Тайны и загадки древней Хеттской державы

Около захолустной турецкой деревеньки находятся руины некогда шумной столицы одной из сверхдержав древности. Хаттусас (или Хаттуса) был главным городом Хеттской державы, успешно боровшейся с Египтом за господство в Леванте.

Обнаруженные руины хеттской столицы

По Библии хетты — один из воинственных народов, населявших, в частности, и Палестину ко времени прихода сюда около 1200 до н.э. евреев после Египта и 40-летнего хождения во главе с Моисеем по Синаю. Хетты упоминаются в разных местах Ветхого Завета, например жены-хеттеянки были у еврейских царей Давида и Соломона. Около 1400—1200 до н.э. Хеттская держава была военной силой, не уступавшей Египту, и распространяла свою власть на Сирию и Палестину.

До XX в. хетты были известны лишь косвенно — по документам других контактировавших с ними культур. Их собственные немногочисленные надписи не поддавались расшифровке. Но в 1906 потрясающая археологическая находка открыла миру очередную забытую цивилизацию.

Немецкие ученые, раскапывая руины укрепленного города на холмах выше турецкой деревушки Богазкёй (ныне Богазкале) в центральной части Анатолии, наткнулись на часть государственного архива неизвестной державы — около 2500 табличек с клинописью. Последующие десятилетия дали еще примерно 10 000 аналогичных документов. Этого материала хватило для понимания неведомого прежде языка, расшифрованного в 1915 чехом Б. Грозным, подтвердившего, что развалины — остатки Хаттусаса, древней столицы Хеттской державы.

Военная мощь Хеттской цивилизации

По происхождению хетты (вначале назывались несийцы) — кочевые индоевропейские скотоводы и воины (родственные будущим италикам, в том числе римлянам, а также славянам и др.). Они пришли на Ближний Восток из южнорусских степей в конце III тысячелетия до н.э. и около 2200—2000 до н.э. подчинили себе большую часть Анатолии. Разрушение древней Трои за тысячу лет до Агамемнона и Одиссея — тоже их работа. К 1700 до н.э. хетты, разгромив местный кавказоязычный народ хатти и объединив несколько своих разрозненных царств, стали сильной державой и около 1595 (или 1600) до н.э. взяли и разграбили Вавилон. При Суппилулиуме I (1380—1340 или 1400—1360 до н.э.) Хеттская держава, разгромив Митанни, стала теснить египтян в Сирии и Палестине.

Городское хозяйство Хетты взяли штурмом и начали перестраивать главный город народа хатти Хаттусас около 1 700 до н.э. С XV по XIII в. до н.э. город вдвое увеличил свои размеры. Его массивная крепостная стена окружала пять святилищ, каждое из которых включало складские помещения для зерна, вина и масла. Эти сосуды выше человеческого роста, наполовину врытые в землю, раскопаны на территории главного храмового комплекса, посвященного богу грозы.

Военная мощь хеттов базировалась на многочисленной тяжелой пехоте, но главной ударной силой были колесницы — двуколки, управляемые возничим и несшие также бойца и его оруженосца (со щитом). Египтяне использовали похожие, только полегче, с экипажем из двух человек (возница и боец). Хеттские колесницы превосходили их по боевым возможностям, хотя немного уступали в маневренности. Это позволило хеттам вытеснить египтян из Сирии.

Архив последних описывает судьбоносное столкновение двух держав в 1312 (или 1286) до н.э. Хеттский царь Муваталли атаковал разобщенные войска Рамсеса II, завязав первую в мировой истории битву с массовым применением боевых машин. Враги встретились у Кадеша на реке Оронт в Сирии. Хетты и их сирийские союзники выставили около 2500 колесниц. Хетгы внезапно атаковали и почти уничтожили отряд «Ра», окружили отряд «Амон», где находился сам фараон. В момент кризиса боя, длившегося уже три часа, Рамсеса II спас подошедший отряд «Птах», задержавшийся на переправе. Хотя едва уцелевший Рамсес II и велел летописцам писать об этой битве как о победе Египта, однако, судя по табличкам, найденным в Хапусасе, и тому факту, что хетты в результате закрепились па севере Сирии, победа досталась все же им, пусть даже «по очкам».

