Чатал-Хююк - удивительное поселение каменного века

17 октября 2019 в 4:46

Загадочный холм, раскопанный в 1960-х в Турции, произвел настоящую революцию в археологии. Оказалось, что крупный культурно-хозяйственный центр существовал на этом месте за 2000 лет до цивилизаций Египта и Месопотамии.

Остатки общины каменного века Чатал-Хююк

В 1961 году группа британских археологов во главе с Джеймсом Меллартом проделала по Анатолийскому плоскогорью путь в 320 км на юг от столицы Турции Анкары. Целью экспедиции был курган (по-турецки «хююк»), поднимавшийся у реки Чаршамба на высоте более 1000 м над уровнем моря.

В ходе раскопок выяснилось, что этот холм — Чатал-Хююк — скрывает самое крупное и самое удивительное поселение эпохи неолита (позднего каменного века) из всех известных на Ближнем Востоке. Здесь были внушительные жилые дома, святилища и усыпальницы, развиты ремесла, искусства и торговля, причем не только местными, но и экзотическими товарами.

Сначала радиоуглеродный метод дал возраст поселения 6250—5400 до н.э. Однако проверка этих результатов дендрохронологическим методом (подсчетом годичных колец в стволах) отодвинула время основания Чатал-Хююка дальше в прошлое — к 7200—7100 до н.э.

Фактически от поселения осталось два холма, разделенных рукавом Чаршамбы. Археологов больше заинтересовал восточный, неолитический. Второй холм возник позднее, в энеолите (переходный период от каменного к бронзовому веку), когда центр поселения сдвинулся западнее. К1965 была раскопана лишь малая часть восточного холма площадью 13 га, основные работы здесь начались силами крупной международной группы с 1993.

Жизненный уклад в Чатал-Хююк

Во время открытия Чатал-Хююк был единственным в своем роде. Однако с тех пор обнаружены и другие крупные неолитические поселения, например Умм-Дабагия на севере Ирака, Заге на севере Ирана, Букрас и Абу-Хурейра в Сирии, Джан-Хасан, Суберде и Эрбаба в Турции. Впрочем, ни одно из них по культурно-техническому уровню не дотягивало до Чатал-Хююка, который дал археологам первое представление о жизни древних земледельцев, не только сеявших зерновые, но и делавших фигурки божеств и осуществлявших товарообмен с другими отдаленными общинами.

Планировка древнего поселения

Мелларт раскопал в восточном холме целый квартал домов и святилищ, часть другого, похожего, квартала и часть третьего, чисто жилого. Ученым 1960-х комнаты, украшенные реликвиями типа бычьих рогов и статуэток, казались четко отделенными от жилищ «храмами». Однако более поздние исследования показали, что большинство домов делилось на две зоны — южную, хозяйственную с очагом, постелями и закромами для припасов, и северную, где находились ритуальные объекты и сложные стенные росписи.

Каждый дом из сырцового кирпича вплотную прилегал к соседним, но окружался собственными стенками, так что мог быть легко разрушен и перестроен. Скопления таких прямоугольных коробок давали похожие на соты кварталы, разделенные замкнутыми дворами. В них система вылепленных из гипса желобов отводила с кровель дождевую воду. Ни улиц, ни дверей не было — в дома попадали через люки в крыше.

Причины такой планировки остаются загадкой. Впрочем, данные из Ирака, Ирана, Сирии и других мест Турции говорят, что 10 000—9000 лет назад вход в дом через крышу был на Ближнем Востоке обычным делом. Вероятно, такая система лучше всего защищала от бродячих животных и вороватых соседей.

В Чатал-Хююке раскопано 14 культурных слоев, соответствующих 800 годам хозяйственного развития, однако базовый вариант домов за этот срок практически не изменился. Каждый состоял из главной комнаты размером примерно 6 х 4 м с пристроенным чуланом. На крыше был маленький хозблок из обмазанного гипсом плетня, служивший одновременно сенями.

Деревянные ступени или приставная лестница вели с крыши в кухонную зону, занимавшую южную часть дома. Здесь находились очаг или печь с запасом топлива. Сосуды для готовки стояли в ямах на полу, а дым выходил через дыру в крыше. В некоторых горшках найдены «кипятильники» — камни, которые нагревали в очаге, а потом бросали внутрь для разогревания содержимого.

Центральную часть пола покрывали тростниковые циновки. На северной стороне находились застеленные ими же помосты, служившие днем диванами и рабочими столами, а ночью — постелями. Одновременно это были семейные склепы.

Захоронения в Чатал-Хююк

Гипсовая поверхность помоста периодически взламывалась, и в яму под ним глубиной 1,5—1,8 м опускался очередной покойник с посмертными дарами — браслетами, медными бусинами, ожерельями, обсидиановыми зеркалами, оружием, а также массой корзин и деревянных коробок, говорящих о вере в полноценную загробную жизнь. Правда, сами тела замуровывались в скрюченной позе.

Более половины скелетов в таких погребениях соответствуют маленьким детям. Видимо, в каждом склепе хоронили только членов одной нуклеарной семьи. В нескольких случаях последний скелет принадлежит взрослому мужчине, после смерти которого дом покидался, возможно, чтобы стать святилищем предков. Во всех домах находят одно и то же: остатки еды и циновок; сосуды из глины, дерева, иногда камня; бусины, инструменты и оружие из обсидиана (очень твердого вулканического стекла), реже — из кремня.

Быт людей в Чатал-Хююк

Чатал-хююкцы держали прирученных собак, выполнявших не только сторожевые, но и, судя по стенным росписям, пастушьи и охотничьи функции. Характер износа человеческих зубов говорит, что зерно отнюдь не было здесь главной пищей. Ели много мяса (его давали домашние и дикие животные), а также рыбу. Судя по костям и стенным росписям, разводили в основном овец, а баранину разнообразили охотничьими трофеями. В меню значились дикие козы, лошади, быки, кабаны и олени. Ради шкур промышляли леопардов, онагров (диких ослов), львов, газелей, медведей и даже диких котов.

Запасы различного зерна говорят о довольно развитом земледелии и знакомстве с несколькими культурами. Иногда пекли лепешки, но обычно делали кашу или похлебку. Крестьяне выращивали также овощи и, по-видимому, давили масло из семян пастушьей сумки — растения, близкого к горчице.

На столе регулярно бывали желуди, каперсы, дикие яблоки, виноград, фисташки и грецкие орехи, собиравшиеся в сырых окрестных зарослях и лесах по краю равнины Конья. Недавние раскопки говорят о важной роли в питании местных жителей клубней, в том числе росшего рядом камыша.

Торговля в каменном веке

Кроме пищи, равнина Конья могла дать разве что глину и тростник. Практически все остальное было привозным. Дерево — можжевельник, дуб и сосну — вероятно, сплавляли по Чаршамбе со склонов Тавра, примерно в 80 км к югу, а потом тащили к поселку волами. Медь и свинец поступали с этих же гор. Обсидиан для изготовления острых орудий типа лезвий и наконечников стрел, находился неподалеку. В домах найдены также средиземноморские ракушки, сирийские кремневые и керамические изделия.

Чатал-хююкские ремесленники пользовались и другими, явно не местными материалами, включая краски (например, желтую и красную охру); твердый камень для орудий; известняк, глинистый сланец, арагонит; самоцветы вроде сердолика (карнеола), а также синего и зеленого апатита, из которых делали бусы.

Все это говорит о меновой торговле с дальними краями. Находки местной керамики в Киликии (на 160 км юго-восточнее) демонстрируют влияние Чагал-Хююка далеко за пределами равнины Конья, возможно, даже в окружающих ее горах, на площади предположительно 30 000 кв. км.

