Что такое демократия в истории древней Греции?

Во второй половине архаической эпохи, с VII в. до н. э., в Древней Греции начали происходить серьёзные перемены. Аристократия медленно, но неуклонно утрачивала свои позиции. Можно назвать много различных факторов, способствовавших этому.

Каким было общество в Древней Греции?

В социально-экономической сфере положение рядовых общинников несопоставимо с положением аристократов. Последние, имея крупные земельные владения, стремились закабалить незнатных и бедных сограждан, поставить их в зависимость от себя. Такое закабаление облегчалось тем, что в Греции того времени ещё существовали долговое рабство и самозаклад за долги.

Был возможен и другой вариант возникновения зависимости для рядовых членов демоса — внеэкономический. Знатные аристократы, лидеры местных сельских общин, входивших в состав полиса, начинали требовать с крестьян плату за защиту и покровительство. Разумеется, речь идёт о натуральных, а не о денежных выплатах: деньги крестьянин в то время вряд ли где-нибудь мог взять.

Общинникам оставалось только выполнять эти требования, иначе им пришлось бы столкнуться с прямым насилием. В любом случае на протяжении первой половины архаической эпохи зависимость крестьян от аристократии лишь усиливалась. В среде знати (да и не только её) общераспространённым явлением, становилось стяжательство, стремление к богатству. Материальные ценности требовались аристократам не для накопления, а для демонстративного потребления, для роскошной жизни, поднимавшей престиж. Но получать эти ценности можно было исключительно путём усиления эксплуатации незнатных сограждан.

Возникала парадоксальная ситуация: целые группы людей юридически продолжали принадлежать к гражданскому коллективу, но фактически утрачивали личную свободу. Такое развитие событий основательно подрывало единство и стабильность полиса, настоятельно требовало реформ.

Военные реформы в Греции

Огромное значение сыграли преобразования в военном деле. Главную роль на полях сражений вместо аристократов-кавалеристов стали играть гоплиты — тяжеловооружённые воины-пехотинцы, шедшие в бой тесно сомкнутым строем (фалангой). Доспех гоплита состоял из шлема, панциря, поножей для защиты голеней и щита; наступательное вооружение включало копьё и меч.

В греческих полисах государство не снабжало воинов доспехами и оружием, предоставляя им экипироваться самим, за свой счёт. Вооружение гоплита, в отличие от боевого коня или тем более колесницы, было доступно по цене не только аристократу, но и зажиточному крестьянину. Потому знати пришлось «потесниться», дать место в фаланге незнатным и не столь богатым общинникам. Такие изменения в военной сфере неизбежно влекли за собой перемены в сфере политической. Новые крестьяне-гоплиты, заняв подобающее им место в фаланге, естественно, надеялись получить соответствующее место и во властных структурах; их политическая сознательность возросла.

Появление демократии в Древней Греции

С развитием ремесла и торговли из среды демоса начала выделяться наиболее состоятельная «верхушка», незнатные богачи. Эти люди стали со временем пытаться если не встать вровень по политическому значению со знатью, то, во всяком случае, приблизиться к ней. Не то чтобы они бросал вызов аристократам, старались свергнуть их власть. Они скорее проникали в аристократическую среду «мягкими», легитимными способами, например, вступали в браки с женщинами из знатных фамилий и тем самым роднились с этими семьями. Многие представители аристократии были крайне недовольны такими «неравными браками, считая, что в результате происходит «смешение благородной и низкой крови», однако поделать ничего не могли. С незнатными богачами чем дальше, тем больше приходилось считаться, поскольку многие из аристократов беднели и разорялись.

Как ни сетовали чопорные аристократы, они были вынуждены мириться с реалиями новой эпохи и включать в свой «клуб» отдельных представителей более низших слоёв, делиться сними властью, Состав правящей элиты в олигархическом полисе менялся: теперь это была уже не столько олигархия знатных, сколько олигархия богатых.

Постепенно и основные массы демоса начинали поднимать голос за своё равноправие, за прекращение эксплуатации. Правда, звучал он пока ещё робко и нерешительно. Простой народ не имел ни опыта участия в политической борьбе, ни «классовой сознательности, ни чётко сформулированных целей — да и откуда всё это могло у него взяться? Потому долгое время он не представлял собой самостоятельной силы.

Тем не менее, конечная победа рядовых граждан в большинстве развитых полисов была, можно сказать, предрешена. Этому способствовали два важнейших фактора. С одной стороны, неоспоримым было численное превосходство демоса над аристократией. С другой — в рядах самих знатных родов отнюдь не существовало внутреннего единства. Напротив, между группировками аристократов шла постоянная борьба за власть. Каждый из членов правящей элиты стремился возобладать над остальными. А демос, оставаясь пассивным свидетелем аристократической междоусобицы, лишь выигрывал от неё.