Культура, открытая среди руин Хаттусаса (внизу), пережила гибель Хеттской державы около 1200 до н.э. в нескольких мелких хеттских княжествах.

Жизнь в хеттской столице

Хеттская столица отражала боевые традиции своих строителей. Холмистую местность с господствовавшей над ней цитаделью защищала крепостная стена длиной 6 км. Она состояла из двух рядов огромных валунов с засыпанным между ними щебнем. Крепость включала квадратные в плане башни и ворота с рельефами львов или богов. В 6 м от главной стены проходила более низкая. Туннель под стенами позволял хеттам внезапно появляться в тылу осаждавших. Сам город был спланирован просторно. Дома стояли с интервалами, разделенные садами. Многие были саманными, с побеленными или грубо оштукатуренными стенами.

Эти хрупкие материалы требовали постоянного текущего ремонта, зато позволяли быстро отстраиваться после землетрясений. Камень шел только на нижние ярусы религиозных и административных зданий. В городе было пять храмовых комплексов, выстроенных по одному плану. Квадратный двор со святилищем на одном конце окружали складские помещения. Главным был храм великого бога грозы Тархунта. Его супруга Ариннитти, Солнечная богиня Аринны, являлась покровительницей царя и его державы. Аринна — это дохетгский город в Анатолии, т.е. ее завоеватели унаследовали, по крайней мере, один более древний культ.

Царством правил царь, которому помогали тулия — совет старейшин и знати, и панк (толпа) — собрание воинов. Тулия ограничивала возможный произвол монарха, а панк в военное время становился высшим органом власти. Таким образом, власть нс была деспотической. Большинство свободных хеттов были объединены в общины, в состав земельных угодий которых входили поля «людей оружия» — воинов, обязанных по первому сигналу встать в строй. Рабы были лишены средств производства, и хеттские законы были по отношению к ним очень жесткими. Свободные хетты жили в своих домах. Они были одно- или двухэтажными, с окнами в комнатах и плоской крышей-террасой, на которую вела деревянная лестница. Жарким летом там спали, подстелив циновки.

Меблировка зависела от достатка. У бедноты были разве что циновки, на которых сидели и лежали. Готовили и грелись с помощью терракотовой жаровни с древесным углем. Пожитки могли храниться в деревянном сундуке. Люди побогаче владели разнообразной утварью, включая кровати, раздвижные столы и резные кресла с высокими спинками. Зерно, масло и другие продукты хранились в крупных сосудах в кладовках. Иногда там же были печки и жернова. Зерно мололи, чтобы печь хлеб и варить пиво. Вино могли позволить себе только богатые хетты.

Архивы погибшей державы

В административных зданиях и дворцах Хаттусаса найдено множество табличек с клинописью. Это своды законов, договоры, царская переписка, религиозные, образовательные и литературные тексты. Надписи касаются не только государственных дел, но и дают представление о повседневной жизни цветущей хеттской столицы.

Металлургия в Хаттусасе

Завоевав Анатолию, хетты застали здесь уже процветавшую культуру металлообработки, возможно, древнейшую в мире. Сначала орудия делали из меди, а в III тысячелетии до н.э. появился ее сплав с оловом - бронза.

Медную руду обжигали в печах, выплавляли металл в тиглях, снова плавили для очистки. Воздух в печь подавали кожаными мехами. Для производства бронзы добавляли олово. Получавшиеся слитки поставляли специалистам по обработке металла. Его ковали или снова плавили и разливали в формы из песчаника.

Железный век начался в Анатолии раньше всех в мире - во II тысячелетии до н.э. Руду добывали в горах Тавра. Железные подарки, присылаемые царями хеттов фараонам, упоминаются в египетских записях, а железное оружие хеттских воинов перерубало их врагов.

