1517–1519 (Кордова, Грихальва, Пинеда и др.), сопровождавшиеся тяжелыми боями с майя и ацтеками (убитые испанцы были индейцами съедены), принесли сведения о больших городах, полных золота, пирамидах, человеческих жертвоприношениях.

Сразу же после возвращения Грихальвы испанский губернатор Веласкес стал снаряжать флот для завоевания Мексики, поставив во главе Эрнандо Кортеса, «видного идальго из Эстремадуры, щеголя и мота» (а не Грихальву, пользовавшегося любовью солдат). Навербовав 508 бойцов (не считая более 100 матросов и 16 лошадей), Кортес 10 февраля 1519 отплыл с Кубы. Испанцы сначала разгромили храм майя на острове Косумель у Юкатана (превратив его в церковь), затем высадились на южном побережье залива Кампече (в Табаско). В упорных боях Кортес с трудом одолел местных индейцев, которые через несколько дней, покорившись, прислали Кортесу припасы и 20 молодых женщин, распределенных среди офицеров, в том числе «донью Марину», ставшую переводчицей при Кортесе, оказавшую огромные услуги испанцам в покорении ацтеков.

Ацтекскому императору Монтесуме II донесли о прибытии белокожих бородачей, умеющих извергать из палок смертоносный огонь и превращаться в четвероногих монстров (лошадей здесь видели впервые). Он решил, что сбылось древнее пророчество: из-за моря вернулся бог, жрец и царь Кецалькоатль, некогда научивший тольтеков в центральной Мексике строить храмы и возделывать землю.

Монтесума, пытаясь подкупить испанцев, чтобы они отказались от похода на столицу, присылал золото и драгоценности. Но Кортеса это только раззадорило. Испанцам удалось привлечь на свою сторону вождей угнетенных ацтеками племен (прежде всего Тласкалы), давших тысячи воинов и носильщиков.

Первый город ацтеков Теотиуакан

Первый настоящий мексиканский город возник в северной части долины. Его название, Теотиуакан, переводится как «Великий город, где люди стали богами». Пика могущества он достиг в VI в. н.э. Тогда население Геотиуакана (точнее, его округи – сам он был гигантским святилищем) составляло 150 000– 200 000 человек, а его религиозное и художественное влияние распространялось до городов майя в Гватемале.

Площадь Теотиуакана – 750 га, с окружением – около 20 кв. км. Над застройкой господствовала 63-метровая пирамида Солнца. Осью города был широкий бульвар длиной почти 2 км в окружении дворцов и храмов. Но к концу VIII в. Теотиуакан лежал в руинах. Возможно, его разрушили завистливые соседи с помощью недовольных крестьян. Не исключены и вторжение воинственных северных кочевников, эпидемии и голод.

Военные завоевания ацтеков

В IX в. в регионе доминировала столица тольтеков Тула (Толлан). Войны и перевороты вылились к концу X в. в установление военной диктатуры, которая довела до монументальных масштабов человеческие жертвоприношения, осуществляя их «с особой жестокостью». Тула пала в 1168, когда нейтральное плато захватили «варвары», ассимилировавшие тольтекские традиции. Они создали города-государства, постоянно воевавшие друг с другом.

Примерно в 1250, когда за власть в Центральной Мексике боролись 28 городов, в долину мигрировало маленькое северо-западное племя. Эти люди называли себя «мешика» или «теночка», но стали известны как ацтеки – «люди из Астлана», легендарной прародины, откуда прибыли.

Однажды ночью верховному жрецу ацтеков Куакоатлю явился бог войны и солнца Уицилопочтли. Он сказал так: «Иди и найди кактус-опунцию, на котором сидит радостный орел... Там мы поселимся и будем править... там победим врагов копьем и щитом. Там будет наш город Мехико-Теночтитлан, где кричит, расправив крылья, и ест орел. Где плавает рыба и пожирается змея». Это видение заставило ацтеков пуститься на поиски.

Основание Теночтитлана

Прокочевав почти столетие, они пришли на болотистый берег Тескоко и увидели орла, садящегося на опунции со змеей в клюве – в точности, как говорил Куакоатль. Кактус рос на острове посреди озера. Гам в 1325 и был основан город Теночтитлан – «Место опунции». Начинался он с глинобитных хижин, крытых соломой. Жители обменивали дары озера – рыбу, водоплавающую птицу, раков – на строевой лес.

