Тайны и загадки Делоса - родины Аполлона

Сейчас священный остров Делос в Кикладском архипелаге почти необитаем. Однако в III–II вв. до н.э. он был перекрестком множества торговых путей, одним из самых оживленных и богатых портов Древней Греции.

Перове, что замечал путешественник, подплывающий к островку Делос, в дни его процветания, была зубчатая гранитная масса, поднимавшаяся из фиолетовых вод Эгейского моря. В северной ее части перед крупным городом простиралась почти километровая гавань. Здесь было множество причалов и пирсов, а вдоль набережной шла стена товарных складов. За портовой зоной по склонам горы Кинф беспорядочно теснились городские кварталы. На площади 15 кв. км уживалось более 20 000 человек – это было одно из самых густонаселенных мест древнего мира.

Миф о создании Делоса

Делос (ныне Дилос) относится к Кикладам, «Окружающим островам», рассыпанным среди Эгейского моря юго-восточнее материковой Греции. Примерно к 3000 до н.э. на них сформировалась загадочная культура бронзового века, известная своей изящной керамикой и простенькими мраморными фигурками. К концу раннебронзовой эпохи она стала утрачивать самобытность и во II тысячелетии до н.э. была в конце концов полностью поглощена минойской и микенской цивилизациями.

Сначала, согласно греческой мифологии, Делос плавал по морю. Когда красавица Лето забеременела от громовержца Зевса, его ревнивая жена Гера запретила суше давать приют сопернице. Беременная Лето скиталась неприкаянной, пока над ней не сжалился морской бог Посейдон. Стукнув по Делосу трезубцем, он поставил его на мертвый якорь. Поскольку сушей это вроде бы не считалось, беженке разрешили там поселиться. В пещере на склоне горы Кинф она промучилась девять суток, родив в итоге божественную двойню – всесторонне одаренного Аполлона и охотницу (а также богиню смерти) Артемиду.

Неудивительно, что древние греки считали остров священным. В горном распадке появился оракул Аполлона с его алтарем, который в свое время считался одним из чудес света, сопоставимым с египетскими пирамидами и Колоссом Родосским.

Согласно легенде, алтарь воздвиг сам Аполлон, когда ему было всего 4 года, из рогов коз, убитых на горе Кинф его сестрой. Храм юного бога составляет ядро обширного культового комплекса и окружен святилищами Артемиды и Быков, колоссальной статуей Зевса и пятью мелкими зданиями, которые в свое время служили сокровищницами.

Храмы и религиозные праздники Делоса

Раз в четыре года на острове проводились широкомасштабные празднества в честь Аполлона, а ежегодно – Делосские игры. По этим поводам принести жертву в гиероне прибывали священные посланцы (феоры) с других Кикладских островов и из Афин.

Религиозные празднества прославили Делос во всем греческом мире. Их ритуалы включали танец в честь героя Тесея, который сумел выбраться из критского Лабиринта, убив там получеловека-полубыка Минотавра. Танцоры двигались по сложной траектории вокруг алтаря из козьих или бычьих рогов. Эго символизировало блуждания Гесея по запутанным коридорам, где скрывалось чудовище.

Впечатляющие храмы и святилища, привлекая паломников и любопытных из множества стран, способствовали развитию делосской экономики. Новые поселенцы являлись со своими богами, что привело к возникновению на террасах горы Кинф эклектического комплекса святилищ, включающего, например, храм Исиды, египетской богини, культ которой в эллинистическую эпоху стал одним из самых популярных во всем Средиземноморье.

Торговые и финансовые связи Делоса

Жители Делоса изначально были моряками и, пока не разбогатели на торговле (особенно работорговле), занимались в основном рыболовством. Кроме того, остров славился изобилием дичи. Однако в классическую эпоху основным занятием населения стали отнюдь не ловля рыбы и охота и даже не сельское хозяйство. Э го неудивительно – местные ресурсы могли бы прокормить не более четверти островитян. Однако расположенный в центре Эгейского моря Делос стал важнейшим торговым центром, где встречались купеческие корабли из материковой Греции, Малой Азии, Фракии, Леванта, Крита.

Кикладский архипелаг включает более 200 островов, которые образуют цепочку естественных ориентиров, позволяющих проплывать огромное расстояние, почти не теряя из виду сушу. Делос, например, практически зажатый между островами Миконос и Риния, может служить удобной якорной стоянкой по дороге к обоим из них. В V в. до н.э. Афины в борьбе против империи Ахеменидов объединили (в 478 до н.э.) под своей эгидой более 200 греческих городов-государств. Штаб-квартира и казна этого Делосского союза находились на священном острове. Поначалу такая честь приносила ему доход, но в 454 до н.э. все финансовые дела для надежности перенесли в Афины.

Расцвет Делоса во II в. до н.э

Своего звездного часа Делос дождался во II в. до н.э., когда Греция перешла под власть римлян. Они захватили остров в 167 до н.э. и в этом же году подарили Афинам, которые своей позицией невмешательства способствовали разгрому Римом в 168 до н.э. македонского царя Персея. Кроме того, римляне объявили Делос зоной свободной торговли, подорвав позиции Родоса, пытавшегося спасти Македонию своим посредничеством в переговорах с Римом (которому нужен был только разгром македонян). В результате на священный остров устремились невиданные прежде армады купеческих кораблей.

Через 20 лет, после разрушения римлянами в 146 до н.э. Карфагена и Коринфа, Делос стал одним из главных торговых центров Средиземноморья. Его роль транзитного порта между Италией и Востоком особенно возросла в 133 до н.э., когда Аттал III, царь Пергама в Малой Азии, умирая, завещал свои владения Риму.

Римляне и жители юга Италии, в основном греки по происхождению, первыми воспользовались таможенными льготами Делоса. Они расселились около связанного с культом Аполлона Священного озера севернее главной набережной. Здесь к концу II в. до н.э. выросла агора – рыночная площадь. Просторная и прямоугольная, она была окружена двухэтажными колоннадами с изящными мозаиками на полах. Внутри находились лавки и конторы итальянских купцов и менял.

Иностранные торговцы и кораблевладельцы селились землячествами под защитой своих эллинизированных богов, которые, сохраняя исходные особенности, были признаны греческой культурой как адаптированные к зарубежным особенностям представители классического пантеона. Например, финикийских купцов родом из Берита (ныне Бейрут) называли приверженцами Посейдона. Очевидно, они отождествляли своего бога Мелькарта с греческим Посейдоном, в честь которого на острове устраивались особые празднества.

Делос - главный рынок восточного Средиземноморья

Защищенный от ветров соседними Кикладскими островами, он славился своей спокойной гаванью. Сюда доставлялись разнообразнейшие товары, которые тут же перепродавались, порой едва коснувшись причала. Из Македонии везли дерево и деготь, из Пелопоннеса и Ионии – вина, из Финикии – пурпурные ткани. Александрийские греки считались поставщиками экзотики, в том числе попадавшей к ним из Индии, – золота, драгоценных камней, слоновой кости, пряностей, редкостных животных. Вполне возможно, что через делосский порт проходил даже китайский шелк, продававшийся в Европе по бешеным ценам. Однако все это было мелочью. Средиземноморская торговля держалась на трех китах – рабах, зерне и оливковом масле.

Именно на Делосе устанавливались оптовые цены на масло для всего региона. В первой половине II в. до н.э. они держались на уровне 16 драхм за меру (39,4 л). Однако в Италии цены были намного выше и все время росли. Следовательно, экспорт туда масла был выгодным бизнесом.

Зерно означало пшеницу и ее особый тип, известный как олира. Товар прибывал в основном из Египта, черноморских греческих колоний и, особенно до разрушения Карфагена, из Туниса. Судя по уважению, которым пользовался у делосцев Митридат VI Евпатор (132–163 до н.э.), царь Понта на юго-восточном берегу Черного моря (а затем и почти всего побережья), этот регион был одной из главных житниц античности.

Делосская продукция ценилась всеми греками. Однако дорогие вещи – тс же ювелирные изделия, керамика, резная каменная посуда, стекло, мебель – были на острове привозными. Их доставляли из Афин, Коринфа, Малой Азии и Александрии – египетского города, основанного Александром Македонским, названного в его честь и быстро превратившегося в торговый и культурный центр всего эллинистического мира.

Рынок рабов на Делосе

Среди деловой суеты Делоса наибольшей активностью выделялся рынок рабов – за день их продавалось до 50 000. Остров стал центром средиземноморской работорговли после ликвидации Римом своих главных конкурентов в этом деле – Карфагена и Коринфа. Делос получил не только основную часть их прежней клиентуры, но и огромное количество самих коринфян и пунийцев, прибывших в цепях на продажу.

Выгоду Делосу приносила и близость Киликии – области на юго-востоке Малой Азии. Когда династия Селевкидов, управлявшая ею из Антиохии, пала под натиском Рима, киликийцы вовсю занялись морским разбоем. Пиратские корабли прибывали на остров перегруженные награбленным добром и невольниками. Спрос на живой товар был так велик, особенно у римлян, что каждая партия мужчин, женщин и детей уходила с молотка, едва ступив на пристань. Рабов раздевали донага и выставляли на помосте перед покупателями. На шеях вешали бирки с указанием происхождения и способностей.

Перед началом аукциона продавцы вовсю расхваливали свой товар, собирая толпы народа. Если рабов было много, то их продавали сразу партиями – по профессиям. Естественно, спекулянты старались скрывать недостатки невольников, преувеличивая их достоинства, – римлянам пришлось принять особый закон против такого обмана.

Люди со средствами, обращенные в рабство пиратами, прибыв на Делос, часто возвращали себе свободу. Семье достаточно было уплатить выкуп через храм Аполлона в Дельфах – городе, который также был центром поклонения этому богу. Невольник публично объявлялся свободным на церемонии, проходившей в делосском театре у подножия горы Кинф.

На острове жили тысячи рабов и вольноотпущенников. Им разрешено было объединяться в гильдии и устраивать по религиозным праздникам собственные пиршества. Председатели таких обществ оставили надписи, посвященные своим богам, на одном из рынков рядом с гаванью.

Появление банковской системы на Делосе

Торговый оборот таких масштабов сопровождался баснословными по античным меркам финансовыми делами, но мере их роста на острове начался настоящий банковский бум. Его результатом стала изощренная система кредитования и вексельных обязательств. Греческим финансистам приходилось ориентироваться в гораздо большем, чем сейчас, разнообразии валют. Каждый царь, князь или город-государство чеканили собственную монету. На рынках и в портах оживленнейшими местами были столы менял, стоявшие в маленьких конторах, а часто и под открытым небом.

Прогнозируя свои доходы, делосским купцам, как и современным бизнесменам, приходилось учитывать множество факторов: закупочные и продажные цены, транспортные расходы, обменные курсы. Можно было, например, купить 3300 куб. м зерна в Египте за 25 000 драхм и погрузить их на корабль. Путь от Египта до Делоса обходился в 5000–6000 драхм. На острове пшеница в 190 до н.э. шла по 20 драхм за кубометр – значит, эту партию можно было перепродать за 66 000 драхм.

Такая прибыль оправдывала высокие процентные ставки по кредитам. В большинстве случаев деньги ссужали под 12% годовых, а при твердой гарантии – под 10%. Для торговцев некоторыми товарами, например зерном и железом, процент начисляли натурой, но такой кредит давали лишь на несколько месяцев, а пени за просроченный возврат достигали половины взятой в долг суммы. Риск, связанный с морскими перевозками, повышал ставку их кредитования - до 24% в Фивах в III–II вв. до н.э.

Быт жителей древнего Делоса

Делос был не только торговым центром, но и жильем для десятков тысяч человек. Французские археологи раскопали во второй половине XIX В. множество древних зданий. Эти находки говорят больше, чем легенды.

Пристани, загроможденные тюками и глиняными сосудами, завершались изящными колоннадами, а за ними извилистые улочки вели к горе Кинф. На юго-востоке они сходились к театру и перенаселенному жилому району, где на плечи, они лавировали среди бесконечного потока людей и животных. Жилой район оглашался криками мелких торговцев, раскладывавших свой товар прямо на улицах или на открытых прилавках в первых этажах зданий. Рядом с ними трудились ремесленники: сукновалы, гончары, кузнецы, ювелиры. Большинство их изделий продавалось на месте, но некоторые товары, например лампы, маленькие роскошные особняки контрастировали с убогими однокомнатными хибарами.

Большинство домов строилось из местного камня, гранита, и легко расслаивающегося кристаллического сланца. На общественные здания и виллы шел белый мрамор, как местный, гак и с соседних островов – Пароса и Наксоса. Богатые дома были двухэтажными, с балконами и внутренним двором, окруженным колоннадой. Беднота застилала земляной пол циновками, люди зажиточные делали его мраморным или мозаичным, а стены расписывали имитацией лепнины и фресками, как в Помпеях.

Посреди приемных залов или в нишах часто ставили статуи – этот обычай появился в IV в. до н.э. Раньше такие фигуры изображали только богов или олимпийских чемпионов. Они стояли в храмах, святилищах, вдоль ведущих к ним дорог, на городских площадях и улицах. Однако после завоевания Александром Македонским Ближнего и Среднего Востока, в эпоху эллинизма, греки переняли многие тамошние обычаи. Скульпторы взялись за простых смертных, изображения которых стали украшать интерьеры богатых жилищ. В доме Клеопатры, богатой афинянки, поселившейся на Делосе, стояли статуи ее самой и ее мужа в натуральную величину.

На скалистом островке скопилось столько народу, что вода стала дефицитом. Здесь были родник, колодец, Священное озеро и несколько пересыхавших летом ручьев – явно маловато для всех желающих. Проблему решало множество цистерн для дождевой воды. Именно к этим источникам во дворах частных домов или на городских площадях ходили с кувшинами женщины, поставив их на головы.

Делос превращается в руины

В I в. до н.э. «золотой век» Делоса резко оборвался охватившей всю Грецию войной между Римом и Митридатом VI, к которому примкнули Афины. В 88 до н.э. остров, населенный большим количеством римских граждан, был разграблен флотом столь уважаемого на нем понтийского царя. Восстановить силы уже не позволили оживившиеся конкуренты. Нападение пиратов в 69 до н.э. лишило Делос последних остатков богатства и славы.

В 42 до н.э. Афины восстановили над ним контроль, но купцы и банкиры к тому времени исчезли. Греческий автор Павсаний, посетивший остров во II в. н.э., нашел на нем лишь горстку афинских чиновников. «Если бы не храмовые сторожа, Делос был бы необитаем», – отметил он в своем труде «Описание Эллады».

Сейчас здесь живут в основном археологи. Руины дают неплохое представление о великой греко-римской цивилизации.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.