Тайны и загадки Мари - затерянного города Месопотамии

17 октября 2019 в 4:54

Когда в Сирии в начале XX в. нашли большую статую без головы, никто не ожидал, что это станет началом целой серии удивительных археологических открытий. Ученые обнаружили дворцы и храмы, а вскоре и остатки богатого города.

Руины древнего Мари

Тель Харири высится на западном берегу Евфрата в СИРИИ, в 12 км от иракской границы. До начала XX в. развалины под ним не интересовали ученых — таких «тель» или «талль», т.е. холмов с руинами, на Ближнем Востоке тысячи. Однако в 1930-е, когда Сирией управляла Франция, один бедуин, искавший подходящий надгробный камень, нашел в Тель-Харири обезглавленную статую с древними клинописными значками. Бесконтрольные раскопки были тут же запрещены местными властями, и на руины прибыл французский археолог Андре Парро.

Он нашел множество алебастровых статуй и других предметов, в основном времен III династии Ура (т.е. нового возвышения Шумера в 2132—2024 или 2112— ок. 2000 до н.э.). На них написаны имена царей, жрецов и другой знати. На одной рядом с посвящением богине Иштар назван правитель Мари. Это раскрыло секрет «тель» — он находится на месте Мари, затерянного города-государства.

Мари – город с шумерской культурой

Название Мари уже было известно из документов великой шумерской цивилизации древней Месопотамии в нижнем течении Тигра и Евфрата, где за 3500—3000 лет до Рождества Христова уже процветали такие крупные города, как Урук, Ур, Ниппур, Эриду. В Шумере изобрели письменность, и в ранних текстах, известных сейчас как «Царский список», Мари назван в числе примерно дюжины шумерских государств, боровшихся за доминирование в регионе между 3000 и 2300 до н.э. Однако Тель-Харири находится далековато от тех мест, и его раскопки произвели революцию в представлениях о древней Месопотамии. Стало ясно, что ареал шумерской культуры гораздо больше, чем предполагалось.

В 1934 ведшего раскопки Парро навестил Генри Франкфорт, голландский археолог, изучавший тогда Тель-Асмар (Эшнунну) и Хафадже на 350 км восточнее. Его находки были очень похожими — все указывало на единство цивилизации, охватывавшей огромное пространство Двуречья. Парро продемонстрировал истинное величие древнего Мари. Он раскопал царский дворец Зимрилима (XVIII в. до н.э., сожжен Хаммурапи) и другие более древние строения, множество клинописных табличек, которые помогли подробно реконструировать историю города.

Быт и обычаи в древней Месопотамии

Важность Мари объяснялась его ключевым положением на торговом пути, связывавшим Месопотамию с Сирией. Шумер был богат сельскохозяйственной и ремесленной продукцией, но нуждался в сырьевых ресурсах. Он вывозил зерно, кожу, шерсть, различные изделия в обмен на дефицитные в низовьях стройматериалы — камень и дерево. Шумерские металлурги нуждались в серебре и свинце с сирийских нагорий, а медь получали с еще более далеких хребтов Гавра в Малой Азии и из Магана (современный Оман).

По мере оживления торговли в Мари появились и военно-дипломатические миссии. При раскопках раннединастического дворца Андре Парро нашел цилиндрические печати, присланные местному правителю царем шумерского Ура Месанепадой. Судя по всему, он отправил в Мари важную делегацию примерно в 2500 до н.э. Главой ее был писец. С ним царь передал заверения в дружбе, предложение союза и богатые дары, включая замечательную подвеску в виде птицы Анзуд из синего лазурита, добываемого в афганском Гиндукуше. На ней вырезано имя царственного дарителя.

Путешествие не было трудным, поскольку в ту эпоху Ур подчинил многие шумерские города, и никто не смел задерживать его караваны. Двигаясь к верховьям Евфрата, писец не мог не заметить смены языков. Однако семитские диалекты не ставили в тупик грамотного шумера. Пастухи-семиты гоняли свой скот вверх- вниз по долине, и их язык в Уре понимали многие.

Орошаемый сетью отходящих от Евфрата каналов, Мари выглядел цветущим оазисом среди сухих плато. Дамба защищала город от паводков, а стены из сырцового кирпича были усилены бастионами. Царские чиновники приветствовали посла у ворот и проводили его в недавно выстроенный дворец.

В обширном внутреннем дворе пришлось дожидаться аудиенции. В назначенное время появилась группа вельмож — писцы, военачальники, царская родня, а за ними и сам царь. Одеждой он почти не отличался от свиты — шумерская юбка из козьей шкуры закрывала ноги до лодыжек, однако длинные волосы были уложены особо — заплетены вокруг головы диадемой с двумя конскими хвостами сзади.

После недолгой церемонии знакомства посол прошел за царем через несколько залов в патио с богато украшенным алтарем и прямоугольными пилястрами. Отсюда две двери вели в длинную комнату, святилище, за которой находилась часовня с гробницей основателя династии. На алтаре над его останками правитель в качестве верховного жреца и бога совершал религиозные обряды.

Настенные мозаики иллюстрировали новогодние празднества, в которых царь с царицей разыгрывали брачную церемонию между богом и богиней. Если их союз приносил плоды, это предвещало урожайный год. Фрагменты мозаики вырезались из перламутра, поступавшего с Персидского залива, и приклеивались к деревянным панелям битумом. Эти сюжеты были послу знакомы — новогодние обряды напоминали отправлявшиеся в Уре, хотя художественная техника выглядела более живой.

Месанепада отправил посольство, стремясь заручиться поддержкой сильного Мари. На западе сгущались тучи: царь семитской Эблы (ныне Тель-Мар- дих в Западной Сирии) представлял серьезную угрозу Он уже не только подчинил соседей, но и завоевал много далеких городов.

Царь Мари явно желал продемонстрировать, насколько важно для него внимание Ура. Под фундамент нового дворца он еще раньше решил заложить часть своих сокровищ: медные, золотые и серебряные браслеты, серебряные подвески, цилиндрические печати из городских мастерских. В клад вошли две статуэтки богинь, присланные сирийским царем, — одна из серебра, другая из слоновой кости. Обе фигурки обнаженные — стыд и срам для шумерки. К этому добавились цилиндрические печати и лазуритовая подвеска из Ура. Все сложили в большой кувшин, который закопали во внутреннем дворе. Этот дар богам символизировал как богатство правителя, так и масштабы его признания.

Боги и святилища в древнем городе

Столетия Мари развивался вполне самостоятельно. Однако даже в 2400 до н.э., спустя век после посольства Месанепады, шумерский путешественник встретил бы здесь удивительно много знакомого. Узкие, аккуратно мощенные улочки Мари напоминали урские. Около дворца высился храм Нинни-Зазы, богини, известной и в Уре. Правда, за храмовым вестибюлем было нечто более оригинальное — вертикальный обелиск посреди внутреннего двора. В Мари боги были не только антропоморфными, они могли жить внутри простого камня. Эту веру разделяли западные соседи царства (семиты), но не шумеры. Обелиск регулярно умащали и клали у его подножия жертвенные лепешки.

Две двери вели со двора в святилище Нинни-Зазы, длинную прямоугольную комнату, освещенную масляными лампами. В дальнем конце стояла деревянная статуя богини в рогатой тиаре. Под ней в прикопанных вазах — вода, наливаемая жрецами. Рядом стол для жертвенной пищи.

На кирпичном помосте напротив входа стояла масса статуэток из известняка и белого алебастра. Это представители местной правящей верхушки в молитвенной позе. На одной фигурке надпись «Ику-Шамаган, царь Мари», а рядом — «Салим, старший брат царя», «Машигирру, знатный человек», «царский виночерпий», «царский дворецкий», «великий писец» (фактически премьер-министр, «ипумсар»). Надписи сделаны шумерской клинописью, в том числе и на семитском языке, и довольно легко читаются, поскольку значки означают и слова, и звуковые комбинации.