Город занимал массу островков и отмелей. Дома ставили на сваях прямо над водой или по берегам. Болота осушали, создавали также плодородные «плавучие сады» – чинампы. К началу XVI в. город занимал более 1000 га и делился на четыре жилых района: северный Куэпомап (Место, где распускаются цветы), восточный Геопаи (Храмовый), южный, приболотный, Мойотлан (Комариный) и западный Астакалько (Место цапель). Район состоял из «групп домов» (кальпольтинов) – базовых единиц ацтекского общества. Каждая из них выбирала руководителя, которому помогал принимать решения совет старейшин.

Нравы и образование у ацтеков

Раскопки в современном Мехико привели к остаткам теокалли – огромной пирамиды в центре Теночтитлана, начатой в XIV в. Она поднималась на 30 м над основанием размером 100 х 80 м. Дети простонародья у ацтеков учились в «домах молодежи», где получали чисто практическое образование с упором на военную подготовку. Отпрыски элиты посещали монастырские колледжи, откуда выходили жрецами, чиновниками и военачальниками. Они изучали священные тексты, историю, религиозные обряды, военное искусство или делопроизводство, а также хорошие манеры.

Порядки в простых школах были менее строгими, чем в элитарных, однако любой ребенок мог подвергнуться жестокому наказанию. Кодекс Мендосы - отчет о нравах ацтеков, составленный в 1540-х по приказу испанского вице-короля, - описывает различные стороны домашнего воспитания, включая наказания детей за лень и непослушание. Один отец втыкал в тело сына острые шипы, другой колотил своего озорника палкой. Трудного ребенка могли держать над огнем, в который бросали кайенский перец, чтобы выделялся слезоточивый дым.

Медленно, но верно ацтеки подчинили себе соседние племена. Опытные и жестокие воины, они оказались и ловкими дипломатами, заключавшими выгодные династические браки и союзы с окружавшими городами-государствами.

Устройство городов в империи ацтеков

Между XIV и XVI в. посреди озера выросло два города – Теночтитлан, главный религиозно-административный центр страны, и на острове к северу от него Тлателолко, остававшийся до 1473 самостоятельным – с собственным храмом и рынком. Кортес увидел уже «Большой Мехико», сложившийся после присоединения к ацтекской столице ее «спутника». В письме правившему Испанией королю Карлу I (он же император Священной Римской империи Карл V)

Кортес так описывает город: «Все улицы его открыты из конца в конец, чтобы прямо по ним текла вода. Через все эти протоки, местами очень широкие, перекинуты мосты на крепких балках... Большинство улиц разделяется поровну между каналом и набережной».

На эти улицы, где предлагали свой товар бесчисленные торговцы, выходили фасадами без окон простые одноэтажные дома. У каждого был внутренний двор, где многие выращивали цветы, овощи.

Святилища ацтеков

В городе было два главных святилища– одно посвящалось Уицилопочтли, богу войны и солнца, главному покровителю ацтеков, второе, видимо, Глалоку, богу дождя. Эта махина возвышалась над группой храмов, пирамид и других религиозных зданий. Вокруг всего комплекса шла «змеиная изгородь»– зубчатая стена, украшенная змеиными головами.

Огражденный участок был посвящен главным персонажам центрально-американского пантеона. Кроме названных, здесь стояли святилища «пернатого змея» Кецалькоатля, бога знания, ветров; бога ночного неба и покровителя молодых воинов Тескатлипоки; владычицы кукурузы Сиптеотль и др. На священной территории находились и кальмскаки – школы при святилищах, где юные аристократы получали высшее образование у суровых монахов в черных мантиях.

К местам для молитв и жертвоприношений относилась цомпантли – «вешалка для черепов»: огромный ящик, в котором висели нанизанные на жерди головы принесенных в жертву людей. Спутники Кортеса с трудом их подсчитали – свыше 130 000 штук лишь за несколько последних лет.

Эти черепа – яркое свидетельство мрачных ритуалов, свойственных ацтекскому обществу. Жертвоприношения были важной чертой многих празднеств: на одном обязательно убивали детей; на другом жрецы исполняли ритуальную пляску в свежесодранной со взрослых жертв коже. Тела убитых съедались.

При столичных храмах жили около 5000 жрецов – мерзкая толпа с длинными, вымазанными человеческой кровью волосами, в черных мантиях с узором из черепов и внутренностей. Строившие ацтекскую империю герои в пернатых головных уборах являлись важным звеном ритуальных убийств: война была неразрывно связана с религией и воевали ацтеки в основном ради пленных, которых регулярно приносили в жертву.

