История древней Палестины

На протяжении многих веков Палестина находилась под властью восточных империй и зависела от интересов Египта, Вавилонии, Ассирии и Персии. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. Палестина стала яблоком раздора между династиями Птолемеев и Селевкидов.

Греческие поселения в государстве Палестина

История эллинистической Палестины плохо освещена греко-римскими авторами. Основную информацию о ней учёные черпают из произведений еврейского историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» и «Иудейская война», написанных по-гречески, а кроме того, из Книг Маккавеев, часть которых входит в канон как еврейской Торы, так и православной Библии.

На протяжении III в. до н. э. Палестина подчинялась египетским царям. Центром религиозной и хозяйственной жизни оставался, как и ранее, Иерусалимский храм Бога Яхве, и реальная власть принадлежала связанной с этим святилищем жреческой аристократии, лояльной египетским владыкам. При Птолемеях в Палестине (преимущественно на побережье) возникло некоторое количество греческих поселений. Однако широкие слои еврейскою населения не были существенно затронуты эллинизацией. Греческий язык и культуру воспринимали в первую очередь представители знати (кое-кто из них принимал даже эллинские имена).

Религия и религиозные войны в Палестине

В 200 г. до н. э. Иудею завоевал Антиох III, который сохранил за её населением прежнее положение. Ситуация резко изменилась в правление его сына Антиоха IV Эпифана (175—164 гг. до н. э.). Задумав укрепить политическую организацию своего царства, Антиох Эпифан в 167 г. до н. э. неожиданно начал беспрецедентные репрессии против иудеев и их религии. Царь ввёл во вновь построенную в Иерусалиме крепость гарнизон, превратил храм Яхве в святилище Зевса Олимпийского, земным воплощением которого считался он сам, под страхом смерти запретил отправление иудейских обрядов.

Религиозные преследования подобного масштаба и последовательности нетипичны для античного мира. Что же вызвало такую политику Антиоха в отношении евреев? Царь имел основания считать еврейскую веру источником непрерывных смут и раздоров, угрожавших политической стабильности в Иудее. Весьма вероятно также, что к преследованиям еврейской религии Антиоха побудили представители эллинизированных верхов иудейского общества. Но последствия таких действий Антиоха оказались совершенно неожиданными для него.

В стране вспыхнуло восстание против сирийского господства, принявшее вскоре вид массовой партизанской войны. Её возглавили представители рода Хасмонеев — Матгафия и пять его сыновей. Один из них, Иуда Маккавей (Молот), разбив войско царского военачальника, в 164 г. до н. э. захватил Иерусалим и восстановил культ Яхве. В следующем году Антиох Эпифан неожиданно умер, что в позднейшей еврейской традиции изображалось как божественная кара за осквернение Иерусалимского храма. На руку Маккавеям сыграли смуты, разгоревшиеся в Сирийском царстве) По словам историка В. В. Тарна, «хотя Иуда показал себя патриотом, культ Яхве был спасён не его мечом, а раздорами Селевкидов». Однако царь Деметрий I, придя к власти в Сирии, вновь подчинил Иудею.

Палестина под властью римлян

Намереваясь заручиться помощью в борьбе против Селевкидов, Иуда Маккавей в 161 г. до н. э. направил посольстве в Рим для заключения соглашения о дружбе и союзе. Римляне и иудеи договорились о взаимной поддержке во всех вооружённых конфликтах, а также об отказе помогать противникам другой стороны.

После гибели Иуды Маккавея в битве против одного из военачальников Деметрия (160 г. до н. э.) борьбой против Селевкидов стал руководить его брат Ионафан. Он делал ставку не только на войну, но и на дипломатию, умело использовал соперничество между Деметрием и новым претендентом на селевкидский престол — Александром Баласом, В 153 г. до н. э. Ионафан добился своего назначения первосвященником (на что, строго говоря, не имел законных прав) и стратегом (т. е. светским правителем Иудеи). Он также погиб — его заманил в ловушку селевкидский военачальник Трифон. Но брат Ионафана — Симон изгнал сирийцев из крепости Иерусалима. Ему удалось, при сохранении номинальной зависимости от нового сирийского царя Деметрия II (от него он получил титул «этнарх» — «правитель народа»), получить признание и поддержку римлян. Даже предательское убийство Симона уже не могло изменить ситуацию. Успехи Антиоха VII в войне против Иудеи оказались кратковременными. После его смерти в Парфянском походе (129 г. до н. э.) независимость еврейского государства была окончательно утверждена.

При правителях Иоанне Гиркане (135—104 гг. до н. э.), Аристобуле (104-103 гг. до н. э.), впервые принявшем царский титул, и особенно при Александре Яннае (ЮЗ- 76 гг. до н. э.) Иудея значительно усилилась. К ней были присоединены новые территории, в том числе важные морские порты. В стране велось активное строительство. Упрочилась царская власть. Однако положение в Палестине осложнялось из-за частых волнений народа. Население выражало недовольство эллинизаторской политикой царской династии Постепенно усиливались позиции фарисеев — идейного течения, настаивавшего на верности традиционным религиозным устоям. На этом фоне происходили и типичные для эллинистических держав внутридинастические распри. Характерно, что в собственно еврейской религиозной традиции все эти правители оцениваются весьма негативно, поскольку воспринимали отдельные элементы греко-македонской государственности, чуждого иудеям жизненного уклада.

В 63 г. до н. э., после штурма Иерусалима и взятия Храма римскими легионами под командованием Гнея Помпея, Палестина оказалась под властью римлян.

Упадок Палестины

Накануне гибели царство Хасмонеев представляло собой региональную империю, Пользуясь развалом царства Селевкидов, хасмонейские правители присоединили к территории, населённой евреями, обширные области на севере, где жили самаритяне, сирийцы и итуреи, на юге, где обитали идумеи — потомки древних эдомитян, на побережье Средиземного моря и в Заиорданье, где было немало эллинистических полисов, контролировавших важные торговые пути. Сирийцы и итуреи из Северной Галилеи, а также идумеи были насильственно обращены в иудаизм. Граледане эллинистических полисов, являвшиеся главной опорой Селевкидов и непримиримыми врагами иудеев, отказались от перехода в иудаизм. В наказание их изгнали, разрушили их города, а их землю отдали для поселения еврейским колонистам.

Помпей, проводивший на Востоке традиционную римскую политику опоры на греческие и эллинистические полисы, уничтожил державу Хасмонеев. Территории, принадлежавшие ранее эллинистическим полисам, были изъяты из её состава и включены в римскую провинцию Сирия, еврейские колонисты изгнаны со своих наделов. Римляне восстановили разрушенные полисы, а их уцелевших жителей вернули обратно. Иудея утратила выход к Средиземному морю и территорию в Заиорданье, лишилась самых плодородных земель и контроля за важными торговыми путями. Её переполняла масса озлобленных крестьян, потерявших свои хозяйства.

Из всех зависимых от Рима государств Иудея имела едва ли не самый низкий статус. Её признанный Римом правитель — сын Александра Янная Гиркан (63-40 гг. дон.э.) получил титул не царя, а всего лишь этнарха (а также первосвященника). Стены Иерусалима и многих хасмонейских крепостей оказались разрушены, страну обложили многочисленными податями и повинностями в пользу Рима, её положение не было обеспечено каким-либо, хотя бы и неравноправным, союзом и договором с Римом. Начались преследования евреев диаспоры, живших под римской властью: местные и римские власти нередко препятствовали им при сборе взносов в пользу Иерусалимского храма, а собранные средства отбирали и присваивали. Когда Красе в 54 г. до н. э. готовился к походу на Парфию, он разграбил сокровищницу Иерусалимского храма, на которую никогда не посягали предшествовавшие римлянам чужеземные правители.

Гиркан и его главный помощник и советчик Антипатр, происходивший из знатного идумейского рода, стремились улучшить своё положение верной службой Риму. На их стороне было немало знатных и богатых иудеев, идумеев и самаритян. Однако большинство рядовых иудеев и часть иудейской знати стремились низвергнуть римское господство и ориентировались на брата и соперника Гиркана — последнего хасмонейского царя Аристобула II (67—63 гг. до н. э.). Помпей отправил его вместе с сыновьями в Италию. Но они бежали из плена и в течение нескольких лет поднимали восстания против римлян. И хотя с помощью Гиркана и Антипатра римлянам удалось подавить эти восстания, их власть над Иудеей была не особенно прочной.

Палестинские правители оказывают поддержку Цезарю

Политика Гиркана и Антипатра стала приносить свои плоды во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем. Когда Цезарь в Александрии попал в тяжёлое положение, многочисленные евреи, проживавшие в Нижнем Египте и служившие в египетской армии, по приказу своего первосвященника Гиркана оказали ему поддержку. Антипатр помог провести в Египет спешившее на помощь Цезарю войско и сам отважно сражался на его стороне во главе крупного кавалерийского отряда.

Цезарь щедро наградил своих спасителей: Гиркану и его потомкам власть над Иудеей была гарантирована союзным договором с Римом, территория Иудеи снова расширилась: ей возвратили доступ к Средиземному морю и отторгнутые ранее плодородные земли. Иудею освободили от самой тяжёлой повинности — постоя римских войск, а евреев как Иудеи, так и диаспоры — от обязательной службы в римской армии. Права Иерусалимского храма на получение взносов от всех иудеев, где бы они ни проживали, закрепили особым указом. Иерусалим был снова окружён стенами и стал крепостью. Евреи диаспоры получили ряд привилегий и защиту от преследований местных властей и местных жителей. Таким образом, как в Иудее, так и в диаспоре евреи из самых угнетённых и презираемых подданных империи становятся привилегированным меньшинством.

Вряд ли такую перемену можно объяснить исключительно благодарностью Цезаря. Он был проницательным и сугубо прагматичным политиком и шёл на уступки лишь тогда, когда видел в них выгоду. Александрийская эпопея, очевидно, помогла ему оценить возможности, которые предоставляла поддержка иудеев Палестины, контролировавших сухопутный путь в Египет с его неисчислимыми ресурсами и тесно связанных со своими братьями в Вавилонии. Последние могли поддержать римлян в надвигавшейся войне с могучей Парфянской державой. Этими соображениями, видимо, руководствовались и преемники Цезаря, придерживавшиеся в течение многих десятилетий его политики по отношению к евреям Иудеи и диаспоры.

Больше всех от нововведений Цезаря выиграл Антипатр. Он получил для себя и своего потомства римское гражданство и был объявлен «управляющим (прокуратором) Иудеи», т. е. официальным римским ставленником. Он фактически стал соправителем слабовольного и нерешительного Гиркана. Своих сыновей Фецаэля и Ирода он назначил стратегами (наместниками) Иерусалима и Галилеи.

Правление Ирода в Палестине

Особенно решительным правителем оказался Ирод, сумевший, опираясь на войско из чужеземных наёмников, разгромить отряды галилейских партизан, опустошавших пограничные районы римской провинции Сирия. Когда Антипатр был отравлен своими соперниками из иудейской знати, Ирод расправился с его убийцами и фактически занял его место при Гиркане. После битвы при Филиппах Ирод сумел войти в число приближённых и друзей Марка Антония и сохранить свои власть и влияние.

В 40 г. до н. э. Марк Атоний отправился с войском в Италию для борьбы с Октавианом, и Восточное Средиземноморье захватили парфяне. Они возвели на иудейский престол и на пост первосвященника Антигона, сына погибшего к тому времени Аристобула II. Фецаэль, попавший в плен к парфянам, покончил с собой, а Гиркан был изувечен (что не позволяло ему, по иудейским обычаям, претендовать на пост первосвященника) и сослан в Ларфию. Ироду удалось бежать в Рим, где он был объявлен царём Иудеи.

При поддержке римской армии, разгромившей парфян, и своего наёмного войска Ирод в 37 г. до н. э. торговые пути. Наместнику Сирии было приказано не принимать важных решений, не посоветовавшись с Иродом. Он стал самым богатым и могущественным среди зависимых от Рима правителей. Все они стремились породниться с ним с помощью брачных связей.

Ирод прославился своей небывалой щедростью в отношении многих греческих и эллинистических полисов (он даже финансировал Олимпийские игры), основанием новых эллинистических полисов, а также обширным строительством в старых центрах. Самым знаменитым его свершением стал отстроенный заново Иерусалимский храм. Своими размерами, красотой и роскошью отделки он не уступал даже храму Юпитера Капитолийского и считался одним из чудес света.

Благодаря своей щедрости и влиянию при императорском дворе Ирод успешно защищал: интересы евреев диаспоры, пользовался авторитетом у большинства своих греческих, сирийских, самарийских и идумейских подданных. Но коренные иудеи, составлявшие большинство населения его державы, не считали Ирода законным правителем и полноценным иудеем и лишь вынужденно мирились с ним. К тому же строительные проекты Ирода требовали огромных средств и вели к росту налогов с населения. В собственной стране Ирод чувствовал себя как во вражеском стане.

Его многочисленные дворцы в Иудее, Идумее и самом Иерусалиме были одновременно могучими крепостями, снабжёнными сильными гарнизонами, большими запасами оружия и продовольствия. Ирод расправился почти со всеми уцелевшими Хасмонеями, в том числе со своей женой Мирьям и двумя сыновьями, а также со значительной частью хасмонейской знати. Он окружил себя помощниками из ближайших родственников и греков и даже захватил Иерусалим и власть над всей Иудеей. Незадолго до этого он женился на хасмонейской царевне Мирьям, внучке Птркана и Аристобула II, чтобы выглядеть в глазах своих иудейских подданных законным царём.

После разгрома Марка Антония при Акции Ирод перешёл на сторону Октавнана и помог ему и его армии в походе на Египет в 30 г. до н. э. В результате он не только сохранил, но и значительно расширил свою власть. Октавиан Август включил обширные территории на побережье Средиземного моря, Заиорданье и часть Южной Сирии в состав Иудейского царства, а самого Ирода — в число своих друзей. Держава Ирода не уступала по территории царству Хасмонеев. Она снова имела в своём составе эллинистические полисы и контролировала посты, предназначенные только для иудеев, предпочитал назначать евреев из диаспоры. В его армии служили главным образом греки, самаритяне и идумеи.

Сирия-Палестина – новое официальное название Иудеи

После смерти Ирода в 4 г. до н. э. вся его держава была охвачена восстаниями, которые пришлось подавлять римлянам. После этого они разделили её между несколькими сыновьями Ирода. Основные владения Ирода, населённые евреями, достались его сыну Архелаю (4 г. до и. э. — 6 г. н. э.), но тот оказался негодным правителем. В 6 г. он по просьбе большинства подданных был отстранён Августом от власти и отправлен в изгнание, а Иудея стала римской провинцией со столицей в населённой греками Кесарии Приморской.

Римские наместники не смогли обеспечить длительный мир и порядок в стране, раздираемой религиозными, социальными и этническими противоречиями, Римляне даже вернули Иудее статус зависимого царства во главе с внуком Ирода Агриппой I (41—44 гг.), но после его смерти снова сделали её провинцией.

В результате Рим столкнулся с двумя могучими восстаниями в самой Иудее — Иудейской войной (66—74 гг.) и восстанием Бар Кохбы (132—135 гг.), а также с мощным восстанием евреев диаспоры (115—117 гг.), положившим конец римской экспансии на Востоке. Разгром этих восстаний сопровождался гибелью многих сотен тысяч и даже миллионов евреев, потерей ими своих былых привилегий, разрушением Иерусалима и Иерусалимского храма и исчезновением из официальных документов самого названия «Иудея». Со 135 г. она стала именоваться Сирия-Палестина.

Положение сельского и городского населения в Палестине

В 90-х гг. XX в. были произведены раскопки в галилейских деревнях и небольших городках эллинистической и римской эпох. По мнению исследователей, в Галилее существовали крупные земельные владения. Историки предполагают, что на этих землях работали арендаторы, подёнщики и рабы-должники. Большинство земледельцев имели маленькие участки, находившиеся в семейном владении (эти участки назывались «дом отца»), которые вряд ли могли их прокормить. Они выращивали зерновые культуры, виноград и оливки.

По верованиям иудеев, земля принадлежала Богу, поэтому её нельзя продавать. Однако запрета на заклад земли не существовало: в случае неуплаты долга земля переходила заимодавцу. Эта практика вела к разорению крестьянства. Кроме того, строительство городов приводило к тому, что часть земель включалась в городскую округу, передавалась жителям городов. Горожане отбирали землю за долги или просто захватывали ее. Без земли оставались и младшие сыновья в семье (чтобы не делить участок после смерти главы семейства). Эти разорённые крестьяне становились ремесленниками, батраками, рыбаками, шли в разбойничьи шайки. Соседство с крупными и богатыми городами не могло не вызывать у земледельцев зависть и ненависть к горожанам. Последние ко всему ещё и воспринимались на селе как язычники. Возник острый классовый и социально-культурный конфликт.

После разгрома восстания Бар Кохбы мятежный потенциал иудеев был надолго подорван. Противостояние римской власти сошло на нет, но противостояние эллинизации и романизации не только продолжалось, но даже приняло более жёсткие формы. В итоге евреи сохранились как народ и сохранили свою религию, но на многие столетия потеряли «землю обетованную».

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.