Предметы искусства в Чатал-Хююк

Весьма вероятно, что стабильность самого Чатал-Хююка и его связей с другими сообществами во многом определялась общей религией. Домашние святилища украшались тремя способами: стенными росписями, гипсовыми рельефами и вырезанными в гипсе силуэтами.

Росписи варьируются от простых красных панно и геометрических узоров до сложных дизайнерских решений с символическими фигурами и кистями рук. Среди сюжетов известны стервятники, парящие над трупами; мужчина, отбивающийся от стервятника; мужчина, держащий две человеческие головы; охота на оленя; извержение вулкана.

В домах и склепах Чатал-Хююка найдены сотни бытовых предметов, дающих четкое представление о повседневных заботах его жителей. Большинство вещей вырезано из кости и дерева или вылеплено из глины. Особенно примечательны костяные вильчатые лопаточки, которыми женщины накладывали макияж. Раскопана деревянная посуда - огромные блюда с ручками, тарелки, миски. Еду готовили в высоких двуручных глиняных горшках, которые ставили на открытый очаг либо в печь.

Гипсовые рельефы беднее темами, которые часто повторяются. Распространены фигурки богини в позе роженицы — с поднятыми руками и ногами. Роды вообще — популярный сюжет. Например, одна богиня рожает бычью голову, а рядом ее подруга — баранью. В другом случае над женской фигурой высится столбик из трех бычьих голов, а поверх них — баранья. Означает это последовательные «роды» или «геральдических» спутников божества, неясно.

Рельефная бычья голова встречается в очень многих зданиях — с настоящими, глиняными или гипсовыми рогами. Почти наверняка это олицетворение мужского начала, которое в такой скульптуре никогда не бывает антропоморфным. Женское начало выглядит по-разному. Некоторые фигурки беременные, другие — худые и изящные. Есть ловко сработанная «Барби» с вставными руками и ногами. Многие фигурки без лиц — похоже, на шпеньках над их головами крепились маски или парики.

Тематика третьего типа изображений, силуэтного — быки, оленьи головы с рогами в профиль, кабаны и коровы. Бычьи головы бывают также со сложенными под ними дарами — от украшений и оружия до кусков мяса и даже человеческой головы в корзине. Толкование этих сюжетов — область гипотез. В общем, похоже на поклонение циклу рождения-смерти, что подтверждается и находимыми тут же ритуальными объектами.

Мелкие статуэтки (обычно ниже 20 см) из камня или обожженной глины изображают богов и полубогов. Они собраны в святилище. Несколько статуэток изображают бородатого мужчину, возможно, бога охоты, сидящего среди грубо вырезанных животных. Однако наиболее впечатляет женское божество, которое, сидя на зооморфном троне, рожает младенца.

Богатство культовых изображений в Чатал-Хююке говорит о развитой религиозности. Здешние идолы явно послужили прототипами позднейших анатолийских (и не только анатолийских) богов и богинь, сопровождаемых птицами, леопардами, быками и оленями.

Откуда взялись основатели Чатал-Хююка?

Стены пещер и грота покрыты изображениями быков, оленей, диких козлов, окруженных мелкими человеческими фигурками. Это очень похоже на живопись Чатал-Хююка. Некоторые ученые считают, что обитатели Чатал-Хююка — шумероиды из Гандж-Даре (Загрос, Иран), куда, в свою очередь, пришли с Дона и Северного Кавказа около XV тысячелетия до н.э. В районе Чатал-Хююка они могли смешиваться с местным населением.

Чатал-Хююк процветал несколько тысяч лет. В начале бронзового века число поселений на равнине Конья резко возросло. К 3000 до н.э. начали возникать города, но к тому времени потомки чатал-хююкцев уже куда-то мигрировали, возможно, в направлении Египта. Вскоре после 2000 до н.э. этот регион практически опустел. И все же культура Чатал-Хююка знакома не только ученым.

Простые геометрические узоры на стенах его домов — красные панно с отпечатками растопыренных ладоней — можно видеть в шести современных окрестных деревнях: выдумка первобытного дизайнера пережила автора на 9000 лет.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы