Магическая сила египетского ока Уаджет

Магическая сила египетского ока Уаджет признается и оккультистами, и мифологами; неудивительно, что оно множеством нитей связано со священной кошкой.

Египетское око Уаджет в мифологии

В популярной мифологии Уаджет — это око бога солнца Хора, но действительная история этого символа свидетельствует, что это не просто обожествленный глаз. Хор — царь-бог, чьи глаза ассоциируются со светилами: правый — с солнцем, а левый — с луной. Элементы этой символики «левого» и «правого» присутствуют и в двух лежащих львах, располагающихся по обе стороны от солярного диска Хора на многих египетских изображениях.

Лев слева символизировал прошлое, лев справа — будущее, так что можно считать, что один обладал солнечной природой, а другой — лунной. Есть также основания полагать, что две львиные головы, которыми украшен небесный престол Девы Марии в поздней христианской иконографии и которые традиционно ассоциируются со львом Иуды, на самом деле восходят к египетскому солярному символизму прошлого и будущего как вечности, состоянию вне времени.

Око Уаджет в изобразительном искусстве

В более поздних образцах египетского изобразительного искусства солнечное око предстает как атрибут солярного бога Ра, а лунное сохраняет связь с Хором. Злой бог Сет похитил это лунное око, но, не найдя ему применения, бросил на землю, и оно разбилось.

Затем осколки нашел Тот, бог тайн, соответствующий позднейшему Гермесу, и восстановил око Хора. Итак, Тот — целитель, Хор — ослепленный бог и Сет — змей зла, а также образ ока, которое было некогда целым, затем разбилось, но в конце концов снова стало целым: не есть ли это история духовного ока, которое разбивается при рождении, когда младенец проходит через царство Луны и теряет возможность созерцать высший мир, а потому нуждается в восстановлении при помощи тайной мудрости человека, сведущего в герметических практиках? Но что общего — не считая связи с луной — у этой истории с египетской кошкой или даже с египетской богиней Бастет?

Изображение богини Сехметс головой кошки

В нынешние времена исчерпывающего ответа на этот вопрос уже не найти, однако египетская культура сохранила соблазнительные намеки, свидетельствующие, что в магических представлениях египтян кошка и Уаджет были самым тесным образом связаны между собой. Многие египетские амулеты, изображавшие священное око, включают изображения кошек, являющихся либо частью декора, либо откровенно восседающих на символе. Превосходный тому пример обнаруживается в собрании Флиндерса Петри (Юниверсити-колледж, Лондон): девятнадцать крошечных кошек сидят, расположившись двумя рядами, сверху и снизу от ока Уаджет. Шею самой совершенной из египетских кошачьих статуй, Бастет из Британского музея в Лондоне, украшает защитный амулет с оком Уаджет, а лоб — скарабей.

Так в чем же состоит кошачий символизм Уаджет, столь тесно переплетенный с мифологией Ра и Хора и с темой восстановления зрения при помощи герметического искусства? Это вечная история, находящая выражение в самой кошачьей природе. Кошка обладает зрением, с легкостью проникающим в высшие сферы, закрытые от людей, не причастных к герметическим мистериям.

На погребальном папирусе жреца Неспехерана из Бодлеанской библиотеки кошка восседает на ящике с изображением Уаджет, Ока Зрящего — единственного (что любопытно) правого глаза бога. Оккультисты утверждают, что Уаджет — символ так называемого «третьего глаза», у обычных людей не развитого. На Востоке он считается одной из чакр (органов, или энергетических центров в астральном теле человека), расположенной на лбу между двумя физическими глазами. Имеет ли это какое-то отношение к тому факту, что скарабей (символ воскресения) на бронзовой статуэтке кошки из коллекции Гейера Андерсона тоже располагается посреди лба? Не служит ли эта кошка символом всего того, чем может стать человек, — преображенным причастником высшего видения?

Египетская богиня Сехмет была Великой Кошкой и иногда звалась «Мау»; тысячи памятников Древнего Египта изображают ее с таинственной кошачьей головой. Мифология Сехмет, как и ее сестрицы Бубастис, связана с огнем; ее называют «огненной» и «львиной», богиней огня и львиц. Именно она с помощью огня уничтожила змея зла Апопа, который был владыкой сил тьмы, египетским аналогом зороастрийского Ангро-Майнью и прототипом европейского Сатаны. Нападая на Апопа, Сехмет тем самым становится на сторону ангелов; она связана с Луной — спутницей Земли, в ранних астрологических текстах именуемой владычицей женщин и кошек.

Поэтому неудивительно, что в культуре, где видное место занимала столь влиятельная богиня-кошка, как Сехмет, должна была существовать и система запретов и верований, защищавшая кошку и обеспечивавшая ей уважение. Благодаря этому, вероятно, появились первые домашние кошки, распространившиеся из Египта (и, скорее всего, гораздо раньше, чем принято считать) по Европе и всему остальному миру. Кошка пользовалась таким почетом, что египтяне мумифицировали тела своих домашних любимиц, словно те были святыми. В XIX веке в Бени-Хасане было обнаружено кладбище с пятьюдесятью тысячами мумий кошек; то, что оно было разграблено, а мумии уничтожены, — ужасная потеря для нашей археологии и естественной истории.

Другое свидетельство почти суеверного трепета, окружавшего кошку в Древнем Египте, — обычай сбривать брови всем обитателям дома, в котором умерла кошка. Брови удаляли не просто в знак того, что домочадцы лишились питомца, но и в качестве акта симпатической магии, поскольку мягкие волоски бровей напоминают шерсть умершего зверька и изогнуты в виде полумесяца, древнего лунарного символа.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.