Тайны и загадки древних этрусков

16 октября 2019 в 14:27

Сотни лет, когда Рим только делал свои первые шаги, по Италии и всему Западному Средиземноморью гремела слава могучего и богатого народа. Этруски, о происхождении которых спорят до сих пор, создали высокоразвитую цивилизацию удивительно быстро.

Интересные находки на месте руин Этрусской цивилизации

В I тысячелетии до н.э. они не только активно торговали с Грецией и Карфагеном, но непосредственно участвовали в формировании римской культуры. Этрусские цари династии Тарквиниев в VII—VI вв. до н.э. правили Вечным городом, даря ему знания и традиции предков.

Однако возмужавший Рим, завоевывая господство над миром, захватил и ассимилировал Этрурию и этрусков. Факел этрусской цивилизации разгорелся стремительно и светил ровным светом сотни лет, пока не померк в сиянии более яростного огня — восходящего солнца выросшего по соседству Рима.

Происхождение этрусков

Этрурия, страна этрусков или тусков, дала название Тоскане — области в центральной Италии. Этруски жили здесь между Апеннинами, становым хребтом полуострова на востоке, Тирренским морем на западе, реками Арно на севере и Тибром на юге.

Красоты тосканского ландшафта известны с древности, но колыбелью итальянской цивилизации Этрурия стала отнюдь не поэтому. Здесь плодородная почва, орошаемая многими реками и удобренная вулканическим пеплом, но главное — недра, богатые железом, медью, свинцом, оловом, серебром. Земледельцы, скотоводы и мореходы этруски заселили Этрурию не позже IX (а по преданию, в XI) в. до н.э. В следующие сто лет здесь появились рудники, стали расти города и стремительно расширяться торговые связи.

В VIII В. до н.э. греческие и финикийские купцы лихорадочно искали на западе новые источники металлов. Их моряки-землепроходцы основывали колонии и фактории по всему Средиземноморью. На побережье Тосканы их ждали более чем приятные сюрпризы.

Откуда взялись сами этруски, неясно. Греческий историк Геродот писал в V в. до н.э., что это переселенцы из малоазиатской страны Лидии, которых привел с собой князь Тиррен. Однако в I в. до н.э. Дионисий Галикарнасский настаивал на местных корнях этрусской культуры. Очевидно, правы оба: произошло смешение италиков-индоевропейцев (культура Вилланова) и пришлых из Малой Азии. Быстрому развитию этрусков, несомненно, способствовал международный товарообмен, который, в свою очередь, стимулировали минеральные ресурсы Тосканы. Однако сами этруски как народ, скорее всего, сформировались в Италии.

Письменность этрусков

Язык этрусков не проясняет, а запутывает историю. Этруски начали писать в VII в. до н.э. алфавитом, разработанным на основе греческого. Однако их слова и грамматика совершенно другие. Этот язык остается непонятным, он не связан с латынью живших рядом римлян (потомков индоевропейских переселенцев из Средней Европы, лингвистически близких к хеттам, меньше — славянам, иллирикам и др.) и, возможно, являлся одним из последних остатков доиндоевропейской культуры в этом регионе.

Сохранились тысячи этрусских погребальных надписей, многие из которых понятны. Однако словарный запас этих эпитафий невелик. Вероятно, повседневная переписка велась на восковых табличках и пергаменте. Этот материал вместе с текстами этрусских чиновников и ученых давно истлел. Сравнительно длинные надписи относятся к «полотняной книге» (пелене поздней египетской мумии), двум золотым пластинкам (с посвящениями богам) из порта Пирги и бронзовой табличке (земельному контракту) из Кортоны.

Изучать историю этого загадочного народа приходится в основном по остаткам материальной культуры и свидетельствам современников-индоевропейцев — греков, а затем римлян.

Государственное устройство Этрурии

К VI в. до н.э. Этрурия превратилась в федерацию 12 самоуправляемых городов-государств, каждый с несколькими подчиненными деревнями и поселками. Эти государства развивались относительно самостоятельно, и каждое сохранило собственные обычаи. Одно из них оставило особенно много археологических свидетельств и часто упоминается в трудах римских историков. Они называют его Тарквиниями.

Согласно легенде, 12 этрусских городов основал Тархон, сын или брат Тиррена. Тарквинии, т.е. «город Тархона», видимо, заслужил свое громкое название особым местом среди этой дюжины. Вероятно, он появился в IX в. до н.э. Процветание жителям обеспечивало удобное стратегическое положение — на сложенном затвердевшим вулканическим пеплом горном отроге, который господствует над прибрежной равниной в южной части страны. Его порт контролировал всю морскую торговлю, проходившую через эту часть побережья.

Уникальные вещи находят здесь с XVIII в., и раскопки до сих пор продолжаются. Обнаружены городские стены и основание колоссального храма, условно названного Алладел-ла-Реджина («Алтарь царицы»). Однако центральные районы пока неизвестны. Местами они перекрыты культурными слоями римской эпохи, местами уничтожены развитием земледелия. В 1976 сложная сканирующая аппаратура позволила составить довольно детальный план всего города, что намного облегчило дальнейшую работу археологов.

Раскопки гробниц в древнем городе

Самый перспективный объект нынешних раскопок - кладбище на скалистом хребте Монтероцци южнее Тарквиний. С IX по II в. до н.э. в вырубленных здесь камерах похоронили более 10 000 человек. Некоторые из этих склепов украшены красивыми фресками, демонстрирующими множество деталей этрусской жизни. Защищенные могильным мраком, их краски за тысячи лет почти не выцвели.

Недавно археологи стали использовать на кладбище фотозонды. Сначала бурят стену и вводя т в погребальную камеру гибкий перископ, который позволяет видеть и даже фотографировать то, что находится внутри. После этого решают, стоит или нет гробница затрат на ее вскрытие.Погребальные росписи в Тарквиниях говорят о мире радости и процветания: пиры, музыка, танцы, спорт, охота, рыбалка. Одни фрески поражают высоким качеством, другие довольно топорны, но всем свойственны яркий колорит и динамика.

В самых древних гробницах расписана лишь наружная сторона двери. Часто фигурируют львы, тигры и леопарды. Своды покрывали геометрическим или растительным орнаментом. Позднее, с развитием торговли, появились более смелые краски, и стало очевидным греческое влияние. Художники Тарквиний явно заимствовали достижения своих изощренных заморских коллег, но это не было простым подражанием. Греки стремились к гармоничному идеалу. Этруски предпочитали более приземленный реализм. Лучшие его образцы датируются второй половиной VI в. до н.э., когда у местных мастеров сложился свой характерный стиль.

Иногда темы для росписей брались из греческих мифов. В погребальной камере середины VI в. до н.э., известной как «Гробница с быками», герой Ахилл ждет в засаде Троила, сына Приама. На Троиле причудливый шлем с кокардой и этрусская обувь. Он идет к высокому фонтану, за которым прячется Ахилл с греческими щитом и шлемом, но в короткой юбке этрусского фасона.

«Гробница с авгурами» покрыта фресками почти целиком, от пола до потолка. Одна из сцен — два мускулистых обнаженных атлета, готовых к борцовскому поединку. Рефери поднял руку, подавая сигнал к началу раунда. Один из зрителей нетерпеливо смотрит на слугу, несущего складной стул. Другой слуга, присев на корточки, сейчас уснет.

Много танцевальных сцен. В «Гробнице с львицами» обнаженный мужчина выделывает па перед женщиной в прозрачных одеждах. Фигуры симметричны и стилизованы, но полны динамики. Природные объекты изображались всегда. «Гробница с охотой и рыбалкой» радует глаз морскими пейзажами. В небе порхают разноцветные пернатые, по волнам скачут дельфины. Рыбаки забрасывают сеть с плоскодонки; охотник стреляет из рогатки по птицам; вдали от них мужчина ныряет с обрыва в спокойное море.

Однако жизнелюбие этрусков, их стремление полнее вкусить земных радостей заметнее всего в банкетных сценах. В «Гробнице с леопардами» изображены три нары, которые пируют, развалившись на ложах. Рядом музыканты. Один из мужчин держит яйцо — символ продолжения рода. Другой велит молодому веселому слуге принести еще вина.

Росписи погребальных камер — самое богатое и оригинальное собрание этрусского искусства, но местные художники оставили нам не только фрески. В склепах встречаются скульптуры из камня и терракоты. Как и живопись, они демонстрируют влияние на молодую цивилизацию более развитых культур. Древние гробницы, примерно 700 до н.э., содержат песчаниковые плиты с рельефами. Их спиральные бордюры с растительным и животным орнаментом, реже с человеческими фигурами, вероятно, навеяны ближневосточными коврами. Позднее на первый план выходит греческое влияние. На крышках каменных саркофагов появляются изображения усопших. Боковины несут барельефы с мифологическими и загробными сценами. Пример для подражания очевиден, но этрусская скульптура реалистичнее идеализированных греческих форм.

Естественно, сюжеты, украшающие гробницы, при всей своей жизненности не дают полного представления об этрусском обществе. Почти ничего не известно, например, о быте простого народа, еще меньше — о многочисленных рабах. Несмотря на богатство деталей, росписи склепов создавались с определенной религиозной целью — они обеспечивали загробный мир знатного покойника всем, что он особенно ценил в земной жизни.