На пользу демосу было и введение в греческих полисах на протяжении архаической эпохи сводов письменных законов. Они ограничивали произвол знати, декларировали равенство граждан. Помимо прочего, наличие законов побуждало рядовых жителей полисов овладевать искусством грамотности, чтобы лучше знать свои права и пользоваться ими.

Судебная система в Греции

Для большей эффективности своей работы Совет пятисот был разбит на десять отделений, каждое из них поочерёдно являлось дежурным в течение одной десятой части года. Члены дежурного отделения назывались пританами. Они председательствовали на заседаниях Совета и экклесии, а часть их несла круглосуточное дежурство в Голосе — здании круглой формы на Агоре. По жребию из числа пританов избирался их глава — эпистат. Он находился в этой должности лишь одни сутки, а затем сменялся следующим, но на этот краткий срок становился как бы временным главой государства.

Одним из важнейших элементов демократической политической системы в Афинах являлась гелиея — суд присяжных. Это был огромный по составу орган, состоявший из 6 тыс. избиравшихся по жребию судей. Такое большое количество судей (что особенно бросается в глаза по контрасту с немногочисленным по современным меркам населением афинского полиса) должно было гарантировать демократический характер судебной власти, а также мешать подкупу судей.

Обычно для разбора судебных дел она разбивалась на коллегии по 500 человек. Судопроизводство в коллегиях имело публичный, гласный и состязательный характер. Истец и ответчик выступали с речами перед судьями. Тяжущиеся должны были самостоятельно отстаивать свою правоту, использование адвокатов не допускалось. Выслушав речи, присяжные выносили приговор путем тайного голосования: каждый из них опускал камешек в одну из двух урн. Затем голоса подсчитывались, и оглашался приговор. Этот приговор был окончательным и никакому опротестованию не подлежал. Не существовало высшей судебной инстанции, в которую мог бы подать апелляционную жалобу гражданин, считавший себя осуждённым несправедливо.

Нужно сказать, что афинские судьи в массе своей не отличались хорошим знанием законов. Это и неудивительно: они были не профессионалами-юристами, а обычными гражданами. И при вынесении приговоров присяжные руководствовались по большей части своей гражданской совестью, а то и просто личными симпатиями и антипатиями.

Система магистратов в Древней Греции

В афинском полисе было чрезвычайно много — несколько сотен — должностных лиц (магистратов). Чтобы избежать концентрации власти в руках одного человека (ведь это могло привести к тирании), старались максимально рассредоточить полномочия. Так, коллегия из 10 астиномов наблюдала за чистотой на городских улицах, коллегия из 10 агораномов — за тем, чтобы торговля на рынке велась без нарушений, коллегия из 10 софронистов руководила военным обучением эфебов (юношей 18—20 лет), специальная Коллегия одиннадцати приводила в исполнение приговоры суда, в том числе смертную казнь...

На большинство государственных постов избирали с помощью жребия. Посредством голосования замещались лишь военные и финансовые должности они требовали определённой компетенции, И от появления случайных людей пострадало бы дело.

Фактически самыми влиятельными должностными лицами в условиях классической демократии были 10 стратегов. Их главными обязанностями было командование войском, обеспечение обороны государства и руководство всеми его военными мероприятиями. Но в любом полисе военная организация неразрывно связана с гражданской. Потому стратеги и в мирное время играли ключевую роль в политической системе.

Все до единого должностные лица, вплоть до казавшихся всесильными стратегов, были полностью подконтрольны афинскому народному собранию. После окончания годичного срока пребывания в должности магистраты должны были дать народу подробнейший отчёт о своей деятельности. Если отчёт по какой- либо причине признавался неудовлетворительным, проштрафившийся магистрат отдавался под суд. Впрочем, любое должностное лицо могло быть смещено и привлечено к судебной ответственности и раньше официального истечения срока своих полномочий.

Практически каждый афинянин хотя бы раз в жизни (а обычно гораздо чаще) успевал побывать либо каким-нибудь должностным лицом, либо судьёй-присяжным, либо членом Совета пятисот. А кроме того, он, естественно, более или менее регулярно участвовал в работе народного собрания.

Территориальные округи в Древней Греции - демы

Существовал в афинском государстве ещё и «низовой» уровень общественной жизни. Вся Аттика делилась на демы — территориальные округи. Дем включал в себя либо какую-нибудь деревню с окрестностями, либо городок, либо один из районов самих Афин, Демон было более 100, и каждый из них являлся как бы маленьким «полисом в полисе».

В деме регулярно созывалось своё народное собрание, которое решало важнейшие вопросы его жизни: избирало главу дема — демарха, распоряжалось денежными средствами и землями, принадлежавшими дему. А самое главное — именно в демах составлялись списки афинских граждан. Гражданином полиса в целом можно было быть, только принадлежа к одному из демов. Поэтому если члены дема, собравшись, решали исключить кого-либо из своего числа, такой человек автоматически терял права гражданства в Афинах.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.