Мифология маори: гобелен прибытия и поселения
Богатый гобелен мифологии маори соткан из нитей творения, миграции и расселения. В нем рассказывается история о том, как появился народ маори и как они нашли свой дом в Аотеароа (Новая Зеландия). Эти истории передаются из поколения в поколение, предлагая глубокое понимание их происхождения, культурных ценностей и связи с землей.
Происхождение маори: мифы и происхождение сотворения
Мифология маори начинается с сотворения мира. В их рассказах космос рождается от союза Ранги (отца-неба) и Папы (матери-земли). Их дети, боги, в конечном итоге разделяют их, создавая физический мир и открывая эпоху людей. Один из этих богов, Тане Махута, особенно важен. Его считают богом лесов, ему приписывают формирование земли и создание жизни.
Эти мифы о творении устанавливают прочную связь между народом маори и окружающей средой. Они подчеркивают священность мира природы и взаимосвязь всего сущего.
Великая миграция: путешествие с Гавайки на Аотеароа
Самые известные истории в мифологии маори вращаются вокруг путешествия из Гавайки, мифической родины, в Аотеароа. Это путешествие является центральной опорой идентичности маори, связывающей нынешнее поколение с их предками и домом их предков. Хотя точное местонахождение Гавайки остается загадкой, считается, что он находится где-то в Тихом океане.
Согласно традиции, народ маори отплыл с Гавайки на огромных каноэ, называемых вака, в поисках новых земель и возможностей. Эти путешествия были предприняты с глубоким пониманием навигации, опираясь на звезды, течения и схемы полета птиц. Истории этих путешествий наполнены приключениями, невзгодами и непоколебимым духом народа маори.
Вака: суда надежды и приключений
Вака, или каноэ, сыграли решающую роль в истории миграции. Это было больше, чем просто лодки; они были символами надежды, устойчивости и общности. В каждой ваке находилась определенная группа людей, а их имена и истории являются неотъемлемой частью устных традиций маори. Вака были построены умело и тщательно, и их конструкция отражает глубокое уважение народа маори к лесу и его ресурсам.
Названия вака, такие как Тайнуи, Арава и Матаатуа, до сих пор используются для обозначения различных иви (племён) и их территорий. Вака – это не просто артефакты прошлого; они являются живыми символами наследия предков, напоминающими маори об их путешествии и связи с землей.
Навигация по звездам: небесный компас маори
Путешествие от Гавайки до Аотеароа требовало исключительных навигационных навыков. Маори были опытными мореплавателями, которые прокладывали свой курс по звездам, солнцу и волнам. У них было глубокое понимание небесных тел и их движений. Их созвездия, в отличие от созвездий западного мира, были основаны на окружающем их природном мире – животных, птицах и небесных существах.
Способность ориентироваться в огромном Тихом океане с помощью звезд подчеркивает интеллект, изобретательность и культурную утонченность народа маори. Эти знания, передаваемые из поколения в поколение, позволили им ориентироваться в неизведанном и в конечном итоге найти свой дом в Аотеароа.
Прибытие в Аотеароа: земля чудес и испытаний
Прибытие в Аотеароа ознаменовало начало новой главы в истории маори. Сама эта земля обладала огромной привлекательностью своими величественными горами, плодородными долинами и обширными береговыми линиями. Однако путешествие не обошлось без трудностей. Маори столкнулись с новой средой обитания, флорой и фауной, и им пришлось научиться адаптироваться и процветать на этой новой земле. Их прибытие привело к взаимодействию с существующими жителями, маори, создавая сложную социальную динамику и предъявляя территориальные претензии.
Истории прибытия наполнены подвигами легендарных личностей, таких как Купе, первый исследователь, открывший Аотеароа, и Той, который возглавил первую крупную миграцию на эту землю. Их рассказы подчеркивают смелость, находчивость и стойкость народа маори, когда они путешествовали по незнакомой территории и утвердились в этом новом мире.