Этрусская религия

Этрусская религия вобрала в себя множество чужих божеств, особенно греческих, но отличалась необычным фатализмом. Считалось, что судьба каждого предопределена свыше и остается лишь прожить отпущенный срок в соответствии с этой «кармой». Однако будущее не возбранялось предсказывать, и толкование знамений было важнейшим элементом всех сторон жизни. Одна из центральных фигур этрусской мифологии — мальчик-пророк Таг, найденный в борозде в окрестностях Тарквиний и обучивший местных жителей искусству гадания.

Способов было много. Например, наблюдали за молнией, отмечая место ее возникновения и траекторию. Авгуры гадали по полету птиц, а гаруспики — по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. В Пьяченце на севере Италии найден бронзовый «срез» овечьей печени с надписями, возможно, служивший учебным пособием но гаданию. Пластина разделена на поля, соответствующие разным группам богов. Сходным образом делилось и небо — внутренности считались моделью Вселенной.

Эти знания собраны в книге «Этрусское учение» («Disciplina etrusca»), которую знали и уважали римляне. Похоже, собственным фатализмом они во многом обязаны поднаторевшим в гаданиях соседям. Общая религия давала всем этрускам чувство единой нации — то, чем не могла обеспечить их политическая система. Города развивались автономно, часто в одиночку воюя и мирясь с соседними племенами и друг с другом.

Представители всех государств встречались раз в год на празднестве в городе Вольсинии (ныне Больсена). Там проводились игры — вероятно, подражание греческим олимпиадам. Программа почти совпадала: кулачный бой, борьба, бег, скачки, метание копья и диска, прыжки в длину. Этруски считаются изобретателями нового зрелища - гладиаторских боев насмерть.

Строительство городов в Этрурии

Глубокий след в истории оставил строительный гений этрусков. Их новые города закладывались по единому сетчатому плану с широкими улицами, системами водоснабжения и канализации. Эту систему усвоили и впоследствии развили римляне. Как и в прочих важных случаях, при закладке городов этруски ориентировались на знамения. Прорицатели выбирали день, благоприятный для начала работ. Потом пахарь бороздой очерчивал контур городских стен, вынимая плуг из земли только в местах, предназначенных для ворот.

Фундамент зданий делали каменным, а прочие конструкции возводили из непрочного сырцового кирпича и дерева. От этрусских построек мало что сохранилось — только несколько впечатляющих ворот и мостов. В Тарквиниях раскопан редкий образец работы по камню, не связанный с похоронными обрядами, — великолепный горельеф двух крылатых коней, датируемый примерно 400 до н.э., который некогда украшал фасад главного городского храма — «Алтаря царицы».

Главным элементом обстановки этрусского дома, вероятно, было ложе, на котором спали и возлежали во время еды. Пожитки хранились в ларях и корзинах или развешивались на вбитых в стену крючьях. В быту использовались удивительно разнообразные керамические сосуды — от парфюмерных флаконов до гигантских амфор, часто изготовленных по греческим образцам.

Однако высшим достижением этрусков была металлообработка. Их мастера выработали строгие стандарты качества и славились по всему Средиземноморью. Выдумка и старательное исполнение видны даже в простейших орудиях. Конец обычной кочерги часто изображает руку, а ковш — голову животного. Дома богачей освещались великолепными бронзовыми канделябрами.

К предметам роскоши относились тонкой работы зеркала — бронзовые диски, отполированные так, чтобы давать отражение. Некоторые из них с откидными крышками, другие — в оправах из обычной или слоновой кости. Обратная сторона покрывалась гравировками или рельефами, изображающими мифологические или бытовые сцены.

Из металлов делали все что угодно: украшения, чаши, вазы, оружие, доспехи, элементы упряжи и даже колесницы. Эти изделия экспортировались, достигая глубин Европы и Азии, их высоко ценили и кельтские вожди, и горожане Средиземноморья.

Устройство общественной жизни

Сначала этрусскими городами-государствами правили цари, но, похоже, потом их сменили олигархические собрания. Символ власти в виде фасций, т.е. пучков перетянутых ремнями прутьев с воткнутыми в них секирами, римляне, а затем Муссолини с итальянскими фашистами позаимствовали именно у этрусков. Олигархия формировалась из членов знатных семейств, и аристократия дорожила честью и традициями своих кланов. Некоторые обширные склепы пополнялись на протяжении многих поколений. На надгробии в знак уважения к усопшему часто указывались имена его родителей.

Женщины у этрусков обладали равными правами с мужчинами. Судя по изображениям, пировали оба пола, возлежа бок о бок на ложах. Это было недопустимым у греков, которые, как и почти все индоевропейцы, исключали женщин из общественной жизни. Отсюда, возможно, предвзятые сообщения о своеволии и развратности этруриек.

Этрусская мода

До V в. до н.э. одежда была довольно оригинальна, хотя и имела ближневосточные веяния. Потом стал преобладать греческий стиль. Фрески в Тарквиниях дают представление о разнообразии любимых горожанами тканей и красок.

Тканями драпировались, закрепляя их на плечах пряжками-фибулами (типа декоративной английской булавки) или пуговицами, что позволяло формировать рукава. Мужчины носили короткие плащи или туники, узкие или свободные, едва прикрывавшие бедра. Руки оставались обнаженными. Более парадный костюм мог доходить до колен и оставлять открытым одно плечо. Рыбаки и ремесленники часто ходили просто в набедренных повязках.

Женские туники бывали из прозрачных тканей и доходили до икр или лодыжек. Этрурийки носили мало драгоценностей, но косметику любили. Обычной обувью и мужчин, и женщин были башмаки высотой до лодыжек с длинными заостренными носами. Этруски любили музыку, как, впрочем, и вообще искусство. Их любимыми инструментами были лира и двойная флейта авлос (справа). Флейтисты играли везде - на охоте, спортивных состязаниях, религиозных церемониях, даже при выпечке пирожных.

Военная мощь Этрурии

Достигнув в VI в. до н.э. вершины могущества, этруски контролировали почти половину Италии. Они победоносно воевали с греками и заключили союз с Карфагеном. На суше их торговые пути вели через Альпы в леса Центральной Европы, а сильный военный (а также пиратский) флот защищал национальные интересы в Западном Средиземноморье.

В эту эпоху Рим, основанный в 754/753 до н.э., пока не представлял особой угрозы. Городок потихоньку рос в тени соседней процветающей цивилизации — до Тарквиний было всего 70 км, а до этрусских центров Вейи (ныне Вейо) и Цере (Черветери) и того меньше. Для самообороны и порядка Рим использовал систему пожизненно выбираемых монархов. Двое из них были тарквинийцами: Тарквиний Приск (616-579 до н.э.) и последний римский царь Тарквиний Гордый (534/533— 510/509 до н.э.). Древние историки приписывают обоим важные нововведения. Правда, праздновавшим триумф, в ходе которого проехал по улицам на колеснице, облаченный в пурпурную с золотом мантию.

Римлянам, в конце концов, надоела власть этрусских царей. Недовольство, согласно легенде, достигло пика, когда сын Тарквиния Гордого обесчестил местную знатную даму Лукрецию. Она покончила с собой, вспыхнул бунт, царя изгнали, монархию упразднили и провозгласили республику. Эти события, относимые к 509 или 510 до н.э., имели огромное значение как для Рима, так и для Этрурии.

Этруски неоднократно пытались восстановить контроль над новоиспеченной республикой, но раз за разом терпели неудачи. Со свойственными им и в дальнейшем мужеством и упорством римлянам постепенно, за 200 лет войн, удалось одолеть сильных соседей. Мощь Рима неуклонно росла, а Этрурия слабела.

Упадок этрусков

Полагают, что обилие ресурсов и успехи в торговле, обеспечив процветание этрусков, способствовали и их гибели — народ разленился и успокоился. Рыхлая федерация городов-государств не давала, когда надо, собрать силы в единый кулак против внешнего врага. А это был не только Рим. В 474 до н.э. греческий флот из Сиракуз нанес этрускам сокрушительное морское поражение около Кум, греческой колонии в 19 км западнее Неаполя, которую хотели захватить этруски. Параллельно вторжения кельтов все больше ослабляли Этрурию.

В 396 до н.э. римляне после 10-летней осады взяли этрусский город Вейи. Римские легионы с их железной дисциплиной, организацией и выучкой одну за другой покоряли все новые земли Италии. В 288 до н.э. римляне окончательно разбили соединенные силы этрусков и галлов, подчинив себе все вплоть до реки По. Фатализм этрусков на фоне потерь и поражений только обострился. Они как будто покорились воле судьбы, отказавшись от дальнейшего сопротивления. В Тарквиниях эпикурейский дух ранних погребальных фресок в IV в. до н.э. сменяется мрачными мотивами. На пирах появляются демоны. Лица людей отражают горечь прощания с жизнью и страх перед неведомым. Эта тенденция особенно заметна в «Гробнице с Орком», расписанной зловещими потусторонними фигурами.

Со временем латынь завоевателей вытеснила язык этрусков, этрусские города заполнились новыми постройками и иммигрантами. Римляне, как позднее у греков, переняли у соседей обряды, знания, технику и предрассудки. А уникальная этрусская культура, возросшая некогда среди пейзажей центральной Италии, угасла, и Этрурия исчезла с карты мира.

Оцените статью:
Рейтинг: 0 (Голосов: 0)

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