Тайны и загадки Вавилона - города Навуходоносора

Обширная площадь с обломками сырцового кирпича в нынешнем Ираке — все, что осталось от незаслуженно охаянной в Библии Вавилонской башни. А когда-то она была одним из чудес древности и своим великолепием затмевала столицы той эпохи.

Раскопанные руины Вавилона

Главный вход в Вавилон, реконструированный Пергамским музеем в Берлине, был посвящен богине плодородия, растительного мира, любви и войны Иштар. Дикие быки и рогатые драконы украшают синие изразцы, которыми облицован кирпич. Отделка стен глазурованной керамикой была своего рода «визитной карточкой» Вавилона.

В 1899 немецкие археологи под началом архитектора Роберта Кольдевея начали первые широкомасштабные раскопки Вавилона, продолжавшиеся до 1914. Это была тонкая работа, поскольку храмы, дворцы и дома в древней Месопотамии было принято строить из высушенного на солнце (сырцового) кирпича — непрочного материала, с трудом отличимого от окружающего глинистого грунта.

Тем не менее, ученые обнаружили остатки высоких, местами облицованных изразцами стен Вавилона. Призрак великого города восстал из праха, и перед глазами археологов постепенно стала вырисовываться его история. По мере продолжения раскопок ученые расшифровали тысячи найденных клинописных текстов. Из них следовало, что для Месопотамии Вавилон был сравнительно молод. Многие шумерские города, например Ур, Урук, Ниппур, появились на сотни лет раньше.

Около 2450—2000 до н.э. семитские кочевники амориты (амореи) из Сирийской пустыни постепенно взяли под контроль этот регион. Они посадили своих правителей в Ашшуре и Мари, а южнее подчинили древние шумерские города, включая Вавилон (шумерский Кадингир). Здесь в начале XIX в. до н.э. они основали так называемую I Вавилонскую династию. Пятым ее царем стал Хаммурапи, правление которого (1792—1750 до н.э.) оставило заметный след. Он по очереди покорил соседних правителей, в основном тоже аморитов, и создал империю, охватывавшую почти всю Месопотамию — от Персидского залива до Ассирии включительно.

Никаких сокровищ той эпохи в самом Вавилоне не найдено отчасти потому, что все ценное было сметено последовавшим историческим ураганом. Больше тысячи лет с момента основания города (середина III тысячелетия до н.э.) за власть в Месопотамии боролись воинственные народы. Около 1595 (или 1600) до н.э. Вавилон разграбили хетты. Касситы с гор Загрос на западе Ирана, захватив Вавилон, правили в нем более 300 лет. Затем вторгшиеся эламиты вывезли из города все ценное в свою столицу Сузы. Среди трофеев оказалась и стела, на которой изображен Хаммурапи, получающий свои законы от бога Солнца (и покровителя суда) Шамаша. С XV—XIII вв. до н.э. Вавилонию теснит Ассирия, а с VIII в. до н.э. Вавилония включена в ее состав. Однако покорности завоеватели не добились, и в VII в. до н.э. ассирийцы дважды разрушали Вавилон.

И все же в 626 до н.э. Набопаласар, халдей на ассирийской службе, провозгласил себя независимым царем. В союзе с мидянами из Ирана он в 612 до н.э. разбил ассирийцев и разрушил их столицу Ниневию.

Когда в 605 до н.э. его сын Навуходоносор II взошел на трон, в его руках оказался весь регион, известный как «Благодатный полумесяц», — от Палестины через Сирию и Месопотамию до Персидского государства - Хаммурапи подкрепил сводом законов, клинописно кодифицировав действовавшее в регионе обычное право.

При Навуходоносоре II город стал жемчужиной цивилизованного мира. Он раскинулся по обоим берегам Евфрата с центром на восточном из них. Двойные стены окружали территорию периметром 8,15 км. Кроме того, была наружная стена и обилие свободного места — вероятно, для окрестных крестьян с их скотом на случай вражеского вторжения. Канал также способствовал защите. В город вели девять ворот — каждые под покровительством своего божества.