При освящении в 1487 Великой пирамиды (теокалли) монарх по очереди уложил на жертвенный алтарь более 20 000 военнопленных. Вырезанные у них сердца бросали в сосуд, который держал каменный идол, а тела сталкивали с храмовой лестницы для последующей разделки и поедания.

Эти бесчеловечные спектакли считались необходимыми для стабильности Вселенной: пролитой кровью ацтеки как бы подпитывали космические ритмы движения планет, смены дня и ночи, сухих и дождливых сезонов. Мысль о долгом мире их пугала. Они боялись, что это приведет к концу света. Заполнение черепами специального ящика на священном участке отодвигало глобальную катастрофу.

Развлечения древних ацтеков

На священном участке было также поле для ольямы – игры, похожей на гибрид футбола с баскетболом. Ее варианты известны в Центральной Америке с ольмекской эпохи. У ацтеков в ольяму играла только знать. С обеих длинных сторон продолговатого ноля из стены вертикально торчали но одному каменному кольцу. В кольцо надо было попасть твердым каучуковым мячом, по которому разрешалось бить только верхними частями рук и ногами. Болельщики ставили на свои команды огромные суммы. Наблюдатель говорит о фанатах, проигрывавших «золото, бирюзу, рабов, богатые мантии, даже кукурузные поля и дома».

Кортес играл с Монтесумой в настольную игру типа лудо – с костями и фишками-фасолинами. Их двигали к цели со скоростью, соответствующей суммам, выпадавшим на кубиках. Кортес использовал вместо фасолин золотые монеты.

Дело было во дворце, который стоял на восточной стороне главной площади. Его здания группировались вокруг садов и патио. Правительственные помещения удивляли испанцев габаритами и роскошью. На верхних этажах находились апартаменты императора и особо важных гостей, на нижнем – залы верховного суда, большого совета, набитая доверху сокровищница, счетная палата, музыкальные комнаты, ювелирные мастерские. Сады пестрели цветами; в обширных прудах плавали утки и лебеди. Кортес был в восторге, о чем и написал своему монарху.

Торговая империя ацтеков

Дома ацтекской аристократии были так же роскошны, а жилье крупных коммерсантов (почтеков) вряд ли им уступало, поскольку они регулярно устраивали банкеты, балы и музыкальные вечера, куда приглашалась знать.

Благосостояние Теночтитлана держалось на трех китах: на мелких торговцах местными продуктами и ремесленными изделиями; богатых купцах, занимавшихся торговлей по всей Центральной Америке; но прежде всего – на дани с вассальных племен, обеспечивавшей постоянный приток продовольствия, сырья, тканей, нефрита и драгоценных металлов.

Согласно Кортесу, многие площади Теночтитлана представляли собой рынки. Очевидцы единодушны в своем восхищении огромным базаром на севере столицы. Здесь каждый день на огромной, окруженной аркадами площади с пирамидой собиралось 20 000–25 000 человек. Каждый пятый день был базарным – тогда народу прибывало вдвое больше. По площади ходили патрули, пресекавшие воровство и конфликты. Трое судей в зале при рынке без волокиты выносили приговор. Воров карали смертью.

Испанцев поразило обилие предлагаемых товаров. Продуктовые ряды ломились от кукурузы, фасоли, подсолнечникового семени, душистого перца, бататов, меда, соли, индюшатины и мелких, почти голых мясных собачек. Среди даров озера были рыба, раки, моллюски и богатая белком водоросль спирулина. В других рядах торговали тканями, готовой одеждой, обувью, перьями, шкурами пум и ягуаров. Рядом предлагали кремневые, обсидиановые, медные орудия, керамику, табак и трубки, дерево, древесный уголь и бумагу. Работали цирюльни, аптеки и закусочные с женским персоналом.

Товары перевозили в основном по воде. В Мексике делали игрушки на колесиках, но колесного транспорта не знали, возможно, из-за отсутствия упряжных животных. Лошади конкистадоров здорово напугали ацтеков. Один индеец, называя их «оленями», с ужасом описывает ржание, храп и пенный пот чудовищ: «На бегу они производят сильный шум – настоящий грохот, будто идет каменный дождь. Там, где они бьют копытами, земля расступается, покрываясь ямами и шрамами».

