Тайны и загадки цивилизации Чимор, царства народа чиму

На северном побережье Перу обширная песчаная равнина сплошь покрыта развалинами. Здесь стоял Чан-Чан, главный, город Чимора, государства, захваченного инками всего за семь десятилетий до того, как они сами стали пленниками испанских конкистадоров.

Царство народа чиму в Чиморе

Когда в XVI в. испанцы захватили инков, им достались руины сразу нескольких цивилизаций. Инки успели покорить множество народов, и чужую культуру они уничтожали не менее беспощадно, чем европейцы их собственную. Поэтому более ранние государства в Аидах и у их подножия остаются для нас загадкой.

Первой в Перу возникла культура Чавин, около 1000 до н.э. За ней последовали Паракас в центральной части побережья (мумии, обернутые в прекрасно сохранившиеся ткани), Мочика севернее (хорошие строители и ювелиры) и таинственная Наска южнее, которая около 500 н.э. начертила среди пустыни гигантские, различимые только с высоты птичьего полета геометрические узоры и контуры животных.

Примерно в 1000 н.э. на значительной части Перу господствовала оставившая богатое наследие культура города, который позже инки назвали Тиауанаку (Тиау-анако), настоящее имя его было другим. Среди цивилизаций, выросших на ее руинах, наиболее впечатляет Чимор – царство народа чиму с его столицей Чан-Чаном.

Легенды о создании Чимора

Возникновение Чимора описывается в древних легендах, собранных испанскими хронистами. В их центре – полумифический герой Тайканамо, основатель царской династии чиму. Согласно преданиям, он прибыл в долину реки Моче на бальсовом плоту по морю с севера как посол заморского правителя. С собой он привез желтый порошок – вероятно, золотую пыль. Тайканамо основал большое святилище, выучил местный язык, и индейцы признали его своим вождем.

По легенде, династия была основана около 1300, но археологи доказали, что столица чиму Чан-Чан возникла раньше. По-видимому, первый поселок появился здесь не позже 800 до и.э., а монументальное строительство началось где-то в 850 н.э. Однако только при династии Тайканамо город стал восхищать своих современников.

Архитектура Чимора

Комплекс пирамид под Чан-Чаном, известный как Узка дель Драгон, вероятно, был храмовым. Его стены из сырцового кирпича украшены изображениями сказочных существ. Они получены на толстом слое глиняной обмазки путем выскабливания «всего лишнего». Узор в форме радуги на этом снимке - стилизованная двуглавая змея.

Сохранившиеся стены из сырцового кирпича, окружавшие 10 «укрепрайонов» Чан-Чана, местами еще достигают высоты 9 м. Многие из них украшены фризами с морскими мотивами. Здесь скорее необычный случай - орнамент с сухопутными существами.

Стены дворцов и других крупных построек в 10 «цитаделях» часто по своей природе декоративны - их кирпичи образуют сетчатые конструкции из треугольников, ромбов и квадратов.

Стены украшали фризами с геометрическими, зоологическими и мифологическими мотивами. Рельефы часто включают изображения морских птиц, рыб, морских звезд и ракообразных. Чан-Чан стоял рядом с океаном, который играл большую роль в жизни чиму. Управляло этой стихией божество Ни, которое старались умилостивить, бросая в волны кукурузу и красную охру.

Однако эти энергичные строители возвели города (поменьше Чан-Чана) почти во всех долинах, которыми владели. Яркие примеры – Тукуме-Вьехо на реке Лече и Пакатнаму на Хекетспеке. Чиму следовали градостроительным традициям, заложенным прежними андийскими цивилизациями, но работали сноровистее и масштабнее.

Расцвет империи Чимор при правлении династии Тайканамо

Династия Тайканамо продолжалась еще 9 царями. Его ближайшие преемники покорили всю долину Моче и шесть соседних. Однако империя достигла своего пика при последнем монархе, Минчанкамане. В середине XV в., когда инки захватывали горные районы к югу от своей столицы Куско, он подчинил Чимору все центральное побережье Перу. Его царство растянулось на 960 км: от Тумбеса на севере до окрестностей современной Лимы.

Чан-Чан был крупнее самого Куско. На площади 18 кв. км здесь проживали 40 000 человек. Город со множеством мастерских, лавок, складов и храмов представлял собой религиозный и административный центр чиму. В его застройке господствовали 10 крупных «укрепрайонов» со стенами высотой 7,5–9 (иногда 20) м. Все они соответствуют одному плану: прямоугольник с узким входом в северной стене и внутренней частью, разделенной на северную, центральную и южную зоны.

В первых двух находились жилые кварталы, кухни, залы для собраний, дворы, колоннады, склады, хранилища воды. Южная секция часто содержала курган или насыпь. Раскопав один из этих холмов в 1969, археологи обнаружили останки почти 100 молодых женщин. В центре находилась Т-образная могила с погребальными дарами.

Мастерство текстильщиков в Чиморе

До прихода конкистадоров индейцы Перу славились далеко за его пределами как высочайшего класса ткачи.

