Тайны и загадки цивилизации Майя

В течение шести веков в джунглях Центральной Америки процветала высокоразвитая цивилизация майя, чтобы потом таинственно погибнуть. Самым роскошным из ее городов был Тикаль – центр одного из сильнейших государств этого народа.

Где находилась цивилизация Майя?

Север Гватемалы – негостеприимное место. Густые джунгли, получающие ежегодно не менее 300 см дождевой воды, кишат насекомыми и ядовитыми змеями. Однако в III в. здесь расцвела культура майя – народа, чьи математики оперировали нулем за сотни лет до прихода этого понятия из Индии в Европу, а жрецы-астрономы описывали ночное небо и с достаточной точностью предсказывали солнечные затмения.

В пору своего расцвета майя контролировали площадь в сотни километров с запада на восток и с севера на юг. Это было поле нескончаемой битвы между соперничавшими городами-государствами. Влияние крупнейшего из них, Тикаля, распространялось от Карибского моря до Тихого океана и от Мексики до Гондураса. Эти города были заброшены в IX–X вв., и Тикаль продремал под сенью джунглей до 1699, когда его посетил священник Андрес де Авенданьо, и до 1848, когда его вновь открыл губернатор образовавшегося здесь гватемальского департамента Петен Амбросио Тут. Потом археологи подтвердили, что найден один из главных политических и культовых центров майя.

Примерно в 800 до н.э. здесь в шалашах поселились какие-то древние люди. Из местного кремня и обсидиана с Мексиканского нагорья они делали орудия, обмениваясь продуктами и идеями с ольмекскими городами на северо-западе, а затем с культурами Исапа в Мексике и Каминалькуйю на юге Гватемалы. Постепенно группа лесных деревень слилась в городок, известный его жителям еще как Яш-Муталь, а не Тикаль.

Главный город майя – Тикаль

В 1 в. н.э. душные джунгли победили многих соседей майя. Ольмекские города оказались покинутыми, культура Исапа погибла. Однако благодаря земледельческим навыкам своих жителей Тикаль рос и в V в. стал важным культовым центром. В храмовом «акрополе» севернее главной площади покоилась элита майя. На юго-западе поднялась пирамида (более 70 м высотой), известная сейчас как «Затерянный мир» – вероятно, и обсерватория. Только в центральной части города жили от 40 000 до 45 000 человек.

Над главной площадью Тикаля господствуют два храма, воздвигнутых великим правителем Тикаля Хасау Чан Кауилем. Храм помельче, посвящен его царственной супруге, но археологи не нашли в пирамиде могилы, т.е. это «пустое надгробие», кенотаф. Зато сам Хасау похоронен под Храмом (высота 47 м) в окружении драгоценных сосудов, украшений из копи и нефрита.

С севера его Большую площадь окаймляет храмовый комплекс, известный как «Северный акрополь», возведенный на цоколе площадью почти 1 га. С востока и запада над этой площадью господствуют высокие пирамиды Храмов I и II. Мощеные улицы теряются в пригородах. Проспект, уходящий в правый верхний угол страницы, ведет к самой высокой пирамиде города, Храму IV.

Джунгли не особо мешали горожанам. В лесах было полно разнообразной дичи. Реки давали рыбу и позволяли торговать с жителями морского побережья. Кремень, древесину и известняк добывали на месте, но главным продуктом была кукуруза. Крестьяне выжигали лес, несколько лет подряд обрабатывали оголившуюся землю, а потом, когда почва истощалась, забрасывали этот участок и осваивали новый. Потом майя создали более стабильную систему – с террасными полями по склонам холмов и оросительными каналами в речных долинах.

В пик могущества Тикаля, между VII и X в., его площадь с пригородами достигала 64 кв. км, а уже раскопанный учеными центр занимал 16 кв. км. В нем ученые обнаружили более 3000 зданий – и еще 10 000 как бы внутри них. В отличие от нынешних строителей, сносящих старое, тикальцы просто расширяли и наращивали готовые конструкции, порой объединяя их между собой.

Новая резиденция майя город Теотиуакан

По мере роста Тикаля расширялись и его торговые связи. С морских побережий поступали рыба, моллюски и шипы скатов-хвостоколов, используемые для кровопускания; из других областей Гватемалы – нефрит для резьбы; из джунглей – перья для украшений; с севера Юкатана – мед и соль. Зеленый обсидиан шел сюда 1200 км из места, которое мексиканцы-ацтеки позднее стали называть «городом, где человек превращается в бога», – Теотиуаканом.