Повседневная жизнь в городах ацтеков

Каждый центрально-американский город выполнял три функции: религиозную, экономическую и административную. Префект контролировал районные власти, следившие за чистотой улиц. В столице она была безупречной: ее мели и мыли более 1000 дворников. Бытовой мусор обычно сваливали или закапывали на болотах за городской чертой.

При закладке Теночтитлана всю питьевую воду давали местные родники – озеро было солоноватым. По мере роста населения потребовались дополнительные источники водоснабжения. При Монтесуме 1 (1440– 1468) и Ауицотле (1486–1502) были сооружены уходящие за город акведуки. Стоя на озере, столица в сезон дождей страдала от наводнений. Монтесума I построил противопаводковую дамбу длиной 16 км, однако в 1499 запад города снова сильно подтопило.

В рукописях, сообщающих об экстраординарных событиях такого рода, не упоминаются эпидемии. Возможно, распространению хворей до прихода европейцев препятствовал высокий уровень личной гигиены индейцев.

День в Теночтитлане начинался с рассветом. Суды, например, открывали свои заседания с первыми лучами солнца. В древней Мексике не знали часов и колоколов. Жрецы с вершин храмов, наблюдая за небесами, через определенные интервалы времени били в деревянные гонги и оглушительно гремели трещотками из морских раковин.

Утром был легкий завтрак, потом в полдень – более солидный обед, за которым следовала короткая сиеста, а в сумерках – легкий ужин. Вечерами город освещался факелами из смолистого дерева или иногда горящими жаровнями у подножия пирамид. Перед дворцом после заката происходили ритуалы с танцами, а пиры и развлечения продолжались в городе до утра. Серьезные собрания традиционно проводились по ночам – этот обычай сохранился у нынешних мексиканских индейцев.

Всю ночь жрецы-астрономы следили за движением небесных тел. Кроме солнечного года из 365 суток ацтеки пользовались религиозным 260-дневным циклом. Насколько их месяцы соответствовали нашим, не вполне ясно, по ритуалы и празднества проводились регулярно.

Закат империи ацтеков

Теночтитлан, который впервые увидели испанцы, был по любым меркам блестящим городом. Однако за два года он практически исчез с лица земли. Ч то же случилось? Некоторое время прибытие Кортеса ко двору Монтесумы практически ничего не меняло. Между двумя лидерами сложилось своего рода взаимопонимание. Конкистадоры месяцами спокойно гуляли по ацтекской столице, дивясь ее чудесам.

Однако стоило Кортесу отлучиться из города (конфликт с конкурирующей экспедицией Нарваэса), как жители, давно уже недовольные запретом на человеческие жертвоприношения, восстав, осадили отряд его заместителя Альварадо. Вернувшийся с подкреплениями Кортес велел Монтесуме утихомирить подданных, но ответом растерявшему авторитет императору был град камней и стрел. Через несколько дней он умер от ран. Испанцы, взяв столько драгоценностей, сколько смогли унести, отступили под ударами ацтеков из города ночью. Отяжелев, многие утонули или попали в плен и были принесены в жертву.

Гуляла вся столица – на улицы и площади выплескивались процессии с плясками, песнопениями, потешными и настоящими драками. В праздник флагов процессия чествовала бога Пайналя, спутника Уицилопочтли. Месяц рождения цветов знаменовался цветочным парадом, а падение вод – традиционными побоищами между юными аристократами, студентами «колледжей» и сыновьями торговцев из «реальных училищ».

Император то раздавал жителям столицы продовольствие, то танцевал вместе с юными воинами и придворными, то награждал отличившихся бойцов почетным оружием. Церемонии типа карнавала и жутких танцев жрецов, одетых в свежесодранную человеческую кожу, сменяли друг друга почти без передышек. За пять дней отступления испанцы и союзные им индейцы, пройдя около 300 км, понесли тяжелые потери, особенно в первые сутки. Испанцы из 1550 потеряли 900 воинов.

В следующем, 1521 году, получив подкрепление с побережья, Кортес снова подошел к Теночтитлану. Большие плоскодонные суда отрезали город от «большой земли». Затем испанцы разрушили акведуки. После более трех месяцев осады начался штурм, но еще несколько дней истощенные (своих не ели) ацтеки отстаивали отдельные кварталы. В боях погибло все мужское население. Оставленных в городе сокровищ так и не нашли. Возможно, они и сейчас лежат в земле под мексиканской столицей.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.