Лучшие их изделия - с южного побережья, где сложилась культура Паракас (500 до н.э. - 100 н.э.), мастера которой использовали до 190 расцветок пряжи. На северном побережье с более влажным климатом ткани быстро сгнивали, однако понятно, что чиму, хотя и жили намного позже паракашев, по качеству текстиля сильно от них отставали. У немногих раскопанных образцов ткани колорит крайне бедный.

Чиму использовали в основном хлопок и шерсть альпаки. Пигменты для пряжи были чаще всего растительными (например, синий индиго). Животные красители применялись реже. Высокоразвитая техника позволяла получать кисею, гобелены и двухслойные ткани. Изделия часто украшали полосами вышитого или набивного узора. Мотивы его такие же, как на керамике или рельефных фризах, покрывающих стены многих чанчанских построек. Обычно это геометрический узор, стилизованные птицы, рыбы, люди и мифические существа.

Еще чиму роскошно отделывали ткани, нашивая на них перья тропических птиц. Этот материал выменивали у лесных индейцев, и сейчас живущих во внутренней части Перу. Те в свою очередь тоже высоко ценили яркие перья, которые пускали на собственные ритуальные наряды. Из-за дороговизны этого сырья по всей Южной Америке ткани из него носили только цари и высшая знать.

Государственное устройство и экономика Чимора

Организовать империю с таким размахом могла только сильная администрация. О ее устройстве кое-что известно. Царь обладал абсолютной властью. Его называли «кие-кик», т.е. «великий господин». Как и правитель инков, он считался потомком богов.

Ниже царя стояли вожди (алаэки) и члены августейшей фамилии. По одному из мифов, монарх и знать произошли с одной пары звезд, а простонародье – с другой. Это поверье подчеркивает строгость кастовой системы и невозможность для человека изменить в ней свое положение. Низы общества обозначались терминами «иа-раэмг» и «яна», которые принято переводить как «вассалы» и «слуги».

В керамике чиму часто встречаются бытовые сюжеты типа этого рыбака на тростниковой лодке. Было налажено массовое производство фигурных сосудов в формах.

Назначение этих «рук» работы чиму неясно. Захватившие их земли инки считали золото животворящим «потом солнца». Наше светило символизировали у них золотые головные уборы правителей.

Кормило людей прежде всего земледелие, а земля принадлежала в основном правящей верхушке. Из животных разводились на мясо собаки и мускусные утки. Дополняли меню дичь и рыба.

Государство руководило разнообразными общественными работами, включая проведение дорог и расширение оросительной системы, заложенной еще культурой Мочика несколькими столетиями раньше. Для увеличения урожайности каналы тянули даже в засушливые места вокруг долин.

Поклонение стихиям в Чиморе

Как и все древние народы, чиму признавали сверхъестественную силу небесных тел и природных стихий. Однако четкой иерархии в их пантеоне, похоже, не существовало. Легенды упоминают богов моря, звезд, солнца и лунную богиню Си, которая, кстати, считалась сильнее солнечного божества, поскольку ее светило бывает видно и днем.

Если о верованиях чиму известно мало, то о мастерстве их ремесленников позволяют судить многочисленные находки археологов. Среди артефактов попадаются фигурки, идентичные рельефам на столичных фризах. Очевидно, было развито массовое производство копий с одной модели. Текстильщики умели производить гобелены, вышивки и церемониальные мантии из перьев. Гончары специализировались на полированной темной керамике – сосудах, отлитых в формах и украшенных фигурками людей и животных. Однако самыми искусными были златокузнецы. Они освоили пайку, гравировку и технику филиграни.

Захват империи чиму инками

Примерно в 1460 инки начали наступление на север Перу. Несмотря на яростное сопротивление, Чимор был покорен и включен в инкскую империю. Инки, согласно обычаям, не лишили жизни последнего правителя чиму Минчан-самана (Мипчапкамаиа), но отвезли в Куско и женили на инкской принцессе. Его любимого сына Чумуи-Каура (Чумун-Куара) после кончины отца назначили марионеточным властителем несуществующего государства, после смерти Чумуи-Каура – его первенца, Уаман-Чуму, затем сына последнего, Анко-Куйуча (все жили в Куско без нрава выезда, числясь царями на содержании инков). Инки постарались интегрировать высокоразвитую культуру чиму в свою империю, которая охватывала не только современное Перу, но также частично Эквадор, Боливию, Чили и Аргентину. Как и Чимор, она была жестко централизована. По дорогам, проложенным между ее городами, бегали скороходы, разнося из столицы приказы верховного инки, Сына солнца.

После захвата империи инков испанцами золото Чан-Чана, оказавшееся в Куско, разграбили конкистадоры. Тонкой работы изделия (такие, как Золотой сад) европейцы переплавили в огромное количество слитков.

Однако ни время, ни враги не смогли полностью уничтожить цивилизацию чиму. Инки распространили ее культуру далеко за пределы Чимора, а испанские хронисты записали легенды талантливого народа. Даже развалины огромного Чан-Чана заставляют восхищаться созидательной энергией его могучих правителей и их неутомимых подданных.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.