Теотиуакан лежит на участке плато высотой 2280 м над уровнем моря северо-восточнее нынешнего Мехико. Его влияние на соседние области объяснялось главным образом монополией на торговлю вулканическим стеклом, обсидианом и достигло своего пика в столетие после 378 н.э. В этот год теотиуакапский вождь Сияк Как (Огнерожденный) захватил Тикаль и сделал его правителем своего сына Яш Нуун Айнина (Первого крокодила). Тот основал династию, обогатившую майя многими элементами северо-западной культуры.

Характернейшими для Тёотиуакана изделиями были глиняные цилиндрические вазы с тремя ножками и крышкой. Такие сосуды найдены и в Тикало. Новая династия прибыла со своим культом. На тикальской керамике появляется центрально-мексиканский бог дождя – с клыкастым разинутым ртом и глазами-блюдцами.

По не вполне понятным причинам к 650 н.э. Теотиуакан начал терять свое влияние. За 50 лет его покинули почти все жители, но Тикаль, позаимствовав многое из этой культуры, процветал еще два столетия.

Ученые проследили историю майя по записям на стелах, раскопанных в городах этого народа. Их расшифровка началась не так давно, но уже позволила разобраться в союзах и конфликтах между многочисленными городами-государствами.

Летоисчисление цивилизации Майя

Майя использовали пиктограммы и фонетические знаки. Первыми расшифровали математические записи – это в основном даты. Майя вели так называемый «Длинный отсчет» дней, начало которого соответствует 3113 до н.э. Это на тысячи лет предшествует появлению древнейших известных науке памятников майя.

Видимо, оно связано с местными легендами о сотворении мира. Майя считали, что боги уже успели создать и уничтожить его трижды. В первом мире люди были из глины, не умели думать, поэтому и подверглись ликвидации. Их сменило деревянное племя – бездушное и глупое. Оно утонуло или было съедено демонами. Затем боги слепили предков майя из каши, сваренной из священного растения – кукурузы. Наконец, уничтожив их, создали наш мир с людьми из плоти и крови.

Если считать 3113 до н.э. точкой отсчета, датировка майанской истории сильно упрощается. Все найденные записи по Тикалю попадают в промежуток между 416 и 869 н.э. Майя любили считать двадцатками. Их год (тун) включал 18 двадцатидневных месяцев плюс пять «несчастливых дней». Годы составляли 20-летние «катуны», те в свою очередь – 400-летние «бактуны» и т.д. до «алаутуна» – периода продолжительностью более 63 млн. лет.

Майя писали сложными иероглифами. Две крупные фигуры на этом рельефе из Паленке означают слова «день ноль» - это часть даты рождения вождя в системе «Длинного отсчета».

Религиозные убеждения Майя

Правители майя считались полубогами или как минимум верховными жрецами, связующими людей с воинственными божествами и демонами. Некоторые небожители обладали сложным характером, сочетавшим разные начала – зачастую четыре, в соответствии со сторонами света. Ставными в пантеоне были боги природных стихий, растительности и сезонов, т.е. времени. Представители элиты, чтобы общаться с духами, делали сами себе кровопускание.

Считалось, что боги слепили предков майя из каши, сваренной из священного растения – кукурузы. Потом уничтожили их и создали наш мир с людьми из плоти и крови.

Вождей-жрецов окружала элита. В этом кругу власть человека отражала его статус в религиозной иерархии. Детям знатных семейств надевали на голову деревянный футляр, с годами придававший их черепу «благородную» форму – с плоским, скошенным назад лбом. Ниже стояли ремесленники и купцы, обеспечивавшие город товарами и изделиями, а основанием социальной пирамиды были крестьяне, кормившие и строившие эту цивилизацию. Ее блага почти или совсем не доставались земледельцам, и когда в IX в. страна затрещала по швам, тысячи людей, видимо, без сожаления мигрировали, бросив города на произвол судьбы.

Гибель майя

Судя по динамике захоронений, после 830 население Тикаля резко пошло на убыль. Это междоусобицы, приведшие к отделению от крупных городов их вассалов и разрушению региональной экономики; истощение (выпахивание) почвы, что заметно но озерным осадкам; катастрофическая засуха, усугубившая эти несчастья. Раскопанные скелеты свидетельствуют о широком распространении хворей и недоедании. Возможно, крестьяне, измученные все более амбициозными строительными программами, просто восстали.

Последний крупный храм Тикаля был завершен в 810. На последней стеле указан год – 869. По всей территории майя череда таких последних дат говорит о вымирании великих городов: Копан – 801, Паленке – 835, Тикаль – 869. Их убивали не пожары и не нападения врагов, а постепенное ослабление жреческой власти, медленное сокращение населения и неумолимое истощение ресурсов. Тикаль был самым крупным городом майя, но всего лишь островком в океане джунглей. Стоило людям ослабить оборону, и лес постепенно отвоевал уступленную территорию.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.