Черная металлургия требовала более совершенной техники, чем производство меди и бронзы. Дрова и древесный уголь не давали температуры плавления железа, они только восстанавливали руду до губчатого металла. Его плющили молотом и вновь прокаливали, размягчая, чтобы удалить примеси и придать заготовке нужную форму.

Торговля древних хеттов

Улицы были особенно оживленными около городских ворот, где находились базары. Хетты-мужчины, все как на подбор крепкие, носили короткие туники или широкие плащи, кожаные башмаки с длинными острыми носами и высокие шапки. Хеттеянки ходили в длинных юбках, с головами, покрытыми бахромчатыми шалями.

Сюда заезжали гости издалека: остробородые сирийцы в расшитых одеждах, греки-ахейцы с Кипра и эгейского побережья, узнаваемые по туникам с рукавами. Ассирийских купцов в тяжелых плащах и с тщательно завитыми бородами особенно интересовали закупки свинца, меди, серебра. А вывоз железа, оружие из которого было важным преимуществом хеттов, был практически запрещен.

Цены почти на все фиксировались законом и выражались в сиклях серебра (60 сиклей — 0,5 кг), однако сделки оставались в основном бартерными. Скажем, изысканное платье за 20 сиклей можно было сменять на ломовую лошадь. Стандартная мера зерна приравнивалась к трети сикля, а сырная голова — к его половине.

Горожане несли на рынок свою садово-огородную продукцию: яблоки, груши, гранаты, инжир, лук, чечевицу, горох, маслины. Ремесленники предлагали обувь, тонкую керамику, зеркала, бронзовые изделия, золотые и серебряные украшения, а крестьяне с окрестных полей — зерно, масло, мулов, коров и овец. Мулы в этой горной стране пользовались особым спросом — шли по 60 сиклей, т.е. по цене четырех лошадей и 60 овец.

Вероятно, на базаре торговали и земельными участками. Гектар орошаемого поля стоил 3 сикля, а виноградника - до 120 сиклей: очевидно, вино здесь стоило дорого.

Развлечения древних хеттов

Колоритными и шумными в хеттской столице были не только базары. По улицам проезжали парадом военные колесницы: караваны мулов везли ко дворцу дань, присланную сирийскими князьками. Под открытым небом выступали акробаты, фокусники, музыканты.

Свою роль в народной жизни играли и религиозные церемонии. Самый яркий хеттский памятник — великое святилище, известное как Язылы-Кая (Расписная скала). Оно выросло в 1,5 км от Хаттусаса, перекрыв вход в два узких ущелья. Функции постройки нс вполне ясны, но, возможно, здесь устраивались ежегодные празднества.

Еще хетты любили спорт. Очень популярны были гонки на колесницах и охота. Юноши с луками и копьями травили на плоскогорьях Анатолии зайцев, оленей и кабанов. На колесницах они гоняли по равнинам и поражали дротиками антилоп и львов.

Упадок Хеттов

Несмотря на все укрепления и богатства, дни Хаттусаса были сочтены. В XIII в. до н.э. его стену расширили, обнеся ею плато Бююккая на востоке — район, лишь недавно изученный археологами. Однако около 1200 Хеттское царство погибло. Основным его врагом были «народы моря» — конгломерат агрессивных представителей микенского мира, в том числе с эгейских островов и запада Анатолии, и новая волна индоевропейских племен с северо-запада. Они взяли и сожгли Хаттусас.

Уцелели «новохеттские» города-государства на севере Сирии, в таких местах, как Малатья, Кара-Тепе, Кархемиш. Они продержались почти 400 лет — до захвата Ассирией в VIII в. до н.э. Барельефы, найденные в тех краях, напоминают об эпохе величия Хаттусаса. Эти реликвии вместе с архивами Египта, единственного царства, отразившего менее мощный натиск «народов моря», говорят, что боевой дух и мужество хеттов помогли им долго хранить свою культуру.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.