Тане Махута: Бог лесов и формирование земли
Тане Махута, бог лесов, играет центральную роль в мифологии маори, особенно когда дело доходит до понимания отношений между маори и землей. Считается, что он разделил Ранги и Папу, создав пространство для роста лесов, и своими действиями породил жизнь. Его почитают как защитника лесов, а его имя является синонимом величественных деревьев каури, которые доминируют на северном острове Аотеароа.
Истории Тане Махуты подчеркивают важность мира природы для маори. Они верят, что леса — священные места, наполненные жизнью и духовным значением. Отношения между маори и землей глубоки и долговечны, они формируются их верованиями и мифологией. Леса представляют собой источник питания, укрытия, лекарств и духовной связи.
Тангата Венуа: первые жители и их наследие
Термин «тангата венуа» относится к «народу земли» и обозначает коренное население, которое было коренными жителями Аотеароа. Хотя маори часто называют «первыми людьми» Аотеароа, важно признать, что до прихода маори на этой земле жили и другие группы. Эти древние жители, в том числе мориори, оставили свой след на этой земле, а их истории, традиции и культурные обычаи вплетены в богатый гобелен истории Аотеароа.
Тангата венуа, несмотря на свои различия, имели глубокую связь с землей. Они были хранителями окружающей среды и жили в гармонии с природой. Их присутствие в Аотеароа предшествовало приходу маори, и их истории вносят свой вклад в сложную и многогранную историю этой уникальной земли.
Тухо, Нгати Кахунгуну и другие: отслеживание происхождения и территориальных претензий
Народ маори организован в отдельные иви (племена), каждое из которых имеет свою уникальную историю, традиции и территориальные претензии. К числу наиболее известных иви относятся тухо, проживающие в регионе Уревера, и нгати кахунгуну, населяющие район Хокс-Бей. Их предки вака (каноэ) и истории их миграции глубоко переплетены с землями их предков, служа дорожной картой для понимания их территориальных прав и их культурной самобытности.
Каждый иви имеет свою собственную особую мифологию, ритуалы и устные традиции. Истории, которые они рассказывают о своих предках, миграциях и битвах, имеют решающее значение для понимания их отношений с другими иви и их места в более широком культурном ландшафте маори. Эти истории представляют собой живое наследие, передаваемое из поколения в поколение, обеспечивающее преемственность их культуры и связь с землей.
Миф, память и история: переплетение повествований об идентичности
Мифология маори — это не просто сборник историй; это мощный инструмент для понимания их идентичности, их связи с землей и их места в более широком мире. Истории миграции, расселения и созидания создают основу для понимания их ценностей, их убеждений и их уникального культурного наследия. Эти повествования, передаваемые из поколения в поколение, служат мостом между прошлым и настоящим, соединяя нынешнее поколение с их предками и прародиной.
Мифология маори формирует основу их культурной самобытности, обеспечивая глубокое понимание их происхождения, их верований и их отношений с миром природы. Истории — это не просто сказки; они являются живыми воплощениями своих ценностей, своей истории и своих стремлений. Сквозь призму мифологии народ маори продолжает путешествовать по миру, чтя своих предков и прокладывая свой собственный путь в настоящем.
Часто задаваемые вопросы
В чем важность мифологии маори?
Мифология маори важна для понимания культурной самобытности народа маори, его отношений с землей и его ценностей. Оно связывает их с их предками и домом их предков.
Откуда пришли народы маори?
Считается, что народ маори произошел с Гавайских островов, мифической родины, расположенной где-то в Тихом океане.
Каково значение вака?
Вака, или каноэ, представляли собой суда, на которых народ маори доставлялся с Гавайских островов на Аотеароа. Они являются символами надежды, устойчивости и общности.
Какова связь между мифологией маори и окружающей средой?
Мифология маори подчеркивает священность мира природы и важность жизни в гармонии с окружающей средой.
Как мифология маори актуальна сегодня?
Мифология маори продолжает оставаться жизненно важной частью их культурной идентичности и используется, чтобы направлять их действия, отношения и понимание мира.