Религия Мари некоторыми чертами уже отличалась от урской. На раскопанных цилиндрических печатях изображен размахивающий веткой бог Солнца и покровитель города на носу змеевидного судна. Он плывет по небесному океану, который перекрывает землю и питает ее реки.

Бог царит во Вселенной как властелин всего живого, в том числе растений. В этом качестве он помогает пахарям, поэтому рядом с ним изображен плуг. Покровитель Ура, лунный бог Нанна (Син), описывается более приземленно. Инанна (Иштар) олицетворяет плотскую любовь и приносит военные победы.

Завоевание города амореями

Мари не устоял, несмотря на силу богов. Между 2350 и 2300 до н.э. город был разрушен, очевидно. Сарганом Древним, царем семитского Аккада, который, разбив шумеров, подчинил обширную территорию между Персидским заливом и Средиземноморьем. Однако внук Саргана Нарамсин (Нарамсуэн) был разгромлен и убит около 2200 до н.э. горцами-гутеями (кутиями). Гутеи продержались недолго и уступили место новой шумерской державе с центром в Уре. Примерно в 2132—2024 (или 2112— ок. 2000) до н.э. правители Мари были вассалами его царей. Но со стороны Сирийской пустыни в Месопотамию продолжали мигрировать семитские кочевники-амореи. Они закрепились в Мари. Объединив силы с эламитами, кочевники уничтожили государство III шумерской династии.

Ур утратил былую славу, но новые его правители и жители, амореи, постепенно усваивали культуру побежденных. Один из таких амореев, прародитель евреев Авраам, около 1800 до н.э. отправился кочевать из Ура в направлении Харрана (Сирия), а затем Палестины и Египта. В конце XIX в. до н.э. аморей Ягитлим основал в Мари свою династию. Торговля процветала, в городе росли мастерские. Мари прославился обработкой металла, производя из него разнообразнейшие изделия от рыболовных крючков до лемехов.

Устройство дворца

Канализация для своей эпохи была замечательной. В ванных комнатах пол и нижняя часть стен обмазаны битумом, защищавшим кладку от сырости. Кирпичные желоба отводили воду в керамические трубы с битумным покрытием, ухолившие на глубину 9 м. Проводя раскопки, Андре Парро лично убедился в эффективности этого дренажа. Когда после редкого ливня траншеи на месте дворца заливало водой, она за считанные минуты уходила в землю по канализационной системе возрастом 4000 лет.

Царские апартаменты сообщались с хозяйственными помещениями, комнатами слуг и внутренним двором для церемоний (29 х 26 м). Отсюда огромная дверь вела в тронный зал, открывавшийся в обширный царский храм. У задней стены храма на возвышении находился трон, обращенный к галерее. Это было внутреннее святилище династического культа, где на постаментах стояли статуи царственных предков правителя.

Удивительная особенность дворца — кажущееся отсутствие окон. Вероятно, дневной свет проникал в помещения через широкие двери, открывавшиеся в патио, или через круглые люки в крыше. Дворец, занятый и расширенный Зимрилимом (ок.1780—1757 до н.э.), стал не только административным сердцем государства, но и, по отзывам современников, одним из чудес света. Археологи это подтвердили. В крепостного типа комплекс вели единственные ворота с башнями по бокам. Серия четырехугольных помещений за ними переходила в обширный двор, затененный пальмами.

Этот «пальмовый двор», как назвали его ученые, был центром дворца. Отсюда один путь вел в часовню, выстроенную на месте святилища старого дворца. За другим переходом находился аудиенц-зал. Стены двора покрывали росписи, созданные еще до Зимрилима. На них царь Мари приносил жертву богу Луны (шумерский Нанна, позже, после семитизирования, Син).

К западу от пальмового двора Яхдун лим и Зимрилим пристроили апартаменты для царской семьи. В комнате царицы стояли две терракотовые ванны вблизи очага, использовавшегося для нагревания воды. Рядом с этими апартаментами располагались номера для важных гостей — с санузлами. Рядом с дворцовой кухней найдены сотни декоративных форм для пирогов (справа), а также ямы для хранения льда.

