История Древней Иудеи

Окончательный упадок Израиля оказался благоприятным обстоятельством для его соперника Иудеи. Более того, Ассирия, самый страшный враг Иудеи, тоже клонилась к закату. После падения Самарии цари Иудеи стали считать себя преемниками израильского трона и присоединили к Иудее некоторые израильские области.

Политическое и культурное освобождение Иудеи

Новый период в истории Иудеи начался в 639 г. до н. э. с воцарением юного Иосии Ассирийская империя последних лет правления царя Дшшурбанипала ослабла от затяжной войны с Эламом и необходимости сдерживать мятежный Вавилон. Немногим раньше Египет освободился от власти Ассирии. В 650 г. до н. э. египетский правитель Псамметих основал независимую от Ассирии XXVI династию. В 627 г. до н. э. на Ассирию обрушился новый удар — восстание в Вавилоне, возглавленное халдейским царём Набопаласаром.

За Египтом и Вавилонией настал черёд Иудеи освободиться от ассирийского владычества. Через некоторое время к Иудее присоединились Самария, Галилея и некоторые другие области Израильского царства.

В 628 г. до н. э. Иосия решительно приступил к уже не политическому, а культурному освобождению Иудеи от месопотамских, арамейских и сирийских идеологических влияний. Начался этот процесс с массового разрушения местных языческих жертвенников. Более того, по всей Иудее были уничтожены древние культовые центры, в том числе Бег-Эль. Отныне Иерусалим стал единственным священным городом, местом официального государственного богослужения.

Религия иудеев

В 622 г. до н. э. в Иудее было объявлено об отмене древних ханаанских ритуалов поклонения камням, скалам, богам Ваалу и Астарте. Взамен устанавливался государственный культ единого Бога Яхве. В связи с этим была восстановлена забытая традиция отпускать на волю еврейских должников, отбывших в кабальном рабстве шесть лет.

Термин «иудаизм» происходит от греческого слова «иудаисмос», которым обозначали в начале новой эры религию евреев. Греки же образовали это название от еврейского слова «иехуда» — «призванный восхвалять Бога». Впервые этот термин как обозначение религиозной принадлежности появился во Второй книге Маккавеев.

Попытки введения монотеизма, т. е. веры в единого Бога, многократно предпринимались в древности на Ближнем Востоке. У евреев они обрели законодательное оформление. Основополагающий принцип веры в иудаизме — признание Единого Бога, выраженное во Второзаконии «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (6: 4). Завет — договор — между евреями и их Господом скреплялся Десятью заповедями. Они, согласно Библии, были дарованы еврейскому народу через пророка Моисея, который получил их на горе Синай. Развитие еврейского монотеизма со временем оказало колоссальное влияние на все мировые культуры.

Иудея после падения первого храма

О положении Иудеи после падения Иерусалима нет почти никаких сведений, кроме археологических. Города Южной Иудеи были полностью разрушены; некоторые города Северной Иудеи продолжали существовать. Единственное письменное свидетельство этой эпохи — «Плач Иеремии, повествующий о разрушении Иерусалима.

После 586 г. до н. э. возникает еврейская диаспора, Иудею месопотамские колонисты не заселяли, потому часть беженцев из коренного населения смогла вернуться туда. Библейские источники сообщают, что на оккупированных землях вавилоняне оставили крестьян и виноградарей для обслуживания колоний.

Вавилонский плен иудеев

Армия Навуходоносора II открыла путь в Иудею соседним народам, издавна претендовавшим на земли еврейского государства. Заиорданье было разделено государствами Моав и Аммон. На юг Центральной Иудеи проникли филистимляне из Ашдода, а идумеяне завладели крайним югом Иудеи. После падения Самарии в 722 г. до н. э. израильские изгнанники были насильно расселены в Мидии и Северной Сирии. Коренных жителей Иудеи переселяли в Центральную и Южную Месопотамию. Пристанищем для них стал древний город Ниппур, Израильтяне и иудеи наделялись землёй, у них сохранялись сословные и родовые группы, профессии и ремёсла. Мало того, иудейский царский дом имел значительное влияние при вавилонском дворе.

Тем временем Нововавилонское царство клонилось к упадку. В 539 г. до н. э. армия персидского царя Кира легко овладела Вавилоном. В годы вавилонского плена в религиозном сознании евреев происходят перемены. Прежде всего, из иудейских ритуалов изживаются элементы канаанейских и сиро-финикийских культов. Невозможное в условиях изгнания жертвоприношение уступило место народному собранию и молитве, что стало прототипом синагоги.

В первые годы поселения иудейских пленников в Вавилоне появляется один из самых известных пророков — Иезекииль, выходец из семьи священника. Кроме того, постепенно вавилонская культура проникает в жизнь еврейской общины в Месопотамии; древнееврейский шрифт заменяется арамейским. Еврейская община заимствует у вавилонян названия двенадцати месяцев года. Еврейское летописание становится сходным с месопотамским: Книги Царств строятся на принципе синхронизации событий, принятом в анналах царей Ассирии и Вавилонии.

Иудея в период возвращения

Кир разрешил иудейским изгнанникам вернуться в Иерусалим и восстановить Храм на выделенные из его казны средства. Культовую утварь, увезённую Навуходоносором, Кир приказал возвратить в Иерусалим. Далеко не все иудеи захотели руины вернуться в Иерусалим, так как многие успели обжиться и привыкнуть к обычаям города Ниппур.

Отпущенные из плена сразу же вступили в конфликт с местным населением, в частности с самаритянами. Спор возник из-за того, что репатрианты начали строительство Храма. Народности, населившие Иудею за время вавилонского плена, приняли иудаизм, хотя и смешивая его с родовыми культами. Среди них со временем сформировалась своя аристократия, связанная с персидским наместником. Представители этой новой знати считали, что являются наследниками колен Израильского царства и частью еврейского народа, а потому имеют право принимать участие в строительстве Храма. Однако иудеи, вернувшиеся из плена, были носителями идеи национально-религиозной обособленности и чистоты. Они отклонили притязания самаритян на восстановление Храма. Но едва иудеи успели очистить территорию Храма от следов разрушения и начали возводить алтарь, как руководители Самарии добились у персидских властей приостановления строительства.

На месте бывшего Иерусалимского храма до 520 г. до н. э., второго года царствования Дария, сменившего Кира на персидском троне, стоял недостроенный алтарь. Приход Дария к власти был отмечен всеобщим восстанием, потрясшим основы Персидского государства. На этом фоне в иудейской среде возникло мессианское движение. Пророки Аггей и Захария призывали к возобновлению строительства Храма и предрекали воцарение отстранённого от власти «дома Давидова». В архивах Персидской империи в Экбатанах была найдена копия указа Кира о восстановлении Храма, и работы возобновились. В 516 г. до н. э., через семьдесят лет после разрушения. Храм был восстановлен.

За годы своего правления (522— 486 гг. до н. э.) Дарий предоставил Иудее значительную внутреннюю автономию, что способствовало экономическому процветанию этой провинции. Иудея получает арамейское название Яхуд. Резиденция наместника располагалась в Иерусалиме, а внутренними делами управляли первосвященник и главы влиятельных иудейских родов. В результате предпринятой Дарием переписи населения выяснилось, что вернувшиеся из плена иудеи начали смешиваться с местным населением. Так конфликт, ознаменовавший начало эпохи возвращения, был исчерпан. Причём в смешанные браки вступали иудейская знать, духовенство и члены семьи первосвященника.

Переломный момент наступил в 458 г. до н. э., когда персидский царь Артаксеркс выдал своему чиновнику Ездре (иудею из рода иерусалимских первосвященников) ништеван — грамоту, разрешавшую всем иудеям Вавилонии вернуться на родину. Ездра объявил законы Торы гражданским уложением Иудеи и назначил судей, следивших за их исполнением. Наместником Иудеи был поставлен придворный Артаксеркса Неемия, добившийся у царя разрешения восстановить Иерусалим и обнести его новой городской стеной.

Когда такую стену построили, в Иерусалиме было созвано всенародное собрание, на котором иудейским духовенством и знатью был подписан беспрецедентный договор. Этот документ обязывал граждан Иудеи соблюдать субботу — обычай, которого не знал ни один народ. Кроме того, иудеям запрещалось вступать в смешанные браки.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.