Многочисленные развалины (справа) - все, что осталось от великолепной столицы Навуходоносора. В центре ее до сих пор заметен квадратный фундамент Вавилонской башни. Навуходоносор расширил эту резиденцию, просто добавив четыре таких же «дворцовых блока», вставшие в ряд и соединенные переходами. В одном из них жилые помещения были заменены огромным тронным залом.

Священные сооружения Вавилона

Священная дорога вела мимо дворца к храму бога Мардука, покровителя Вавилона. Он представлял собой квадратный форт с центральным внутренним двором. Расположенная на одной линии с главным входом дверь открывалась в святилище. Золотая статуя бога была невелика и достаточно легка, чтобы носить ее по городу в праздник, например новогодний. В другой комнате храма стоял трон Мардука, в третьей — ложе, символизирующее его супружескую жизнь. Были помещения и для второстепенных божеств: как и земных владык, небесного окружала свита.

Плавную царскую резиденцию и главные ворота, посвященные богине плодородия, любви и войны Иштар, защищала цитадель. У ее подножия в город проходила Священная дорога, которая шла дальше вдоль двойной стены, окружавшей дворец. Он был неприступной крепостью па севере города. Строительство дворца началось еще при отце Навуходоносора, Набопаласаре. Его жилые апартаменты включали два обширных зала и три комнаты, открывавшиеся воровал покровителя Вавилона бога Мардука, которому поклонялись в великом храме Эсагилы.

Рядом с храмом, за высокой стеной поднималась колоссальная ступенчатая башня — зиккурат. Возведенная за сто лет до Навуходоносора, она к его эпохе сильно обветшала и была по приказу царя перестроена так, чтобы вершина «достигала небес».

Это была пирамида из сырцового кирпича высотой 90 м, на квадратном основании, с семью ярусами, увенчанными храмом. Согласно историку Диодору Сицилийскому, в I в. до н.э. башня служила обсерваторией «халдеям» — астрологам Южной Месопотамии. Геродот полагал, что ее использовали для тайных обрядов плодородия. В верхнем храме якобы стояли ложе и золотой стол. «Там оставалась ночевать избранная богом женщина, — пишет он и добавляет, — иногда бог спускался в храм и спал на ложе».

Французский археолог Андре Парро связал название «Вавилон» — в переводе «Ворота бога» — с видением Иакова в Книге Бытия. Патриарху приснилась лестница, ведущая с земли к небесным вратам. По мнению Парро, вавилоняне считали свой зиккурат с его монументальными ступенями именно такой лестницей — точнее, «космодромом», позволяющим Мардуку путешествовать между своим заоблачным жилищем и земным храмом.

Вавилонские ритуалы

Вавилонская религия выросла из традиций шумерской цивилизации, сложившихся за 3000—2500 лет до халдейской семитской династии. Каждым шумерским городом правил монарх — представитель местного бога, который был окружен неземной свитой и контролировал определенные стороны бытия. Бог обеспечивал процветание, уравновешивая космические силы, от которых зависело плодородие земли и плодовитость ее жителей. Как именно поддерживался этот баланс в представлении вавилонян, неясно. Некоторые ученые считают, что бог делил власть с богиней-матерью, ежегодно обновляя с ней брачные узы.

На соответствующей церемонии царь с верховной жрицей играли роль божественной четы. Мифический сын, который у нее появлялся, символизировал урожай наступающего года. Осенью уборка урожая означала смерть юного бога. Его оплакивали, но признавали, что это неотъемлемая часть природного цикла.

Божества составляли обширный пантеон, поддерживая порядок в отведенных им областях мироздания. Равными считались Ану (небо), Энлиль (семитский Бел) - ветер и все от земли до неба, Энки (Эа) — океан и пресные подземные воды. Далее шли Нанна (Син) — Луна, Уту (Шамаш) — Солнце, Инанна (Иштар) — плодородие, любовь, война. Мардук был одним из молодых богов-воинов и покровителем Вавилона. Сделав свой город центром Ближнего Востока, Хаммурапи счел местный культ слишком скромным для новых политических реалий и объявил, что верховная троица назначила Мардука своим вождем.

