23 декабря 2019 в 13:55

В конце XI в. до н. э. образовалось Израильское царство, во главе которого встал царь Саул. Правление Саула длилось с 1025 по 1004 г. до н. э. и было отмечено непрестанными войнами с филистимлянами.

Саул изгнал филистимлян из своего родного города. После этой победы он принял титул царя от глав израильских племён. В самом начале правления Саула жрецов не было и всеми ритуальными действиями, руководил царь.

Саул и три его сына погибли в битве с филистимлянами в начале X в. до н. э. Начатое царём объединение еврейских племён продолжил Давид, возможно ещё при Сауле образовавший независимое царство Иудея в Хевроне, на юге Палестины.

Царствование Давида над Израилем

Воин Давид из племени Иуды женился на дочери Саула и начал борьбу за власть. Саул пытался убить Давида, но тот спасся бегством и собрал отряд «праздных». Опасаясь преследования, Давид заключил договор с филистимлянами и, более того, стал правителем филистимского города Циклаг, хотя и не принимал участия в войнах филистимлян с царством Саула. После гибели царя на протяжении семи лет Давид боролся с оставшимся в живых сыном и преемником власти Саула Ишбаалом.

Победив Ишбаала, Давид объединил наследие Саула — Израильское царство со своей Иудеей. Давид был избран царём примерно в 1004 г. до н.э. Он сумел расправиться не только с сыном Саула, но и с его врагами — филистимлянами. Битва.

Саул проводил политику военной экспансии, присоединяя к своему царству другие еврейские племена. К военным победам Саула относится присоединение к Израилю независимых городов Ханаана. Например, в Заиорданье, защищая еврейские племена, Саул разбил войско царя Моава. Южная часть Палестины, называемая Иудеей, тоже не осталась без внимания завоевателя. Там он провёл несколько успешных вылазок против племени аммонитян, а с хадебитами и кенитами заключил союз. Саул воевал вместе со своими четырьмя сыновьями, командовавшими подразделениями его войска. В результате его побед образовалось довольно крупное Израильское царство. Возможно, на этом этапе развития еврейской государственности религия стала одной из её основ. В Библии подчёркивается роль Саула как представителя Бога Яхве и сообщается, что царь был «охвачен духом Бога Яхве».

Этот правитель был не чужд реформаторства. Так, Саул организовал армию из добровольцев, подразделявшуюся на «сотни» и «тысячи».

Государственное устройство Израильского царства

Главным институтом, на который опирались царства Самуила, Саула и первоначальное царство Давида, было войско. Оно формировалось из племенного ополчения. В случае необходимости глава племенного союза созывал ополченцев при помощи труб и копров. Давиду, главе большого государства, для поддержания власти требовался аппарат более развитой. Вяленым шагом к изменению общества стало создание регулярной армии, наполовину состоявшей из филистимских наёмников.

Во время правления Давида в Израильско-Иудейском царстве сформировался государственный аппарат из судей, священников, писцов и сборщиков податей. Второй фигурой после царя стал государственный.

Окончательному сращению Израиля и Иудеи мешал древний ханаанский город Иерусалим, который находился на пересечении торговых караванных путей и оказался в центре нового государства. Давид захватил Иерусалим и сделал его религиозным центром, а по сути столицей государства. С этого момента Иерусалим стал называться народом Давида.

При Давиде появились новые должности и посты: докладчик царя, его доверенное лицо — мазкир, министр иностранных дел — софер. Ещё одну должность занимал ашер-алгамас — сборщик податей, наблюдавший за исполнением трудовой повинности. Угодья Давида были огромны и обслуживались царскими работниками, что позволяло хозяйству царя сохранять независимость от различных групп населения. Постепенно складывается восточное деспотическое государство. При Давиде фигура царя наделяется не только военными, но и священническими полномочиями, обретает ореол святости.

Династия царского дома Давида правила в Иудее на протяжении 400 лет, до разрушения Первого храма, Давид умер в 965 г. до н. э., но процесс распада царства на Израиль и Иудею был уже запущен.

Израильское царство при правлении Соломона

Укрепление государственного строя, начатое Давидом, продолжил царь Соломон, пришедший ему на смену. Царство Соломона отмечено расцветом ремесла, международной торговли и строительства. Соломон впервые официально пригласил для работы в Израильско-Иудейское царство металлургов из Тира и деревообработчиков из Библа. Город Тир стал не только торговым, но и политическим партнёром Соломона, который поддерживал дружеские отношения с тирским царём Хирамом. Однако обратной стороной дружбы была крупная сделка: для получения у Хирама займа в размере 120 талантов серебра Соломон отдал тому 20 городов Галилеи.

