Магия | Физиогномика | Хиромантия | Биоэнергетика » Тайны и загадки истории » Древние цивилизации » Эпоха эллинизма – философия, культура и политическая система

23 декабря 2019 в 16:30

Термин «ЭЛЛИНИЗМ», введённый в мировую науку в 1830—1840-х гг. немецким учёным И. Г. Дройзеном, восходит к греческому глаголу «эллинидзейн», означающему, что по-гречески разговаривает не грек, варвар. Тем самым историк пытался определить эпоху, последовавшую за грандиозными завоеваниями Александра, как время распространения на обширные территории Востока греческого языка и культуры.

Начало эпохи эллинизма

В XIX—XX вв. антиковеды много спорили о смысле и содержании понятия «эллинизм». Одни полагали, что эпоха эллинизма представляет собой следующую за Великой греческой колонизацией стадию экспансии греческого мира. Другие видели движущую силу, сформировавшую эллинистическое общество, в македонском «империализме», т. е. в агрессивной политике, направленной на территориальные захваты и создание крупных государств на Востоке, Третьи указывали на то, что явления, характерные для эллинизма, наблюдались в некоторых районах ойкумены уже в V—IV вв. до н. э.

Согласно современному антиковедению, азиатские народы не воспринимали пассивно элементы эллинской цивилизации. Скорее наблюдались взаимодействие и синтез греческих и варварских (главным образом восточных) начал в политике, экономике, культуре. Именно это и породило в итоге уникальный историко-культурный облик государств, которые возникли на необозримых просторах от Сицилии и Южной Италии до Афганистана и Северной Индии, от Крыма до долины Нила.

Началом периода эллинизма обычно считают 323 г. до н. э., время смерти Александра Великого, а его окончанием — 30 г. до н. э. Именно тогда утратило независимость последнее из крупных эллинистических государств — птолемеевский Египет.

Политическая система в эпоху эллинизма

В эпоху эллинизма в большинстве греко-македонских государств утвердилась монархическая форма правления. Для македонян (как и для народов Востока, персов, египтян, месопотамцев) она являлась традиционной. Но греки, хотя ещё великий Аристотель считал царскую власть “правильным» видом государственного устройства, не были к ней столь привычны.

Царская власть — манящая цель, к которой стремились многие амбициозные правители, а порой и откровенные авантюристы. Однако некоторые монархи того времени порой высказывали о ней довольно неожиданные мнения. К примеру, основатель сирийской династия Селевк I будто бы однажды заявил: «Если бы люди знали, какое бремя возлагают на царей письма, которые они должны диктовать и читать, никто не поднял бы диадему, даже если бы она валялась на земле».

В одном сочинении византийского времени, восходящем к античным источникам, говорится: «Царствование — это неограниченная власть... Людям не предоставляют царской власти ни происхождение, ни право, но умение командовать войсками и разумно руководить государственными делами. Таков был Филипп и наследники Александра». Практически к такому же выводу пришел выдающийся русский исследователь античности М. И. Ростовцев «Власть царя была личной, основанной на его личном превосходстве, личных качествах и на поддержке армии и друзей». Не случайно основополагающим элементом правовой доктрины эллинистической монархии являлось так называемое «право копья». Царь был прежде всего воином, и всё, что ему удавалось завоевать, становилось его владением.

Философия и культура периода эллинизма

Перед правителями новых государств встала задача доказать правомерность своей власти в глазах подданных (эллинов прежде всего) и иными средствами. Глубоко закономерно, что уже в первые десятилетия III в. до н. э. появился целый ряд политико-философских трактатов, созданные нередко по прямому заказу монархов и призванных обосновать законность их господства. Согласно изложенным в них воззрениям, царь считался «одушевлённым законом». Он должен был благосклонно и человеколюбиво относиться к своим подданным, править разумно и мудро, а те были обязаны отвечать ему безоговорочным подчинением и почитанием.

Важной отличительной чертой эллинистической монархии стали царские эры, связанные, как правило, с какими-либо заметными событиями в истории той или иной династии. А именно: с крупной военной победой, приходом к власти основателя царского дома на территории, ставшей ядром будущего государства, и т. д.