Жрецам было велено обосновать такое новшество, и они обработали древнейшие шумерские предания о сотворении мира. Результатом стал длинный космогонический эпос о борьбе первого поколения богов, Тиамту (Тиамат, соленые воды) и ее мужа Алсу (пресные воды), со своими потомками. Тиамат (в ответ на желание богов ее убить и внести порядок в хаос) творит армию монстров с целью уничтожить богов. Мардук берется разбить врага, если его назначат главнокомандующим. Ему дают власть, он выполняет взятое обязательство и в результате подчиняет себе всех прочих богов. А из тела убитой Тиамат Мардук создал небо со звездами, землю с растениями и животными, воду с рыбами. Потом из глины и крови — человека.

Первая обсерватория в Вавилоне

Вавилоняне также смотрели на небеса и более земными глазами. Они составляли звездные карты, изучали движение планет, пытались, исходя из этого, предсказывать солнечные и лунные затмения, а заодно и все прочие события. Точные прогнозы были очень важны для путешественников и купцов, торговавших с Индией и Аравией, Сирией и Ираном (так, Вавилон вывозил ячмень, шерсть и ткани).

Астрология была на Востоке лишь одним из многих методов прогнозирования, но к концу вавилонской истории выдвинулась на первый план. Считалось, что все земные события связаны с небесными знамениями. Годами накапливались факты, и их сопоставление приводило к определенным закономерностям, позволяя предсказывать будущее. Обрабатывались данные по Солнцу, Ауне, планетам, звездам, созвездиям, погоде (всем этим заведовали соответствующие боги). Жрецы предоставляли царю прогнозы и рекомендации, как избежать неприятностей.

Висячие сады Вавилона

А еще город славился «висячими садами». В вавилонских текстах о таком сооружении ничего не говорится, но зарубежные историки, в частности Диодор Сицилийский, считали его чудом света. Сады на искусственных холмах, куда вода поступала по акведуку и поднималась водоподъемными механизмами, были разбиты ассирийским царем Синахерибом в его Ниневии. По мнению некоторых археологов, это именно их ошибочно называют «вавилонскими» и «висячими».

Другие отстаивают репутацию Вавилона, но подходящего места в нем найти не могут. Указывают на руины здания с длинными сводчатыми коридорами, которые могли проходить под озелененными террасами. Подпорной стенкой для ампельного озеленения мог служить и выходящий к Евфрату угловой бастион дворца. В любом случае роскошные сады вполне в духе блестящего правления Навуходоносора.

Упадок Вавилона

Однако сияние Вавилона вскоре померкло. В 556 до н.э. вавилонский трон захватил Набонид, попытавшийся провести религиозную реформу в пользу бога Луны Сипа, поставив его выше всех остальных. В результате царь поссорился с жрецами Мардука. Сын и соправитель Набонида Валтасар не поладил с торгово-ростовщической верхушкой Вавилона, которой мерещились блестящие перспективы от присоединения к державе Ахеменидов, и евреями, угнанными в «Вавилонский плен» еще Навуходоносором II после взятия им в 587 (или 586) до н.э. Иерусалима.

Так что многие в Вавилоне желали прихода Кира, царя персов и мидян. В 539 до н.э. иранская армия вошла в город (ворота открыла «пятая колонна»), когда Валтасар якобы наслаждался пиром. Сражение велось только за цитадель, где Валтасар был убит, а его отец Набонид взят в плен. Впечатляет картина Валтасарова пира, нарисованная библейским пророком Даниилом: «[из воздуха] вышли персты руки человеческой и писали... на извести стены чертога царского... и вот что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН... Ты взвешен на весах и найден очень легким... разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

Кир мудро воздал почести богу Мардуку и отпустил на родину евреев, планируя использовать их и против Египта. Иранцы не разрушали Вавилон, но независимости он лишился навсегда. Спустя два века Александр Македонский, строя свою ближневосточную империю, захотел возродить город в прежнем блеске. Однако эту идею похоронили вместе с ним. Вавилон утратил свое значение, большую часть его жителей после 312 до н.э. переселил в Селевкию Селевк, и почти на 2000 лет город остался только в сочинениях древних авторов.

«Мене, Мене, Текел, Упарсин... Ты взвешен на весах и найден очень легким... разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.