На северо-востоке от Палестины располагался оазис Дамаск, ставший ко времени Соломона независимым и довольно сильным государством. Дамаск периодически угрожал Израильско-Иудейскому царству, В противостоянии Дамаску Соломону помогали Тир, Эдом и Египет. Мирное соглашение с Эдомом Соломон заключил при поддержке Египта. Однако Египет выступал вечным соперником объединителей еврейских племён. Он не был заинтересован в появлении на своих границах новой сильной державы, стремился сохранить и упрочить влияние в Палестине. Но Соломон нейтрализовал влияние Египта посредством заключения династического брака с египетской царевной.

Финикийский город Тир стал для Соломона поставщиком строительных материалов. А строительство было грандиозным: Иерусалим, а также города Мегиддо и Гезер, имевшие стратегическое и экономическое значение, царь превратил в неприступные крепости. В Иерусалиме Соломон открыл новый торговый путь через Красное море. На берегу залива Акаб стоял город Эцион-йбер; через его порт по Красному морю наладилась связь со страной Офир, находившейся, видимо, в Аравин. Из Офира в Палестину доставлялись предметы роскоши: ценные породы дерева, золото, серебро, слоновая кость. Израильско-Иудейское царство по-прежнему экспортировал о зерно, масло и вино.

Отделение Израиля от Иудеи

Единое Израильско-Иудейское царство просуществовало всего лишь около 100 лет, невзирая на стремление Соломона к централизации государства и укреплению его рубежей. Одной из причин распада оказалась экономическая разобщенность. Северная часть царства была богатым земледельческим районом, связанным с Финикией, Дамаском и Сирией экономическими и культурными контактами. В Южной Палестине, заселённой в основном иудеями, господствовали примитивные формы скотоводческого хозяйства и родоплеменных отношений. Разнонаправленность векторов развития двух регионов сказалась на дальнейшем ходе еврейской истории.

Первыми начали проявлять стремление к независимости от царства Соломона северные районы. Во главе сепаратистов встал Иеровоам. Соломон не только подавил восстание Иеровоама, но и вынудил того бежать в Египет к фараону Шешонку. Правитель Египта уже давно опасался власти Соломона и охотно дал убежище его врагу. Когда же Соломон умер, его преемник Ровоам не смог предотвратить развал страны. Иеровоам вернулся из Египта, поднял восстание и провозгласил себя царём независимого Израильского царства. Не последнюю роль в победе Иеровоама сыграл Шешонк. Около 928 г. до н. э. он вторгся в Палестину и взял Иерусалим, положив конец единому Израильско-Иудейскому царству.

Правители южной Иудеи и северного Израиля начали изнурительную борьбу между собой, что привело к неизбежному ослаблению и тех и других. Катастрофа еврейского царства была на руку соседним государствам. Давний соперник Израильско-Иудейского царства Дамаск всегда стремился захватить плодородные районы Сирии и Палестины. Со временем оазис Дамаск стал столицей Арамейского царства, которому были очень нужны пути на Средиземное море, проходившие по территории Палестины. Постепенно Израиль уступил Дамаску свои северные районы, хотя и вёл постоянную борьбу за них.

Некоторое затишье в отношениях Израиля и Иудеи наступило с приходом на иудейский престол Иосафата в 867 г. до и. э. Иудея была вынуждена смириться с некоторой зависимостью от Израиля, но это положение сочли лучше бессмысленной войны. Определённых, но временных успехов в установлении мирных отношений с Иудеей достиг царь Израиля Омри, правивший с 882 г. до н. э. по 871 г. до н. э. Он построил город Самарию (Шомрон) — новую столицу Израиля. В Самарии обнаружен царский дворец значительных размеров, что свидетельствует о прочности власти Омри.

Ахав (871—854 гг. до и. э.) расширил территорию новой столицы, украсил её великолепным храмом и царским дворцом. Отношения Израиля и Иудеи были скреплены династийными браками. В 854 г. до н. э. образовался «союз двенадцати царей», включавший правителей стран Южной Анатолии, Сирии, Дамаска, Финикии. Израиля и Хамата. Союз двенадцати успешно отражал удары ассирийской армии Салманасара III. Особенно сильное влияние на Израиль оказывала богатая и пышная культура Финикии. В такой обстановке Израиль быстро и благополучно развивался, но у этого прогресса была обратная сторона. Супруга Ахава царица Изевель окружила себя не просто финикийскими придворными, а жрецами финикийского бога Ваала. В Самарии был построен храм Дом Ваала. В богослужения и жертвоприношения Ваалу были вовлечены сотни израильтян, приближённые царского двора. Противостоять расцвету финикийских культов в Израиле пытался пророк Илия.

Правовая система в древнем Израильском царстве

Причины распада родового строя древнееврейских кочевых племён не совсем понятны. Хотя известно, что следование праву первородства и левирату начало разлагать структуру рода. На этой стадии главной фигурой в племени был судья — шофет. Он стоял во главе войска и выносил решения при тяжбах. Символами власти шофета были стилос писца и посох старейшины. Фактически это был вождь племени, совмещавший военные и судебные функции. Возможно, усиление его влияния было связано с растущим имущественным неравенством, расколом общества на противостоявшие друг другу группы, уже неспособные договариваться о совместном управлении обществом. Следующей стадией развития института судей станет появление фигуры царя.

Вождя еврейского племени называли не только судьёй, но и спасителем, что указывало на его особые военные функции. Судья-спаситель побуждал племя отвоёвывать новые территории. Яркий пример таких «спасителей» являют собой Барак Нафталийский и пророчица Дебора, Они возглавили борьбу с ханаанскими царями палестинской области под названием Галилея. Эгуд Вениаминский, воевавший с моавитянами, Гидеон Менассийский, сдерживавший натиск кочевников-мидианитов, Самсон, боровшийся с филистимлянами, тоже были для своих племён судьями-спасителями. Однако в Книге Судей спасители предстают воинами-одиночками, а их борьба не носит общенародного характера.

Была и другая категория судей — связанных не с военными вылазками, а с постоянным племенным руководством. По определению историка Мартина Нота, их правление было амфиктионным, по аналогии с греческими «священными союзами» — амфиктиониями. Амфиктионии обычно состояли из 12 городов или племён и образовывались вокруг религиозного центра. На территории Ханаана известен амфиктионный центр в городе Шило. Члены амфиктиона поддерживали центр дарами. Здесь проводились собрания, на которых избирался вождь и принимались решения о военных походах. Так, из центра в Шило была развязана война с филистимлянами в начале XI в. до н. э.

В Шило располагались резиденция первосвященника и священный Ковчег Завета. Семья судьи и пророка Самуила совершала ежегодное паломничество в святилище Шило. Сам Самуил был посвящён этому святилищу, рос там и воспитывался.

Один из сыновей Гидеона — Авимелех принадлежал к той же категории предводителей «праздных». Авимелех стал царём в городе Сихеме. Судя по форме имени (Авимелех — «мой отец - царь»), термин «царь» пришел на смену термину «судья». Более того, в этом имени отразился и принцип наследования власти.

Судьи, обладавшие и военными, и священническими функциями, образовывали государства. Первыми были племенные союзы судей Самуила, Гидеона и Авимелеха. История этих государств охватывает XI в. до н. э. Гидеон, глава племени манасси, объединил несколько племён. Столицей царства Гидеона стал основанный им же город Офра. Возможно, с правления Гидеона на территории Палестины закрепляется принцип наследования власти от отца к сыну. В Библии рассказывается, что израильтяне сами предложили Гидеону и его сыновьям править ими: «Владей нами ты и сын твой и сын сына твоего...»

Помимо судей возникла ещё одна категория предводителей племени, не связанная с патриархально-племенным строем. Это были главари отрядов, состоявших из «праздных и своевольных», т. е. людей, изгнанных из племени, лишённых земли и отцовского дома. Несмотря на их исключенность из жизни племени, судьи нередко обращались к ним за военной поддержкой. Вполне возможно, что и сам Давид, до провозглашения его царём, был предводителем такого отряда.

Падение Израильского царства

Длительные войны Израиля и Иудеи между собой и с соседними странами истощили силы еврейского народа. Пожалуй, самый тяжёлый удар нанесли евреям ассирийцы. Ещё в IX в. до н. э. царь Салманасар III совершал небезуспешные завоевательные походы в Сирию и Палестину Он приводил оттуда пленных, привозил богатые трофеи. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон взял Самарию, увёл в плен израильского царя Осию и вместе с ним 27 тыс. израильтян.

Вместо них в Самарии поселились месопотамские колонисты. Самария, как резиденция вавилонскою наместника, развилась необычайно. Этот город принимал участие в международной торговле, здесь процветало местное производство. Коренное население Самарии смешивалось с колонистами из Месопотамии и переселенцами из Сирии. Возникшая в результате народность — самаритяне — на протяжении нескольких столетий играла важную роль в истории Палестины.


Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы