Эпоха эллинизма в древней Греции

Термин «ЭЛЛИНИЗМ», введённый в мировую науку в 1830—1840-х гг. немецким учёным И. Г. Дройзеном, восходит к греческому глаголу «эллинидзейн», означающему, что по-гречески разговаривает не грек, варвар. Тем самым историк пытался определить эпоху, последовавшую за грандиозными завоеваниями Александра, как время распространения на обширные территории Востока греческого языка и культуры.

Начало эпохи эллинизма

В XIX—XX вв. антиковеды много спорили о смысле и содержании понятия «эллинизм». Одни полагали, что эпоха эллинизма представляет собой следующую за Великой греческой колонизацией стадию экспансии греческого мира. Другие видели движущую силу, сформировавшую эллинистическое общество, в македонском «империализме», т. е. в агрессивной политике, направленной на территориальные захваты и создание крупных государств на Востоке, Третьи указывали на то, что явления, характерные для эллинизма, наблюдались в некоторых районах ойкумены уже в V—IV вв. до н. э.

Согласно современному антиковедению, азиатские народы не воспринимали пассивно элементы эллинской цивилизации. Скорее наблюдались взаимодействие и синтез греческих и варварских (главным образом восточных) начал в политике, экономике, культуре. Именно это и породило в итоге уникальный историко-культурный облик государств, которые возникли на необозримых просторах от Сицилии и Южной Италии до Афганистана и Северной Индии, от Крыма до долины Нила.

Началом периода эллинизма обычно считают 323 г. до н. э., время смерти Александра Великого, а его окончанием — 30 г. до н. э. Именно тогда утратило независимость последнее из крупных эллинистических государств — птолемеевский Египет.

Политическая система в эпоху эллинизма

В эпоху эллинизма в большинстве греко-македонских государств утвердилась монархическая форма правления. Для македонян (как и для народов Востока, персов, египтян, месопотамцев) она являлась традиционной. Но греки, хотя ещё великий Аристотель считал царскую власть “правильным» видом государственного устройства, не были к ней столь привычны.

Царская власть — манящая цель, к которой стремились многие амбициозные правители, а порой и откровенные авантюристы. Однако некоторые монархи того времени порой высказывали о ней довольно неожиданные мнения. К примеру, основатель сирийской династия Селевк I будто бы однажды заявил: «Если бы люди знали, какое бремя возлагают на царей письма, которые они должны диктовать и читать, никто не поднял бы диадему, даже если бы она валялась на земле».

В одном сочинении византийского времени, восходящем к античным источникам, говорится: «Царствование — это неограниченная власть... Людям не предоставляют царской власти ни происхождение, ни право, но умение командовать войсками и разумно руководить государственными делами. Таков был Филипп и наследники Александра». Практически к такому же выводу пришел выдающийся русский исследователь античности М. И. Ростовцев «Власть царя была личной, основанной на его личном превосходстве, личных качествах и на поддержке армии и друзей». Не случайно основополагающим элементом правовой доктрины эллинистической монархии являлось так называемое «право копья». Царь был прежде всего воином, и всё, что ему удавалось завоевать, становилось его владением.

Философия и культура периода эллинизма

Перед правителями новых государств встала задача доказать правомерность своей власти в глазах подданных (эллинов прежде всего) и иными средствами. Глубоко закономерно, что уже в первые десятилетия III в. до н. э. появился целый ряд политико-философских трактатов, созданные нередко по прямому заказу монархов и призванных обосновать законность их господства. Согласно изложенным в них воззрениям, царь считался «одушевлённым законом». Он должен был благосклонно и человеколюбиво относиться к своим подданным, править разумно и мудро, а те были обязаны отвечать ему безоговорочным подчинением и почитанием.

Важной отличительной чертой эллинистической монархии стали царские эры, связанные, как правило, с какими-либо заметными событиями в истории той или иной династии. А именно: с крупной военной победой, приходом к власти основателя царского дома на территории, ставшей ядром будущего государства, и т. д.

«Надчеловеческую» природу эллинистических монархов характеризовало их обожествление и развитие царского культа. Первые шаги к тому сделал уже Александр, и его преемники активно следовали ему в этом отношении. Самое широкое распространение почитание царей как богов получило в Египте, чему немало содействовали местные традиции. Птолемеи считались потомками Пракла и Диониса, а Селеикиды — Аполлона. Только в самой Македонии поклонение царям как богам не получило развития и государственный культ монархов так и не сложился Изменения, произошедшие в религиозном сознании греков в эпоху эллинизма, ярко отражены в гимне, сочинённом афинянами около 290 г. до н. э. в честь Деметрия Полиоркета. Граждане города, прежде служившего образцом демократии, уже не считали зазорным обращаться к царю словно к живому божеству:

Дворцы эллинистических монархов сочетали в себе черты греческой и восточной архитектуры. Царский двор был центром политической, экономической и культурной жизни государства. Здесь принимали иностранных послов, давали пиры, проводили пышные религиозные церемонии. Царь олицетворял высшую судебную инстанцию в государстве. В царской канцелярии утверждались налоги и подати, издавались указы и новые законы. Вместе с тем во дворцах плелись коварные интриги, готовились заговоры: узурпировалась власть.

В решении всех вопросов государственного управления цари пользовались помощью своих приближённых, называвшихся «друзьями» и «родственниками» (хотя последние в реальном родстве с царём не состояли). «Друзья», по старой македонской традиции, сражались вместе со своим вождём в битвах, руководили ходом военных действий, занимали важные административные посты, выполняли дипломатические миссии.

Военные поселения периода Эллинизма

Наряду с полисами в эллинистических государствах очень велика была роль военных поселений — катекий, создаваемых царями в стратегически важных (как правило, пограничных) районах. Такие поселения существовали в великих эллинистических монархиях, а также в Пергаме и Вифинии. Колонисты подбирались нередко из представителей одного этноса: фракийцев, мизинцев, евреев, арабов, идумеев (родственный евреям семитский народ). Они могли быть переселены монархами на значительное расстояние от их родины. Чаще всего в роли военных колонистов выступали всё-таки македоняне. Получая от царя земельный надел, который давал им и их семьям пропитание и средства к существованию, они обязаны были расплачиваться с монархом военной службой. Широкое распространение катекий позволяло монархам комбинированно решать как военные, так и экономические задачи.

Гражданско-храмовые общины эпохи эллинизма

Важным элементом государственной организации эллинистических держав являлись традиционные для Востока гражданско-храмовые общины. Их можно рассматривать как азиатский аналог полиса. Такого рода объединения широко распространились во многих регионах Востока: Сирии, Месопотамии и др. Это были храмы глубоко почитаемых местным населением богов, располагавшие обширными земельными владениями, богатой казной, многими тысячами рабов. Верховные жрецы святилищ считались вторыми лицами в государстве после царей. Монархи, стараясь размещать на эти посты лояльных им лиц, всё же довольно редко шли на открытое ущемление прав гражданско-храмовых общин. Примерно такую же политику в отношении наиболее авторитетных анатолийских святилищ проводили и римляне на протяжении I в. до н. э. — I в. н. э.

Современный исследователь эллинизма Г. А. Кошеленко дал характеристику соотношения политического и социального положения представителей «трёх социальных групп: члена вавилонской гражданско-храмовой общины, гражданина нового эллинистического полиса и македонянина (например, служащего в армии Селевкидов). С правовой точки зрения положение первого наиболее предпочтительно, ибо община этого типа обладает полной собственностью на свои земли, а внутри неё существуют гарантии частной собственности члена коллектива. Земли эллинистического полиса уже менее гарантированы, ибо над городом в качестве верховного собственника стоит царь. Наконец, на царских землях, предоставляемых македонянам за службу, в принципе не может быть никакой собственности, кроме царской, а македоняне получают землю в условное владение.

Но с точки зрения политической организации общества македонянин стоит на первом месте, эллин — на втором, а вавилонянин — только на третьем». Вероятно, именно такое парадоксальное на первый взгляд сочетание и обеспечивало относительную устойчивость и гибкость эллинистического общества.

На территории большей части эллинистического мира политическая ситуация окончательно определилась приблизительно к 70-м гг. III в. до н. э. Сильнейшими государствами к тому времени стали Македония, держава Селевкидон и Египет Птолемеев (эта династия также называлась Лагидами).

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.