Архив в Мари

Все детали возведения дворца, включая связанные с ним каналы, дамбы и набережные, фиксировались неутомимыми писцами. Огромный архив накапливался в комнатах, прилегающих ко двору для церемоний. Найдено более 20 000 табличек, содержащих массу информации о придворной жизни и управлении страной. Здесь хранятся и трогательные послания царских жен ушедшим па войну мужьям. Они сообщают семейные новости, заверяют в любви и уважении. Вот, например, что пишет царица по имени Шибту: «Пусть мой господин бьет врагов и возвращается в Мари целым и невредимым с радостью в своем сердце». Среди государственных документов — данные по импорту и экспорту, результаты переписей, которые проводились для расчета налогов и наборов в армию.

Соседи не дремали. В правление Яхдунлима, сына Ягитлима, ассирийский царь Шамшиадад уже контролировал из Ашшура среднее течение Тигра и завистливо поглядывал на подвластный Мари отрезок Евфрата. Он убил Яхдунлима, посадив на его трон своего сына Ясмахадду. Однако тот не сумел укрепить свою власть и после смерти отца был свергнут узурпатором Ишарлимом. Смутой воспользовался законный наследник — явившись из изгнания в Алеппо (Халеб), он вернул себе трон. Звали этого нового царя Зимрилим.

В царских архивах отражены и бытовые проблемы. Много записей посвящено поставкам пищи, которую готовили в обширных кухнях рядом с покоями дворецкого. Некоторые таблички напоминают блокнот официанта: «70 мер простых лепешек, 17 мер дрожжевых лепешек, 3 меры манки, 2 меры жидкой каши, 2 меры бобов. Итого 94 меры... для царского стола». А вот записка о вине, поступившем из Сирии: «Скажите господину: так говорит Кибри-Даган, твой слуга. Господин приказал мне доставить Атамруму сосуды с вином на судах людей из Эмара. Вместе с виночерпием Атамрума я вынес сосуды на пристань. Было отобрано из них 90, остальные отосланы назад. Таким образом, я велел погрузить для отправки 90 этих сосудов».

Судя по архиву, местные цари были мудрыми и уважаемыми правителями. Среди записей — множество просьб о посредничестве в спорах и бесчисленный перечень даров от подданных. Похоже, общественный порядок был на высоте. Одна из табличек говорит найденном за городом изувеченном детском трупе и назначенном по этому делу расследовании.

По записям ясно, что главной заботой царей Мари были набеги кочевников- семитов из Сирийской пустыни — диких (и самых опасных) суту; яминитов (или вениаминитов) — пастухов, похожих на библейских патриархов; хананеев, которые в конце концов ассимилировались и оказались отличными воинами.

Завоевание и упадок города

Однако погубили Мари не кочевники. На юге восходила звезда Вавилона. Царь Хаммурапи стал хозяином всей Южной Месопотамии. ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД

Сначала Хаммурапи и Зимрилим были добрыми союзниками, делившими контроль нал долиной Евфрата. Однако Хаммурапи стал поглядывать и на север, па важные торговые пути, соединявшие Мари со Средиземноморьем. В конце концов, после того как Зимрилим не оказал ему помощь в войне с Ларсой и Эшнунной, вавилонский царь (одолев вышеназванных) обрушился на бывшего союзника. В 1759 до н.э. Хаммурапи разбил войско Зимрилима и сделал его своим вассалом. Но племена в окрестностях города явно не спешили становиться на государственный учет.

Побежденный сначала хорохорился. Видимо, чтобы укрепить пошатнувшийся авторитет, он заказал огромную роспись на стене двора для церемоний — рядом с входом в тронный зал. В верхней части композиции царь в замысловатой бахромчатой одежде воздает почести богине войны Иштар. Роспись окаймляют высокие панно со стилизованными деревьями, птицами и мифическими животными.

Это самое впечатляющее украшение из всех найденных во дворце, однако ход истории оно не изменило. Через два года Хаммурапи захватил и сжег Мари. С тех пор город так и не поднялся. В I тысячелетии до н.э. здесь еще жили ассирийцы, однако о прежней славе этих мест остались разве что воспоминания.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы