30 января – День Велеса Зимнего и его дочки Снегурки | Календарь языческих праздников

30 января – День Велеса Зимнего (Деда Мороза) и его дочки Снегурки по славянскому календарю. Да, для многих это лишь сказочные персонажи, однако мало кому известно, что появились они от наших прародителей, которые в этот день почитали Велеса Зимнего. По верованиям древних славян, он мог обеспечить семью богатством и благополучием на весь год.

Древние образы Деда Мороза и Снегурочки

Сколько в мире культур, столько, по сути, имен и образов у этого сказочного персонажа. У древних славян Мороз был могущественным воплощением Бога Велеса, который обладал невероятной силой и магией. Наши прадеды изображали его достаточно суровым, олицетворяющим лютый мороз, который царствовал на улицах в эту пору.

У славянского Мороза были длинные седые волосы и борода, что в древности являлось символом мудрости и владения волшебными знаниями. А еще у него были трехлапые перчатки, что указывало на божественное начало Мороза. Одет он был в длинный красный тулуп, расшитый орнаментами из золотых нитей, а голову покрывала шапка из лебяжьего пуха, на которой присутствовали жемчуг и серебро. В руках Мороз держал хрустальный посох, который превращал в лед все, к чему он прикасался.

Персонаж Снегурки тоже имеет много имен и образов, в зависимости от культуры. В сказке Островского «Снегурочка» она является внучкой Мороза, однако из древних мифов можно узнать, что она была его дочерью.

Празднование Дня Велеса Зимнего очень схоже с любимым многими праздником Новым Годом. Наши предки также дарили друг другу подарки, веселились, накрывали богатые столы, но и не забывали молиться Морозу.

Главный ритуал задабривания зимних сил у славян

По преданиям, это было навье время, когда сидели люди в своих теплых и уютных домах, прячась в защищенных домах и выходя за пределы села (защитного круга) только по сильной нужде. Ведь на улицах Мара и Велес Зимние властвовали. В феврале начинался у волков гон. Выходит Велесов зверь на людские тропы, чтобы добычу себе найти да пару. А за стаей Велес стоит, улыбается.

30 января в селе выбирали самую красивую девушку, рядили ее в одежды яркие и в лес ее с дарами (требами) отправляли. Девушка должна была Велеса задобрить, да дар у него взять. А, вернувшись в родное село, дар этот в знаки обережные на домах и в обереги людские влить. Обереги эти беду да напасти призваны отвернуть.

Выбирали именно девушку, а не мужчину. Здоровую, крепкую, такую, что замуж могла выйти, детей могла нарожать да род продолжить. Девушка та добровольно, по желанию своему шла. Никто ее на смерть к дереву не привязывал и расправой не угрожал. Таким образом, люди показывали, что отдают самое ценное и дорогое, чтобы сберечь большее.

Провожали девушку всем селом до ворот. В лес она одна днем уходила, когда солнце высоко. А возвратиться к закату должна была. Если не возвращалась, для людей этот был повод задуматься, чем же они так Богов прогневали.

Наверняка, многим этот интересный и необычный ритуал напомнил эпизоды из старой доброй сказки «Морозко», где ярко показывается щедрость и скупость человеческой души.

30 января – волшебный и веселый праздник для славян. Однако в этот день также не забывали и защиту подновить: двери старые подправить, ворота проверить, знаки обережные подновить. А когда девушка возвращалась в село и переступала порог ворот, всем селом посиделки и пиршества устраивали. Это означало, что Мара, Велес-карачун и сестры-трясовицы обойдут селенье стороной и новых жертв искать не будут.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.