В чем заключается философия Дзен?

Неясность (для западного разума) этой восточной философии лежит в том, что она выражает «повседневный разум»: «сон при усталости и еда при голоде». Интеллектуальные проблемы решительно отвергаются.

Главные принципы искусства дзен

Добравшись до Японии путем распространения дхайана буддизма в Китае, дзен отрицает ритуальный или привычный образец мысли. Это «безыскусное искусство», занимающее пустое пространство, где сознательно известно, что ничего сознательно не известно, где действие происходит независимо от сознательного желания.

Несмотря на такие популярные западные интерпретации, как «Плоть дзен», «Кости дзен» (калифорнийца английского происхождения Алана Ваттса, влиятельного в кругах «Новой эры» с 1960-х годов), философия дзен побеждает интеллектуальный или ученый анализ. Те, кто ищут ее сердце, должны обратиться не к книгам, а к учителям дзен, которые учат без слов, чтобы не выдать то, чего нельзя высказать или написать. Они используют технику кон, чтобы избавиться от рациональности и от собственного «я». Они могут ответить на сложные вопросы, ударяя спрашивающего палочкой.

Западные интерпретации учения дзен

Среди лучших западных взглядов на эту тему выделяется «Дзен в искусстве стрельбы из лука» немецкого философа Юджина Херригеля. Живя в Японии в 1930-х годах, он занялся изучением стрельбы из лука, чтобы проникнуть в философию, которую, по его словам, европеец не мог понять. Он не считал, что навыки стрельбы из ружья и пистолета послужат ему преимуществом.

Он обратился к мастеру Дценцо Ава, и тот сначала отказался тренировать его. Только когда Херригель сказал, что хотел бы научиться этому искусству не для удовольствия, а ради «Великой доктрины», мастер согласился. Более пяти лет Херригель боролся с концепцией, согласно которой искусство требовало от него забыть о стрельбе прямо, если желаешь стрелять прямо.

«Выброси подобную мысль из головы», — сказал мастер. Херригель, все еще борясь с дилетантскими концепциями, ответил, что «тогда нужно уметь попадать (в цель) с завязанными глазами».

Приняв вызов, мастер в темноте не только попал первой стрелой в центр мишени, но и второй расщепил первую. Он сказал: «Я знаю, что не «я» должен получить признание за этот выстрел. «Он» стрелял, и «он» попал в цель. Давай поклонимся цели как Будде!» В популярной книге «Дзен и искусство езды на мотоцикле» американский писатель Роберт М. Пайрсиг пытался привить западным читателям чувство этого «безыскусного искусства» путем автобиографического описания поездки на мотоцикле со своим сыном по Северной Америке. Путешествие принесло чувства самоутверждения и боли от воспоминаний об ошибках и психических проблемах в его прошлом. Однако есть огромное различие между сознательным постижением искусства Пайрсигом и эгоистичным Херригелем.

«Разум сначала должен гармонировать с подсознанием», — пишет Дайзетц Тейтаро Сузуки в предисловии к книге Херригеля, объясняя, что искусство дзен служит не утилитарным целям получения эстетического удовольствия, а «поводырем разума, чтобы привести его к контакту с противоречивой реальностью. Оно должно изменить технику так, что искусство становится «безыскусным искусством», вырастающим из подсознания».

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.