«Надчеловеческую» природу эллинистических монархов характеризовало их обожествление и развитие царского культа. Первые шаги к тому сделал уже Александр, и его преемники активно следовали ему в этом отношении. Самое широкое распространение почитание царей как богов получило в Египте, чему немало содействовали местные традиции. Птолемеи считались потомками Пракла и Диониса, а Селеикиды — Аполлона. Только в самой Македонии поклонение царям как богам не получило развития и государственный культ монархов так и не сложился Изменения, произошедшие в религиозном сознании греков в эпоху эллинизма, ярко отражены в гимне, сочинённом афинянами около 290 г. до н. э. в честь Деметрия Полиоркета. Граждане города, прежде служившего образцом демократии, уже не считали зазорным обращаться к царю словно к живому божеству:

Дворцы эллинистических монархов сочетали в себе черты греческой и восточной архитектуры. Царский двор был центром политической, экономической и культурной жизни государства. Здесь принимали иностранных послов, давали пиры, проводили пышные религиозные церемонии. Царь олицетворял высшую судебную инстанцию в государстве. В царской канцелярии утверждались налоги и подати, издавались указы и новые законы. Вместе с тем во дворцах плелись коварные интриги, готовились заговоры: узурпировалась власть.

В решении всех вопросов государственного управления цари пользовались помощью своих приближённых, называвшихся «друзьями» и «родственниками» (хотя последние в реальном родстве с царём не состояли). «Друзья», по старой македонской традиции, сражались вместе со своим вождём в битвах, руководили ходом военных действий, занимали важные административные посты, выполняли дипломатические миссии.

Военные поселения периода Эллинизма

Наряду с полисами в эллинистических государствах очень велика была роль военных поселений — катекий, создаваемых царями в стратегически важных (как правило, пограничных) районах. Такие поселения существовали в великих эллинистических монархиях, а также в Пергаме и Вифинии. Колонисты подбирались нередко из представителей одного этноса: фракийцев, мизинцев, евреев, арабов, идумеев (родственный евреям семитский народ). Они могли быть переселены монархами на значительное расстояние от их родины. Чаще всего в роли военных колонистов выступали всё-таки македоняне. Получая от царя земельный надел, который давал им и их семьям пропитание и средства к существованию, они обязаны были расплачиваться с монархом военной службой. Широкое распространение катекий позволяло монархам комбинированно решать как военные, так и экономические задачи.

Гражданско-храмовые общины эпохи эллинизма

Важным элементом государственной организации эллинистических держав являлись традиционные для Востока гражданско-храмовые общины. Их можно рассматривать как азиатский аналог полиса. Такого рода объединения широко распространились во многих регионах Востока: Сирии, Месопотамии и др. Это были храмы глубоко почитаемых местным населением богов, располагавшие обширными земельными владениями, богатой казной, многими тысячами рабов. Верховные жрецы святилищ считались вторыми лицами в государстве после царей. Монархи, стараясь размещать на эти посты лояльных им лиц, всё же довольно редко шли на открытое ущемление прав гражданско-храмовых общин. Примерно такую же политику в отношении наиболее авторитетных анатолийских святилищ проводили и римляне на протяжении I в. до н. э. — I в. н. э.

Современный исследователь эллинизма Г. А. Кошеленко дал характеристику соотношения политического и социального положения представителей «трёх социальных групп: члена вавилонской гражданско-храмовой общины, гражданина нового эллинистического полиса и македонянина (например, служащего в армии Селевкидов). С правовой точки зрения положение первого наиболее предпочтительно, ибо община этого типа обладает полной собственностью на свои земли, а внутри неё существуют гарантии частной собственности члена коллектива. Земли эллинистического полиса уже менее гарантированы, ибо над городом в качестве верховного собственника стоит царь. Наконец, на царских землях, предоставляемых македонянам за службу, в принципе не может быть никакой собственности, кроме царской, а македоняне получают землю в условное владение.

Но с точки зрения политической организации общества македонянин стоит на первом месте, эллин — на втором, а вавилонянин — только на третьем». Вероятно, именно такое парадоксальное на первый взгляд сочетание и обеспечивало относительную устойчивость и гибкость эллинистического общества.

На территории большей части эллинистического мира политическая ситуация окончательно определилась приблизительно к 70-м гг. III в. до н. э. Сильнейшими государствами к тому времени стали Македония, держава Селевкидон и Египет Птолемеев (эта династия также называлась Лагидами).


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы